Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Морские зоны в соответствии с Конвенцией

Континентальный шельф Российской Федерации (далее – континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

Шельф   — выровненная область подводной окраины  материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Шельф – выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Шельф континентальный – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального вод государства.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними.

Границами шельфа являются берег моря и бровка (резкий перегиб поверхности морского дна к материковому склону).

Глубина над бровкой обычно составляет 100-200 метров, но в некоторых случаях может достигать до 1500 м

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориальных вод.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.

Площадь континентального шельфа Земли составляет около 32 млн. км2, в тч:

  • океанского мелководья (глубиной до 200 м) до 12 % площади водной поверхности.
  • шельфа Евразии -10 млн. км2, в тч шельф Северной и Западной Европы занимает 2,6 млн. км2,
  • шельф Северной Америки и Гренландии – до 6 млн. км2;
  • шельф Тихоокеанского побережья и островов Индонезии – 4,5 млн. км2;
  • шельф Южной Америки – 2,2 млн. км2, в тч –  2 млн. км2 на восточном побережье и 0,2 млн. км2 – на западном);
  • шельф  Австралии, Новой Зеландии и Тасмании – более 2 млн. км2;
  • шельф Африки – 1 млн. км2.

В Северном полушарии площадь прибрежной зоны глубиной до 200 м составляет 12,1 % водной поверхности (10,7 млн. км2), в Южном – 3,9 % акватории (8 млн км2).

Средняя глубина внешнего края шельфа Мирового океана составляет 132 м, ширина  – около 78 км).

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом.

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять судоходства и других прав и свобод, предусмотренных в вышеуказанной Конвенции ООН по морскому праву.

Все государства имеют правопрокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции.

Начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд т у. , из которых около 80% – газ.

Основные ресурсы углеводородов (около 70%) сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей.

При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и газовый конденсат, в Печорском море – нефть, в Охотском море – нефть и газ.

В Японии заявили о кораблях Китая и России, прошедших у спорных островов

В Японии заявили о кораблях Китая и России, прошедших у спорных островов – РИА Новости, 04. 2022

Корабли Китая и России были замечены японской службой безопасности на море в прилегающей к островам Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) зоне, заявило. РИА Новости, 04. 2022

министерство обороны японии

ТОКИО, 4 июл – РИА Новости. Корабли Китая и России были замечены японской службой безопасности на море в прилегающей к островам Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) зоне, заявило министерство обороны Японии, отметив, что вторжения в территориальные воды страны не было. Острова Сенкаку (Дяоюйдао) являются предметом территориального спора между Китаем и Японией. Япония утверждает, что занимает их с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао (Сенкаку) обозначены как китайская территория. “Корабль китайских ВМС “Цзянвей-2″ 4 июля в 7. 44 (01. 44 мск) вошел в прилежащую зону около острова Уоцури (острова Сенкаку – ред. Затем в 7. 50 (01. 50 мск) он вышел из прилежащей зоны и направился на юго-запад”, – говорится в сообщении. Японская сторона заявила протест Китаю в связи с заходом корабля. “Сегодня корабль китайских ВМС “Цзянвей-2″ вошел в прилежащую зону около островов Сенкаку, что было зафиксировано службой безопасности на море Японии. Вторжения в территориальные воды не было. По дипломатическим каналам китайской стороне передана обеспокоенность и протест, а также требование принять меры к недопущению подобного впредь”, – заявил на пресс-конференции в Токио заместитель генерального секретаря правительства Японии Сэйдзи Кихара. Он отметил, что это четвертый заход китайских военных кораблей в прилежащую зону около Сенкаку с 2016 года. Кроме того, как сообщило министерство обороны Японии, с 7. 05 до 8. 16 (01. 05 – 2. 16 мск) в эту же зону зашел фрегат – один из трех военных российских кораблей, которые, как утверждало минобороны Японии, 1 июля прошли в районе южной японской префектуры Окинава между островами Ёнагуни и Ириомоте. Тогда сообщалось о проходе противолодочного корабля “Удалой” №543, фрегата – сторожевого корабля класса “Стерегущий” №337 – и танкера типа “Дубна”. Согласно нынешнему заявлению японского ведомства, два других российских корабля остались за пределами прилегающей к островам зоны. Японские военные считают, что китайский корабль вошел в зону для наблюдения за российским кораблем. Отмечается, что одновременный заход и китайского и российского корабля в эту зону наблюдается впервые с 2016 года. Минобороны РФ не раз отмечало, что полеты самолетов и дальние походы кораблей выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного и водного пространства, не нарушая границ других государств. После Второй мировой войны острова Сенкаку (Дяоюйдао) находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает их незаконно. Токио считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что их акватория богата полезными ископаемыми. Еще большее обострение территориального спора произошло после того, как японское правительство в 2012 году выкупило у частного японского владельца три из пяти островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), подчеркнув таким образом их государственный статус.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

в мире, япония, сенкаку, китай, министерство обороны японии

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. В части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство в национальном законодательстве определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон о внутренних морских водах РФ подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др. Отсчет ширины территориального моря производится:

  • • от линии наибольшего отлива;
  • • условной линии внутренних вод;
  • • прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др. ) вправе избрать и иной способ разграничения.

Правовой режим территориального моря определяется внутригосударственными правовыми актами и нормами международного права, исходя из того, что оно, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, а следовательно, как проход, который не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Оно вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. К судам, нарушающим режим территориального моря, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ пограничные органы в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • • последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • • преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • • капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • • такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Закон о внутренних морских водах РФ включает в этот перечень также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных законом областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

  • • предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне.

Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Законом о внутренних морских водах РФ.

Корабли Китая и России прошли по прилегающей к островам Сенкаку зоне

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

История вопросаПравить

Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:

Внутренние водыПравить

Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определённые стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определён Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — Закон о морских водах). В Законе подчёркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Территориальное мореПравить

Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода судна соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

Прилежащая зонаПравить

Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определённом пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

Исключительная экономическая зона Править

Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью моря, в которой прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на:
а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:
а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах. Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определён Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее — Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами. Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне. Применять оружие против нарушителей этого Закона и международных договоров РФ можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.

«Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами» разрешаются в судебном порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка не отличается четкостью. Мы имеем дело с характерным для наших юристов юридически некорректным употреблением термина «граждане» вместо термина «физические лица». Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведённое положение следует так: «споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными», разрешаются судами РФ.

Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, её органами — с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, её субъекты, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами». Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.

Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в её установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

Континентальный шельфПравить

Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Показательным здесь является прецедент с Хребтом Ломоносова.

Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Думается, что формула «суверенные права», как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом. В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря «ФРГ — Дания», «ФРГ — Нидерланды», Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «Справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

Конституция РФ отнесла к ведению Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. «н» ст. 71). В 1995 г. был принят Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Закон определил статус континентального шельфа в соответствии с «общепризнанными принципами и нормами международного права». Установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока РФ, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью. Также были введены поправки, которые дают право лидерам гуманитарных организаций, лидерам религиозных организаций свободно и без всяких задержек преодолевать границы всех государств.

Отдельные главы посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах РФ.

Архипелажные водыПравить

Архипелажными водами называются воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными через наиболее выступающие в море точки наиболее отдаленных островов, составляющих единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства (государства-архипелага).

Конвенция предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3 % их общего числа — 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст. 47 Конвенции). Территориальные воды, прилежащая зона и исключительная экономическая зона островного (архипелажного) государства отсчитываются от вышеупомянутых архипелажных исходных линий.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море, и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролёта по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами. Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (ст. 53 Конвенции).

Проливы, используемые для международного судоходстваПравить

Открытым морем называется морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права.

Международный район морского днаПравить

Правовой статус международного района морского дна (далее — «Район») и режим использования его ресурсов закреплен в Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно статье 136 Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов.

Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140).

Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого МОМД плана работ (контракта).

В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).

  • Конвенция ООН по морскому праву (историческая перспектива) (англ.). United Nations Division for Ocean Affairs and the Law of the Sea. Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  • Lewis M. Alexander. Transit Regions of the World (англ.) // Navigational Restrictions within the New LOS Context. — 2017-01-01. — P. 143–173. — doi:10.1163/9789004327115_006. Архивировано 17 апреля 2021 года.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе , руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права

Шельф – выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Шельф континентальный – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального вод государства

Континентальный шельф Российской Федерации (далее – континентальный шельф ) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы

Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности. Статус исключительной экономической зоны России определён Федеральным законом от 17 декабря 1998 г

Читайте также:  Условия труда инженера по энергетике и охране труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *