Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также – исключительная экономическая зона) – морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее – территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Линия, которая отделяет одно государство от другого, называется государственной границей. Она устанавливается по соглашению между этими странами.

На политических картах государственные границы чаще всего изображаются с помощью прерывистой или штрихпунктирной линий.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Рис. (1). Виды границ государства

Странам принадлежит не только суша, но и внутренние воды, и воздушное пространство. Линию морских границ на картах обычно не показывают, хотя по международным соглашениям странам, имеющим выход к морю, принадлежат территориальные воды.

Территориальные воды — прибрежная морская территория, которая примыкает к суше, длиной (12) миль от берега ((22,2) км, (1) морская миля составляет (1,85) км).

За пределами этой территории воды считаются нейтральными. Но существуют на море ещё и экономические зоны, в которых можно вести добычу полезных ископаемых, ловить рыбу, проводить научные исследования.

Экономическая зона — водное пространство за пределами территориальных вод (около (200) миль — (370) км). Экономическая зона России составляет более (4) млн км².

Другие страны могут здесь только проводить линии связи и трубопроводы, осуществлять авиаперелёты и судоходство.

Согласно Конвенции ООН, если материковый шельф продолжается за пределами экономической зоны, он может быть использован страной для добычи полезных ископаемых и рыбной ловли.

Воздушное пространство государства — воздушное пространство высотой до (100) км над территорией независимого государства и его территориальными водами.

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

Также, согласно доктрине, США стремятся ограничить доступ России к ресурсам Мирового океана и жизненно важным транспортным коммуникациям на море.

Новая Морская доктрина России, которую сегодня перед Главным военно-морским парадом утвердил президент РФ Владимир Путин, обозначает курс Соединенных Штатов на доминирование, как основную угрозу в Мировом океане.

Не забыты среди списка основных угроз и территориальные претензии к России со стороны ряда государств – речь идет о приморских и островных территориях РФ.

В доктрине перечисляются и основные риски для морской деятельности России. Первым, что характерно, идет недостаточное участие торгового флота РФ. Также обозначено недостаточное количество пунктов базирования для кораблей и судов ВМФ за пределами нашей страны.

Морская доктрина России перечисляет жизненно важные районы обеспечения национальных интересов в Мировом океане. Это внутренние морские воды и территориальное море РФ, а также исключительная экономическая зона и континентальный шельф России за пределами 200-мильной исключительной экономической зоной РФ в Арктическом бассейне.

Также в список жизненно важных районов входит Арктический бассейн, примыкающий к побережью России, включая акваторию Северного морского пути, а также акватория Охотского моря и российский сектор Каспийского моря.

В Морской доктрине упомянуты и важные районы – это акватории морей и океанов, прилегающих к российскому побережью и не вошедших в список жизненно важных. В тексте доктрины уточняется, что в список важных районов входят и Азовское с Черным морем.

Кроме этого, к важным районам относятся и черноморские, балтийские и курильские проливы, а также районы прохождения морских международных транспортных коммуникаций. В их число входят и те, что проходят вдоль побережья Азии и Африки.

Принятая сегодня Морская доктрина – внушительный документ объемом в 55 страниц. Ознакомиться с ее текстом можно тут.

Президент России Владимир Путин заявил, что флот обеспечит твердую защиту зон интересов России всеми средствами.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 6 августа 1998 г. N 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3833

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июля 2022 г.

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 марта 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 492-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Пункт 24 статьи 37. 1 настоящего Федерального закона действует до 31 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 87-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 87-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 364-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 49-ФЗ

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море,  это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г. ) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг. Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т. ) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г. , к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г. , Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого  государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст. 2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

Юридический
факультет географииТерриториальные, прилегающие,
исключительные экономическиеМорские акватории в международном
правеКак определяются
размеры части моря, которая находится под
юрисдикцией прибрежного государства? До XVIII в. практиковался способ, по которому граница
морских владений государств ограничивалась
линией горизонта, видного с берега. Позднее
многие страны стали считать своими морскими
владениями акваторию, до всех точек которой
могло достать их самое дальнобойное береговое
огнестрельное орудие. Чем более развитой была
страна в производстве вооружений, тем больший
участок моря она могла контролировать. Как правило, подвластная территория
ограничивалась расстоянием полета пушечного
ядра от берега — в среднем 3 морские мили (1
морская миля — 1852 м). К концу XVIII — началу XIX в. США и некоторые
страны Западной Европы объявили своим морское
пространство, простирающееся именно на
расстояние трех миль от берега. К концу XIX в. развитие технологий позволило увеличить
дальнобойность артиллерии до 20 км и более. В это время в международном праве начало
применяться понятие «прилежащие акватории». В 1776 г. Англия объявила часть моря,
простирающуюся на расстояние до 12 миль от ее
берегов, «таможенной зоной». В 1799 г. примеру
Англии последовали США, в 1817 г. — Франция, а в
1909 г. — Россия. До принятия Конвенции ООН по морскому праву
разные страны по-разному пытались установить
свою юрисдикцию над акваториями. Австралия,
Германия, Катар, Великобритания и США
придерживались расстояния в 3 морские мили;
Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали
своими территориальными водами расстояние в 12
морских миль, а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и
Танзания — в 50 морских миль. Некоторые страны
Латинской Америки, в частности, Чили, Эквадор,
Перу и Никарагуа, объявили о своих притязаниях на
морские акватории, прилегающие к их берегам до
расстояния 200 морских миль. Впоследствии
аналогичную норму установило африканское
государство Сьерра-Леоне. Особые права разные страны заявляли в
одностороннем порядке и на отдельные, специально
оговариваемые акватории. В 1916 г. Министерство
иностранных дел России уведомило другие страны о
том, что открытые острова в Северном Ледовитом
океане, находящиеся на продолжении к северу
сухопутной территории Сибири, принадлежат
России. В 1926 г. было принято постановление
Президиума Центрального Исполнительного
Комитета СССР «О землях и островах в Северном
Ледовитом океане, принадлежащих Союзу Советских
Социалистических Республик». В постановлении
говорилось, что все земли и острова (открытые и
могущие быть открытыми), находящиеся между
32°5′ в. и 168°50′ з. (позднее долготы были
несколько уточнены) к северу от Сибири и других
прилегающих районов, принадлежат СССР. Ратификация Конвенции ООН по морскому праву
странами мира
Темным выделены страны, ратифицировавшие
Конвенцию (среди них Российская Федерация). Наиболее светлая закраска соответствует
странам, Конвенцию не ратифицировавшим (среди
них США, не спешащие добровольно ограничивать
свои «национальные интересы»). «Промежуточно серые» — страны, Конвенцию
вообще не подписавшие (Казахстан, Средняя Азия,
Турция, Венесуэла, Перу)На I конференции ООН по морскому праву,
проходившей в Женеве в 1958 г. , были приняты четыре
важнейших конвенции: о территориальном море и
прилежащей зоне, об открытом море, о
континентальном шельфе, о рыболовстве и об
охране живых ресурсов открытого моря. Однако
участниками этой конференции являлся довольно
узкий круг государств. В 1960 г. состоялась II конференция ООН по морскому
праву. Однако решений принять она не смогла. В 1973 г. была созвана III конференция ООН по
морскому праву, проработавшая до 1982 г. Результатом ее деятельности стала Конвенция ООН
по морскому праву. Конвенция была принята в
Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. и вступила в
силу в 1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г. Конвенция определила 12-мильную зону территориальных
вод (территориальное море — ок. 22 км от
берега). В этой зоне прибрежные страны имеют
полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числе и
военные) иностранных государств имеют право
«мирного прохода» через эти территории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны
обладают правом собственности на все живые и
неживые ресурсы океана. Кроме территориальных вод, Конвенция также
определила «прилежащие воды» — до
24 морских миль от берега; в этой зоне
прибрежные государства проводят свою
иммиграционную, санитарную, таможенную и
экологическую политику. Для государств, полностью состоящих из
островов, таких как Филиппины, Индонезия,
Мальдивы и Сейшелы, Конвенция предусматривает
особый статус — «государство-архипелаг». Расстояние территориальных и прилежащих вод, а
также исключительных экономических зон для
таких стран отсчитывается от самой крайней точки
самого крайнего острова. Указанный принцип
распространяется лишь на острова, которые сами
по себе являются суверенными государствами, а не
являются частью какой-либо материковой страны. Конвенцией закреплено понятие «исключительная
экономическая зона». Каждое прибрежное
государство имеет право претендовать на
исключительную экономическую зону (200 морских
миль от берега), в пределах которой оно имеет
право исследовать, эксплуатировать живые и
неживые ресурсы. В пределах своих
исключительных экономических зон государства
имеют право регулировать строительные работы, а
также использовать существующую в океане
инфраструктуру для экономических, научных и
экологических целей. Тем не менее, прибрежные
страны не обладают правом собственности над
самой акваторией моря или ее ресурсами в
пределах исключительной экономической зоны, но
все государства мира имеют право на
строительство там трубопроводов и прокладку
кабельных трасс. Картосхема исключительных
экономических зон, на которые
распространяются особые права прибрежных и
островных странПервые 15 стран мира по площади
акваторий
исключительных экономических зон (ИЭЗ),
включая территориальные воды (ТВ)* Почти половина этой площади приходится на
обширные территориальные воды Канады. Исключительная экономическая зона Канады без
территориальных вод составляет 2756 тыс. км2. Особо оговариваются зоны континентального
шельфа. Женевская конференция 1958 г. определила,
что к шельфу относятся и подводные хребты,
являющиеся продолжением континентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница
шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км)
от границ внутреннего моря. В настоящее время
вопрос о том, в какой мере дно Северного
Ледовитого океана может рассматриваться как
континентальный шельф, приобрел особое значение
для России. Ученые получили политический заказ
доказать, что хребет Ломоносова (идет от
Новосибирских островов в сторону Северного
полюса между 140° и 150° в. ), а также поднятие
Менделеева (идет от острова Врангеля к центру
Северного Ледовитого океана) являются
продолжениями российского континентального
шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на
международном уровне, это существенно расширит
права России в Северном Ледовитом океане в
рамках Конвенции. Для правящего режима в
стране это вопрос престижа, ведь ратифицировав
Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не
особенно думая о национальных интересах),
государство потеряло юридические основания
контроля над гигантской частью арктического
сектора (иными словами, отдало всем желающим то,
что принадлежало нашему народу). Доказать теперь,
что отданное — это наше, и тем самым
восстановить некоторые права над
утраченным — для правящего режима значит
несколько реабилитироваться в общественном
мнении. Подробнее о ситуации с арктическим
сектором России см. : «География», № 1/2007, с. 5–7. Современный период отличается жестким
законодательством и жесткой практикой многих
государств, охраняющих естественные богатства,
находящиеся в исключительной экономической зоне
и на континентальном шельфе. Еще более строго
государства подходят к защите богатств в
территориальном море. Примеры — действия
норвежцев в отношении российских рыболовных
судов, российских пограничников на Дальнем
Востоке в отношении японцев. Защитить морские
богатства России призваны федеральные законы
«О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне» 1998 г. ,
«Об исключительной экономической зоне» 1998 г. ,
«О континентальном шельфе» 1995 г. ,
«О Государственной границе Российской
Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов
любого флага за незаконный лов и иной промысел. Трасса строящегося Северо-Европейского
газопровода
(Нордстрим — Северный поток; обозначена
жирной линией) проходит через исключительные
экономические зоны нескольких Балтийских стран (границы
зон даны тонкими линиями)Открытое водное пространство относится к
океаническим и морским территориям вне
национальных юрисдикций. Все страны, включая те,
которые не имеют собственного выхода к морю,
имеют право навигации в открытых водах. Вместе с
тем существуют некоторые правила в области
защиты морской жизни и предотвращения
загрязнения морской среды. Все гражданские и
военные воздушные транспортные средства также
имеют право свободного перелета через открытые
водные пространства. Все страны мира имеют право
заниматься рыболовством в открытых водах, но
должны также придерживаться своих обязательств
по международным соглашениям. Любая страна мира
имеет право на строительство трубопроводов и
кабельных трасс по дну океана, а также на
проведение научно-исследовательской
деятельности в открытых водах, если данная
деятельность имеет мирные цели и не препятствует
международной морской навигации. Проведение научно-исследовательских работ на
море является еще одной областью, регулируемой
Конвенцией. Западные страны выступали за свободу
проведения исследовательской деятельности с
условием, что страны-исследователи будут обязаны
уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за
такую систему, которая подразумевала бы
получение формального разрешения у стран, в
исключительных экономических зонах которых
должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран,
Конвенция фактически защитила позицию
развивающихся стран: для проведения
научно-исследовательской деятельности в
исключительных экономических зонах государств
необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее после получения запроса о
проведении исследовательской работы в ее
акваториях страны не имеют права
безосновательно откладывать свой ответ, а в
случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые
исследовательские работы должны носить
исключительно мирный характер. Крайне болезненным оказался вопрос о добыче
минеральных ресурсов с морского дна. Поиск
ответа на простой вопрос: «Кто имеет право
разработки морского дна с целью извлечения
ресурсов?» — занял много времени. Одна группа
государств (в основном, индустриально развитых)
настаивала, что данной деятельностью имеют право
заниматься те страны, которые имеют для этого
необходимые технические и экономические
средства. Другая группа (прежде всего,
развивающиеся страны) призывала к созданию
международного режима, который следил бы за
тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи
ресурсов с морского дна, распределялась между
наиболее нуждающимися странами. Согласно
Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого
океана, являются достоянием всего человечества и
ни одна страна не может претендовать на владение
ими или какой-либо их частью. Страны Запада
усмотрели в вышеуказанном принципе проявление
идеологии социализма и не спешили
присоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал серию
консультаций с заинтересованными странами
относительно возможных изменений в конвенции,
что, спустя четыре года, привело к подписанию
соглашения, которое стало составной частью
Конвенции по морскому праву. Индустриально
развитые страны получили возможность
блокировать принятие любого неугодного им
решения, а корпорации, занимающиеся добычей
минералов на морском дне, получили ряд
финансовых послаблений. Схема деления морской акватории на зоны,
согласно Конвенции 1982 г. (масштаб не соблюден):1 — внутренние воды;
2 — территориальные воды (до 12 морских миль от
берега);
3 — прилежащие воды (до 24 миль);
4 — исключительная экономическая зона (до 200
миль);
5 — континентальный шельф (не более 350 миль или
не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);
6 — открытое море (открытое водное
пространство). В рамках Конвенции впервые в истории
международного права создан механизм мирного
разрешения споров между государствами по поводу
морской деятель ности. Особое место среди
предусматриваемых процедур занимает
Международный трибунал ООН по морскому праву. Местопребыванием Трибунала является город
Гамбург (Германия). Трибунал состоит из 21 члена,
«избранных из числа лиц, пользующихся самой
высокой репутацией беспристрастности и
справедливости и являющихся признанными
авторитетами в области морского права». По материалам:
А. КОЛОДКИНА//
Конвенция ООН
по морскому праву 1982 года;
Международно-правовые
вопросы освоения Арктики//
Известия;
Международное
информационное агентство Washington ProFile;
Wikipedia

Обзор документа

Президент утвердил новую Морскую доктрину России. В Морской доктрине указаны национальные интересы России в Мировом океане:

– независимость и территориальная целостность страны;

– сохранение за Россией статуса великой морской державы;

– развитие морского потенциала (от рыбопромыслового до научно-исследовательского и военно-морского флота, а также кораблестроения и судостроения);

– безопасное функционирование морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья;

– обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;

– сохранение человеческой жизни на море;

– обеспечение экологической безопасности во время проведения работ в Мировом океане, предотвращение загрязнений морской среды и сохранение её обитателей;

– развитие Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, освоение континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны;

– развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации и др. Стратегические зоны интересов – арктические акватории, воды Чёрного, Охотского и Берингова морей, Балтийские и Курильские проливы. Доктрина предусматривает расширение деятельности на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и острове Врангеля. Ключевой момент доктрины – расширение возможностей Военно-морского флота страны. Вызовом и угрозой нацбезопасности Россия считает стремление США и их союзников ограничить доступ нашей страны к ресурсам и важным морским коммуникациям, а также продвижение инфраструктуры НАТО к российским границам. Новая Морская доктрина предусматривает создание в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и странах Средиземноморья пунктов материально-технического обеспечения Военно-морского флота России. Прежняя Морская доктрина утратила силу. Указ вступает в силу со дня подписания.

Претензии на расширение 2001 годаПравить

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.
Читайте также:  Госреестр лекарственных средств официальный сайт 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *