Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”

Территориальные воды и прилежащая зона; их правовой режим, порядок отсчета, право мирного прохода.

Под территориальными водами (территориальным морем) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которыми прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушного пространства на территорией моря, его дно и недра. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

Также в соответствии с Конвенцией государство вправе применить для отсчета ширины территориального моря:

  • – линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии)
  • – либо прямые исходные линии (эти линии соединяют крайние точки берега или островов).

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба метода.

В соответствии с МП суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов следовать по таким коридорам или схемам разделения движения судов.

Читайте также:  Статья 36. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, которое не является мирным.

Под прилегающей зоной понимается зона, прилегающая к территориальному морю, и в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных МП целях (конвенция 1982 г.

Ширина прилегающей зоны – 24 морские мили, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря. Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях недопущения нарушения таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного государства. Если судно нарушило какое-либо из названных законов и правил в пределах территории или в территориальном море, прибрежное государство может задержать такое судно в соответствующей прилегающей зоне и подвергнуть наказанию виновных лиц.

В соответствии с конвенцией ООН, международные проливы – проливы, которые используются для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. При этом к таким проливам относятся проливы, воды которых входят в территориальное море прибрежных государств.

В проливах, используемых для международного судоходства все суда и летательные аппараты независимо от флага пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив.

Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Панамский, Суэцкий, Кильский, Коринфский).

Проход по ним открыты для всех судов без различия флага.

Схожи с проливами, но в отличии от них, каналы, как правило, прокладываются по территории одного государства – следовательно подпадают под сферу его территориального верховенства.

Особенность – государства, сознавая значимость канала для морского судоходства добровольно признает международный статус канала и берет на себя в связи с этим ряд обязательств, призванных обеспечить свободу судоходства по каналу, при соблюдении соображений безопасности, экологии и т.

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

(в ред. Федеральных законов от 24. 2002 N 178-ФЗ, от 07. 2005 N 15-ФЗ, от 14. 2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 14. 2008 N 118-ФЗ)

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(часть первая в ред. Федерального закона от 31. 1999 N 105-ФЗ)

Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением погрузки припасов в портах, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

(часть вторая введена Федеральным законом от 03. 2016 N 253-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 244-ФЗ)

Часть вторая исключена. – Федеральный закон от 31. 1999 N 105-ФЗ.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

(в ред. Федерального закона от 10. 1994 N 23-ФЗ)

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

(в ред. Федерального закона от 24. 2002 N 178-ФЗ)

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.

К материалу “Великобритания стремится к скорейшему разрешению конфликта с Ираном”

Территориальные воды (территориальное море) – это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно – Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль,  национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США – 6 миль, некоторые страны Африки – 24 мили, страны Южной Америки – до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ” и Законом РФ 1993 г. “О Государственной границе РФ”. Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение – право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.

“Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства” (ст. 19 Конвенции 1982 г.

Проход признается нарушающим “мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

– угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

– любые маневры или учения с оружием любого вида;

– любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

– любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

– погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование – буи, знаки и т. , осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Правовой режим территориального моря и прилежащей зоны

Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, именуемый территориальным морем (территориальными водами). При этом суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра дна. Этот суверенитет осуществляется с учетом применимых норм международного права (ст. 2 Конвенции ООН 1982 г.

Каждое прибрежное государство имеет право самостоятельно устанавливать ширину своего территориального моря, но до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В качестве «нормальной исходной линии» Конвенция определяет линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба (ст. 3-5 Конвенции). В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходных линий может применяться метод отсчета прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки (п. 1 ст. 7 Конвенции 1982 г.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод (п. 3 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Территориальное море представляет собой часть государственной территории прибрежного государства. Тем не менее суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Мирный проход иностранных судов в территориальном море прибрежного государства осуществляется в соответствии с положениями разд. 3 ч. II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он может осуществляться судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Вместе с тем он может предусматривать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 г. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

«а) угрозу силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

b) любые маневры или учения с оружием любого вида;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

f)подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

i) любую рыболовную деятельность;

j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

  • к) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
  • 1) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу» (п. 2 ст. 20)»

Следует особо остановиться на проблеме прохода иностранных военных кораблей в чужих территориальных водах. Долгие годы представители социалистической доктрины международного права настаивали на наличии общепризнанной нормы международного обычного права, запрещающей такой проход без получения предварительного разрешения у властей прибрежного государства. Так, в популярном в свое время советском учебнике по международному праву, вышедшем в свет в 1974 г. под редакцией председателя Советской Ассоциации международного права проф. Тункина, отмечалось: «Прибрежное государство вправе запретить проход иностранных военных кораблей через свое территориальное море. Оно может регламентировать их доступ путем выдачи разрешения на проход. Практике известен также уведомительный порядок. Государство, наконец, может сделать проход иностранных военных кораблей полностью свободным от каких- либо предварительных условий». Схожей позиции придерживаются и некоторые российские ученые. Так, П. Бирюков в 1999 г. писал: «Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды».

После того, как на I Конференции ООН по морскому праву советский подход к данной проблеме был отвергнут, Белорусская ССР при подписании и ратификации Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. сделала соответствующие оговорки. Текст оговорки БССР к ст. 23 (подраздел D. Правило, применяющееся к военным кораблям) гласил: «Белорусская Советская Социалистическая Республика считает, что прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных кораблей через его территориальные воды».

Следует, однако, признать, что в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. мы не находим достаточно четких указаний по существу данной проблемы. Прямого запрета на «мирный проход» военных кораблей Конвенция не содержит. В ней, однако, учитывается особый статус военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Так, в ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права».

Следует отметить, что в самых последних российских учебниках по международному праву учитываются новые реалии. Так, Р. Каламкарян и Ю. Мигачев отмечают: «Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен:

  • а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам;
  • б) другие – лишь предварительного уведомления;
  • в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т. ); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т. , кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30)».

Правовой режим территориального моря. Прилежащая зона. Экономическая зона. Режим архипелажных вод

Правовой режим территориального моря

Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (равнозначный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

В своей основе аналогичное определение, но без указания архипелажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г. , явилось достижение консенсуса по этому вопросу.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.

Таким образом, был установлен юридический статус территориального моря как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

Однако установление юридического статуса того или иного пространства предполагает определение его границ, о чем специально говорилось в гл.

В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г. , озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр». Оно простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства и его внутренних вод на расстояние, не превышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна граница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.

Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно вышесказанное применительно к таким водам, а также то, что установлено в соответствующей части Конвенции применительно к архипелажным водам.

Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.

Прежде всего ее ст. 5 гласит, что такой «нормальной исходной линией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Однако при определенных природных и иных условиях прибрежное государство для проведения исходной линии может использовать метод «прямых исходных линий», соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море портовые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.

Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному государству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.

Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).

Правовой режим территориальных вод, находящихся под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, – через территориальное море данного государства.

a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у такого портового сооружения.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из видов деятельности, обозначенных в подпунктах «а»–«е» п. 2 ст.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопасности судоходства.

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).

Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:

a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.

Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.

Пространства Мирового океана, имеющие юридический статус исключительной экономической зоны, — одно из новейших явлений в современном международном морском праве, нашедших воплощение в рассматриваемой Конвенции ООН.

Исключительная экономическая зона, согласно Конвенции (ст. 55), представляет собой район, который находится за пределами территориального моря, прилегает к нему и подпадает под установленный в настоящей части Конвенции особый правовой режим.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим этой зоны предусматривает, что прибрежное государство осуществляет в ней:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;

другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать в зоне искусственные острова, установки и сооружения, а также разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование. Оно осуществляет исключительную юрисдикцию над такими островами, установками и сооружениями, издает соответствующие законы и правила, а также определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и принимает меры по их сохранению от чрезмерной эксплуатации.

Все другие государства пользуются в зоне правами, свободами и юрисдикцией, предусмотренными положениями Конвенции, касающимися открытого моря.

Прибрежное государство при осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне обязано должным образом учитывать права и интересы других государств, как они предусмотрены в Конвенции.

Режим архипелажных вод.

Определение юридического статуса и правового режима архипелажных вод также является одной из новелл Конвенции 1982 г.

Согласно ч. IV Конвенции, озаглавленной «Государства-архипелаги», термин «государство-архипелаг» означает государство, которое полностью состоит из одного или более архипелагов и может включать другие острова. «Архипелаг» означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми.

На архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага. Этот суверенитет распространяется при условии соблюдения положений данной части Конвенции.

Границей архипелажных вод являются архипелажные исходные линии, проведенные в соответствии со ст. 47 Конвенции. В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для делимитации своих внутренних вод.

Вместе с тем Конвенция учитывает исторически сложившиеся и иные потребности всех других государств в части пользования архипелажными водами в мирных целях, в том числе в целях морского судоходства.

При условии соблюдения правового режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, именуемым в Конвенции правом архипелажного прохода по морским территориям.

Архипелажное государство может устанавливать морские коридоры и расположенные над ним воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета иностранных летательных аппаратов над ними.

Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа государства-архипелага отмеряется от архипелажных исходных линий. В указанных пределах юридический статус и правовой режим этих пространств государств-архипелагов тот же, что и предусмотренный в соответствующих случаях для прибрежных государств.

Таковы особенности юридического статуса и правового режима архипелажных вод, существенно отличающие его от статуса и режима внутренних вод прибрежных государств. Это, очевидно, разумный учет баланса потребностей и интересов государств-архипелагов и всех других государств в пределах пространств Мирового океана.

Законопроект о последствиях делимитации границы Каспия внесен в Госдуму

Москва,
28 сентября 2021, 11:43 — REGNUM Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об изменениях в связи с ратификацией Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, передает корреспондент ИА REGNUM 28 сентября.

Каспийское море. Снимок из космоса

Изменения направлены на включение ряда норм конвенции в некоторые федеральные законы с целью ее последующей беспрепятственной имплементации в частях акватории Каспийского моря, на которые после вступления международного договора в силу, соответственно, будут распространяться суверенитет, суверенные права и юрисдикция Российской Федерации, отметили авторы инициативы.

В частности, предлагается дополнить важным положением о том, что прохождение государственной границы на Каспийском море устанавливается по внешней границе территориальных вод.

Большинство существенных изменений вносится в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Это, прежде всего, относится к раскрытию правового содержания понятий внутренних вод и территориальных вод Российской Федерации в Каспийском море, особенностей их правовых режимов.

Согласно конвенции, делимитация в Каспийском море проводится с учетом общепризнанных в международном праве норм и принципов, однако имеются свои особенности. Акватория Каспия разграничивается на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство, правовой режим которых российским законодательством не регламентирован.

Территориальное разделение акватории Каспия, экология и энергетика. Касается России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана. В этих вопросах среди регионов России касается Астраханской области, Калмыкии и Дагестана

Вопросы:
1. Сферы действия МП. Территория и МП. Правовой режим Арктики и Антарктики. Государственная граница: понятие, правовое
регулирование. • 5. Способы установления государственной границы. • 6. Приграничные зоны: правовой режим. • 7. Взаимодействие международного и
внутригосударственного права.

• 1. Сферы действия МП. • Сфера действия МП – средства применения
международно-правовых средств и способов воздействия
на объект международно-правового регулирования. • 1. Субъектная сфера действия МП – (государства; нации,
борющиеся за независимость; международные
организации). • 2. Объектная сфера действия МП (международные
отношения). • 3. Пространственная сфера действия МП (воздушное
пространство, водное пространство, космическое
пространство).

• 2. Территория и МП. • Территория ( в широком смысле) – вся планета земля
с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами,
воздушным пространством – среда обитания и
материальная база существования земной
цивилизации, а также космическое пространство,
окружающее Землю, Луна и другие небесные тела
Правовые режимы территорий:
• Территории с международно-правовым режимом
• Государственные территории
• Территории со смешанным режимом

• Государственная территория:
-сухопутная территория (поверхность суши),
включая острова, анклавы;
– водная территория (внутренние воды и
территориальное море);
– земные недра;
– воздушное пространство, расположенное над
перечисленными пространствами.

• Территориальное море представляют собой водное
пространство шириной не более 12 морских миль,
отсчитываемых от исходной линии территориального
моря. На территориальные воды, их поверхность, а
также недра и воздушное пространство над ними
распространяется суверенитет прибрежного
государства. Правовой режим устанавливается
национальным законодательством, но суда всех стран
пользуются правом мирного прохода.

• 2. Территории со смешанным правовым режимом
• Пространства со смешанным правовым режимом –
это территории, находящиеся под суверенитетом или
юрисдикцией определенного государства, но которые
открыты для использования другими государствами в
соответствии с международными договорами. • К ним относятся:
• Прилежащая зона;
• Исключительная экономическая зона;
• Континентальный шельф.

• Прилежащая зона представляет собой часть морского
пространства, прилегающего к территориальному морю,
внешняя граница которого не превышает 24 морских миль
от исходной линии территориального моря. В прилежащей
зоне прибрежное государство может осуществлять
контроль для предотвращения нарушений или наказания за
нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных
или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции
1982 г. • Исключительная экономическая зона представляет
собой часть морского пространства, находящаяся за
пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не
может превышать 200 морских миль от исходной линии
территориального моря.

• 3. Территории с международным режимом. • Территории с международным режимом – лежащие
за пределами государственных территорий земные
пространства, которые не принадлежат ни одному
государству в отдельности, а находятся в общем
пользовании в соответствии с международным
правом (нейтральные воды, Арктика, Антарктика,
глубоководное морское дно, воздушное пространство,
космическое пространство).

• Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике
1959 г. , а также рядом иных международно-правовых актов,
составляющих Систему Договора об Антарктике (СДА) Договор
стал первым международно-правовым актом, провозгласившим
отдельный регион планеты зоной мира, свободной от ядерного и
других видов оружия, территорией, где запрещена любая военная
деятельность, все территориальные претензии также заморожены до
конца срока действия Договора. Согласно положениям Договора
1959 г. , государства-участники для разработки и принятия мер,
решений и рекомендаций по эффективному осуществлению целей и
принципов Договора регулярно созывают Консультативные
совещания по Договору об Антарктике (КСДА). Таким образом,
КСДА является главным органом системы Договора, механизмом
реализации особого международно-правового режима Антарктики.

• Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным
полярным кругом и включающая в себя окраины
материков Евразия и Северная Америка, а также Северный
Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между
США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные
сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли
и острова, находящиеся к северу от арктического
побережья соответствующего приполярного государства в
пределах сектора, образованного этим побережьем и
сходящимся в точке Северного полюса меридианами,
считаются входящими в территорию данного государства. Боковые границы полярных секторов не являются
государственными границами.

• Государственные границы — сухопутные и водные
между государствами — устанавливаются по соглашению,
воздушные и границы недр — являются производными от
первых двух; границу территориальных вод,
примыкающих к открытым водным пространствам,
государство устанавливает самостоятельно. В качестве
средства установления государственной границы
используются:
• 1) делимитация — договорное определение направления и
положения границы с описанием и нанесением ее на карту;
• 2) демаркация — установление госграницы на местности. Ее осуществляют смешанные комиссии приграничных
государств путем сооружения пограничных знаков. О
проделанной работе комиссия составляет обстоятельный
протокол (обстоятельный — в смысле как подробностей,
так и указания существенных обстоятельств, характерных
для тех или иных участков границы).

• Изменение границы или ее режима возможно только на
основе специального соглашения. В приграничных
районах государства на своей территории свободны
устанавливать необходимый пограничный режим. Такая
свобода, однако, ограничивается принципом ненанесения
ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать
работы, которые могут изменить уровень или русло
пограничных рек или привести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам
(озерам) или иному их народнохозяйственному
использованию, решаются по соглашению. • Пограничная полоса обычно устанавливается шириной не
более 2—5 км. Проблемы, возникающие в связи с
госграницей, решаются особо назначаемыми
уполномоченными (комиссарами). Режим государственной
границы России установлен Законом от 1 апреля 1993 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *