Фгис еип нсуд это

Национальная система управления данными

Основной целью создания и обеспечения функционирования Национальной системы управления данными является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

2022

7 октября 2022 года стало известно о том, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разрешит бизнесу самостоятельно обезличивать персональные данные российских пользователей перед передачей в Национальную систему управления данными (НСУД). Ведомство разработало соответствующие поправки в закон «О персональных данных». Подробнее здесь.

Минэк ввел понятие «санитизации данных» для их обмена между госструктурами

Министерство экономического развития РФ ввело понятие «санитизации данных» для их обмена между госструктурами. Об этом говорится в подготовленных ведомством поправках к закону «Об информации», регулирующих работу Национальной системы управления данными.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, к санитизированных данным следует относить или персональную информацию, измененную настолько, что восстановить ее принадлежность конкретному лицу невозможно, или относящуюся к банковской, налоговой тайне, тайне связи и так далее, из которой убраны все конфиденциальные детали, создающие необходимость в защите (детали о трансакциях, уплаченных налогах и другое). Предполагается, что по каждому виду информации ограниченного доступа будут разработаны специальные технологии и алгоритмы санитизации.

Фгис еип нсуд это

Фгис еип нсуд это

Минэк ввел понятие «санитизации данных» для их обмена между госструктурами

У закона «Об информации» сквозное регулирование, в рамках его изменений разрабатывают возможность санитизировать данные и для государства, и для бизнеса, уточнили в Минэкономики. При этом в каждом отраслевом подзаконном акте требуется разработка технологий и алгоритмов, а также особых подходов к регулированию санитизации. Санитизация не противоречит политике в области защиты данных, заверили в Минцифры.

Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова считает, что санитизированные данные должны быть введены для бизнеса. В пример таких данных главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности ЭБР Кирилл Ляхманов приводит информацию о погоде, транспорте и пешеходном трафике, о загрязненности воздуха и пр.

«Ростелеком» заключил контракты на 390 млн рублей на развитие Национальной системы управления данными

«Ростелеком» заключил контракты на сумму 390 млн рублей на развитие Национальной системы управления данными. Об этом стало известно 18 августа 2022 года.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы на портале госзакупок, в рамках одного из контрактов стоимостью свыше 316 млн рублей «Ростелеком» займется эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства в части федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа НСУД» в 2022-2023 годах. Договор рассчитан до конца 2023 года. По условиям соглашения, «Ростелеком» предоставит услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения системы.

Фгис еип нсуд это

“Ростелеком” получил госконтракты на эксплуатацию Национальной системы управления данными

Заказчиком в обоих проектах выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Основной целью создания и обеспечения функционирования Национальной системы управления данными является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации. Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

2020

Эксперимент по созданию Национальной системы управления данными показал, что в госуправлении существует ряд системных проблем. Об стало известно 26 ноября 2020 года со слов эксперта Аналитического центра Ивана Фоста.

Иван Фост выделил две ключевые трудности:

Эксперимент должен был закончиться вместе с 2020 годом, специалисты уже выполнили многие задачи, но, по словам эксперта, работа продолжится в 2021 году.

НСУД развивают по пяти направлениям. Иван Фост привёл в пример два:

В 2021 году техническую часть НСУД будут развивать как создание витрин данных, по методологии планируют реализовать 5 комплексных проектов по управлению данными (их состав пока на утверждении).

До 31 декабря продлен эксперимент по использованию НСУД

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 года опубликовано на официальном портале правовой информации.

Эксперимент проводится с 1 июля 2019 и должен сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля.

Также документом в число участников эксперимента были включены:

На пути к единому массиву данных

Ранее концепция НСУД — единообразно представленных и структурированных данных — обсуждалась на уровне Минэкономразвития и Аналитического центра при Правительстве России. С приходом нового премьера и нового министра цифрового развития появилось четкое понимание, что такая система жизненно необходима. Её собираются внедрять на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Недавно на общественное обсуждение вынесли пять ( )  приказов Минцифры, которые касаются будущей нацсистемы. В них ведомство разъяснило, как госорганы должны предоставлять данные: на постоянной или временной основе, в каком формате, с какой периодичностью и в каком качестве. После обсуждения регламенты приобретут силу закона.

Какими будут требования к работе с информацией при переходе к национальной системе управления данными (НСУД). Как им соответствовать? Как с помощью технологий ИИ подготовить ведомственный массив данных для цифровой трансформации?  Наконец, чем НСУД отличается от системы электронного документооборота (СЭД)? Расскажем об этом на примерах в статье.

Модель государственных данных (МГД)

Модель государственных данных (МГД) – описание государственных, муниципальных данных, связей между государственными, муниципальными данными в формате, пригодном для передачи, интерпретации и обработки с использованием средств автоматизации (ЗКП НСУД).

МГД создается с целью повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации (Концепция НСУД – РПРФ 1189-р от 03.06.2019 г.).

Облачные сервисы

С их помощью можно автоматизировать процесс распознавания документов без сложной интеграции решения и обучения сотрудников.

Преимущества: ПО находится в “облаке”, его не надо устанавливать на компьютеры заказчика. Информация передается по защищенному каналу. Старт проекта можно осуществить быстрее.

Недостатки: при точности распознавания как у коробочных версий, большие проблемы остаются с рукописными формами документов.

Резюме: невозможна полная автоматизация процесса распознавания, его точность не превосходит коробочные версии на печатных и на бумажных формах. Сотрудники вручную вносят в систему нераспознанные системой значения.

СсылкиПравить

В соответствии с распоряжением Правительства РФ, субъекты федерации проводили оцифровки актовых книг с 1926 по 1999 годы. Это было необходимо, чтобы сформировать Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). В дальнейшем он послужил основой федерального информационного регистра основных сведений о населении РФ.

Для конвертации 1 млн записей администрации Тамбовской области потребовалось бы привлечь около 500 новых сотрудников. Кроме того, требовалось дополнительное помещение для размещения сотрудников и закупка техники и квалификация по расшифровке старых и нечетких записей. В этой связи администрация приняла решение автоматизировать процесс, выбрав для этого решение Beorg Smart Vision.

По итогам проекта удалось:

Помимо этого, проект приобрел социальное значение (социальный импакт) – население области получило возможность удаленной работы и дополнительного заработка, что было актуально в условиях пандемии COVID-19.

Благодаря технологиям Биорг для обработки кадровой документации всего лишь в течение нескольких суток оказалось возможно официально трудоустроить и подключить к операторскому пулу платформы более 500 жителей края.

Датасеты ИНИД

Альтернатива перечисленным вариантам — полный аутсорс и автоматизация оцифровки документов через облачную платформу. Это инновационный подход, в котором технологии (работа искусственных нейросетей) объединены с краудсорсингом (работой биологических нейросетей — операторов верификации данных)

На российском рынке отечественный облачный сервис от компании Биорг, который обладает всеми необходимыми уровнями защиты и соответствия ФЗ-152, внесен в реестр отечественного ПО.

Платформенное решение Биорг — это нейросетевое распознавание документов в облаке и краудсорсинговый контроль обработанных данных со стороны человека. Последнее возможно благодаря тому, что к облачной платформе удалённо подключены операторы верификации данных, работающие в разных точках России. Они подхватывают нераспознанную нейросетями информацию и вносят её в ручном режиме. Заказчик получает только готовый результат, полную автоматизацию,непрерывность и конфиденциальность процесса распознавания документов, которые поступают операторам на обработку в деперсонализированном виде, фрагментами.

Недостатки: повышенное внимание со стороны службы безопасности, которая обычно очень пристально смотрит на решения, связанные с , и выдвигает дополнительные требования к использованию таких сервисов.

Резюме по облачному решению, объединенному с краудсорингом: (облачная платформа от Биорг)

Цифровой профиль гражданина РФ

Основная статья: Цифровой профиль гражданина РФ

Качество данных придётся доказывать непрерывно

Каждый орган власти предоставляет сведения на «витрину» в установленном качестве. Данные должны отвечать требованиям:

Управлять качеством государственных данных будут по определенным правилам, а оценок качества будет только две: низкая и высокая. Высокая оценка  – если данные соответствуют всем перечисленным критериям. Если не соответствует хотя бы одному –  оценка низкая.

Например, данные по контрольно-надзорной деятельности будут представлены со сведениями о датах проверок и должностных лицах, которые их проводили. На всех уровнях эта информация будет отражена в едином установленном порядке.

Чем это грозит ведомствам? Фактически, они в режиме 24/7 будут доказывать государству и обществу работоспособность своей  IT-инфраструктуры. Логично предположить, что качество ведомственных данных станет одним из критериев KPI руководителей.

Например, данные о погашенном штрафе с опозданием попали в информационную систему судебных приставов. Из-за этого человек не смог вылететь за границу. Он будет вправе подать в суд на государство и получить компенсацию на основании того, что государственный оператор данных не предоставил информацию вовремя. Из-за этого ведомство может не выполнить KPI.

ГосДата. хаб

Основная статья: ГосДата.хаб

Материал из Data-in

Первая информация о создании НСУД

В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товарах и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).

Как писал «Коммерсантъ», первая версия концепции, разработанной Аналитическом центре (АЦ) при правительстве, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.

Фгис еип нсуд это

В России решили создать единую систему, объединяющую множество ГИС и реестров

Предполагается, что данные будут попадать в НСУД из ГИС, реестров и баз данных. Кроме того, будет создан интерфейс с доступом к данным об эксплуатации материальных объектов, об оказании госуслуг, о движении различных товаров. Бизнес же будет пополнять базу данными обязательной отчетности перед государством.

Для НСУД нужно будет написать отдельный закон. Чтобы система работала, разработчики концепции предлагают классифицировать данные и законодательно определить единые требования к их форматам, гласит концепция.

Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.

2019

Вопрос об организации обмена данными в государстве не просто актуальный, а, можно сказать, животрепещущий. Готового ответа на него пока нет нигде в мире. В чем главная «боль» госстуктур в отношении госданных? Как эта «боль» видится с точки зрения бизнеса? В материале – подробности о том, как на площадке TAdviser госсектор и бизнес пытались сложить единый «пазл» круговорота данных в цифровом государстве.

В дискуссии TAdviser IT Government DAY 2019, посвященной регулированию оборота данных, приняли участие:

Объявлен конкурс на разработку первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными

Фгис еип нсуд это

На создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными выделено почти 480 млн рублей

Создаваемая система предназначена для автоматизации процессов управления государственными данными. В рамках первой очереди проекта должны быть автоматизированы следующие процессы:

Весь проект должен быть выполнен до 31 марта 2020 года. На первом этапе должны быть разработаны предложения по развитию системы управления данными, ТЗ на систему защиты информации, частные технические задания на компоненты системы, а также действующий макет системы.

Второй этап предусматривает разработку и ввод в опытную эксплуатацию подсистем и компонента первой очереди системы, в т.ч. подсистемы ведения метаданных и управления справочниками и реестрами, подсистемы контроля качества данных, подсистемы информационной безопасности, «Витрины данных» и др.

На третьем этапе должна быть проведена опытная эксплуатация первой очереди системы, проведены приемочные испытания. Кроме того, должна состояться загрузка данных для проведения государственного эксперимента по направлениям «Регистр избирателей», «Обогащение данных ФИАС», «Паспорта муниципальных образований».

Примерные объемы загружаемых данных по направлениям государственного эксперимента:

Опытная эксплуатация первой очереди ФГИС должна проходить с участием регионов Российской Федерации, перечень которых будет определен Минкомсвязью.

Разработчик системы будет выбран в середине октября 2019 года.

Утверждена концепция и «дорожная карта» создания НСУД

3 июня 2019 года Правительство России утвердило концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Как отмечается, создание и функционирование системы приведёт к повышению эффективности принятия управленческих решений на основе использования государственных информационных ресурсов в целях улучшения качества и доступности для граждан государственных, муниципальных и коммерческих услуг.

Фгис еип нсуд это

Правительство утвердило концепцию и «дорожную карту» создания национальной системы управления данными

Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. С полной версией документа можно ознакомиться здесь.

Ответственными за реализацию концепции и «дорожной карты» определены Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также автономной некоммерческой организацией “Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации”.

В целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти.

В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов федерации на добровольной основе.

Государственные данные – это грязная нефть. Глава Минцифры Носков представил Медведеву план работы с Big Data

29 мая 2019 года в ходе Заседания Правительства глава Минцифры Константин Носков рассказал о формировании национальной системы управления данными.

Фгис еип нсуд это

По мнению Константина Носкова, национальная система управления данными должна стать ключом к управлению информацией

По его словам, за последние годы государство сделало большие инвестиции в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. По состоянию на конец мая 2019 года в государственных информационных системах, по оценкам министерства, хранится более 80 Пб информации. При этом, в течение следующих пяти лет ожидается удвоение этого объёма.

На конец мая в стране работает более 800 информационных государственных ресурсов. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в 2018 году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. По словам министра, теоретически всё это позволяет принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.

Всё это, по словам Носкова, сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг.

И она тоже, как и обычная нефть, может быть грязной, добавил премьер-министр Дмитрий Медведев.

По мнению Носкова, необходимо описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Кроме того, нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и каждому гражданину страны “начать добывать эту новую нефть”.

Приоритетом номер один Носков назвал безопасность. Поэтому должна быть обеспечена защита как государственных, так и персональных данных.

НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования. Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей, отметил Носков.

Предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.

По его плану, необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.

Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.

Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД на заседании Правительства был рассмотрен проект постановления о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.

При реализации программы «Умный город» Национальная система управления данных позволит:

Пять направлений эксперимента

Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В стране существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 млн избирателей на территории России, ещё 2 млн за её пределами.

Регистр избирателей ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.

Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).

Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.

В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.

Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением. В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации.

Первые результаты планируется получить уже к концу 2019 года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента Минцифры выйдет с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректирует положения концепции о национальной системе управления данными.

По словам Дмитрия Медведева, полностью система должна заработать в 2022 году, а подготовительную работу необходимо завершить до конца 2019 года.

Цель и задачи повышения доступности государственных данных, обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных, обеспечения информационной безопасности

НСУД позволит сделать государственные данные более доступными для органов власти, граждан и организаций, обеспечить их достоверность, полноту и актуальность, а также повысить степень их защиты”

ЕСИА–планируется использовать для идентификации и аутентификации пользователей информационных продуктов НСУД ЕПГУ–интеграция не планируется ФРГУ–должна стать средой проектирования услуг, основанной на реестре видов данных ЕИП НСУД СМЭВ –планируется использовать для реализации интеграций с информационными системами ОГВ 8 сент

НСУД — ключевой элемент госуправления в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Она предполагает новый подход к госданным — единый порядок их сбора, обработки, хранения и использования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *