Фгис фап это

Системный проект

Основная статья: Системный проект электронного правительства России

Понятие и виды. Классификация информационных систем.

Информационная система – это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы – федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

Согласно ст. 14 ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Они создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления – Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети “Интернет” в форме открытых данных.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети “Интернет” к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Несмотря на существенную разнородность факторов и наличия множества информационных систем в государственном секторе, можно провести классификацию государственных информационных систем по следующим критериям:

1) Сфера государственного управления. Отрасли государственного управления можно классифицировать на следующие сферы государственного управления:

– экономическая (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, финансы, торговля);

– социально-культурная (образование, наука, здравоохранение, социальная защита населения);

– административно-политическая (оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, юстиция).

Можно отметить, что внутри каждой группы информационные системы имеют более тесное взаимодействие, чем с внешними информационными системами других групп.

2) Стадия жизненного цикла информационной системы. Политика в области информационного обеспечения государственных органов исполнительной власти еще не прочно внедрилась в каждый орган, соответственно сами информационные системы могут находиться на различных стадиях разработки, внедрения и эксплуатации. Например, информационные системы органов внутренних дел имеют давнюю историю и прочно внедрились в работу органов, являясь неотъемлемой частью их функционирования. А в ст. 98 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Таким образом, система находится в процессе разработки.

Соответственно, можно провести следующую классификацию государственных информационных систем по данному критерию:

– планируемая государственная информационная система;

– разрабатываемая государственная информационная система;

– государственная информационная система, работающая в тестовом режиме;

– внедряемая государственная информационная система;

– функционирующая государственная информационная система;

– неактуальная государственная информационная система.

3) Если ранее по масштабам управленческой деятельности органов управления используемые информационные системы делили на локальные и глобальные, то сейчас классификация изменилась, а именно – федеральные, региональные, муниципальные.

4) По типу участия в общем государственном пространстве. Информационные системы делятся, в данном случае, на две категории: подключенные и не подключенные. Количество систем, относящихся к первой категории постоянно увеличивается.

5) В зависимости от источников информации, поступающей в государственные информационные системы и взаимодействующих информационных систем, можно разделить на следующие группы (классификация по поставщикам информации):

– межгосударственные организации;

– зарубежные государства;

– государства ЕАЭС, БРИКС и др.;

-органы государственной власти;

-органы местного самоуправления;

– юридические лица;

– физические лица.

Критерии для классификации информационных систем весьма разнообразны. Регулирование информационных систем, входящих в определенный уровень классификации, должно отличаться от предыдущего составом норм и методов правового регулирования, а также субъектным составом и правовым статусом субъектов информационных систем. Система функций и полномочий органов государственной и муниципальной власти является основой для создания и использования информационных систем, обеспечивающих работу органов власти, причем, как внутри органа власти, взаимодействуя со всеми структурными подразделениями, так и с вышестоящими органами власти.

С другой стороны, межведомственное взаимодействие, реализуемое посредством информационных систем, должно отражать деятельность, законодательно закрепленную, и основываться на действующих соглашениях и нормативных правовых актах. Таким образом, на основании полномочий органов власти и масштаба их деятельности, предлагаем следующую классификацию государственных информационных систем:

– единые (централизованные) информационные системы;

– федеральные информационные системы;

– территориально-распределенные информационные системы;

– межведомственные информационные системы;

– ведомственные информационные системы;

– внутриведомственные информационные системы;

– отраслевые комплексные информационные системы;

– вспомогательные информационные системы.

Перечень государственных информационных систем

ИАС Информационно-аналитическая система обеспечения мониторинга рынка труда и занятости населения в субъектах Российской Федерации (ИАС Рынок «труда»)

Единая сеть обращения граждан (ЕС ОГ)

ИАС «Корпоративная система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти» («Система-М»)

ИАС «Мониторинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации» (ИС «Органы управления»)

Защищенная сеть видеосвязи органов государственной власти Российской Федерации (ЗВКС)

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО)

ИАС «Мониторинг и прогнозирование ситуации в федеральном округе» («ИАС-ФО»)

Информационно-правовая система «Законодательство России»

ИС «Паспорт федерального округа и субъекта Российской Федерации» («ИС Паспорт»)

ФГИС «Единая система межведоственного электронного взаимодействия» (СМЭВ)

ФГИС координации (ЕСКИ)

ИС Единый портал Государственных услуг (ЕПГУ)

АИС управления ведомственной и региональной Информатизацией Минкосвязи России (АИС УВиРИ)

Реестр территориального размещения технических средств информационных систем (Реестр ФГИС)

ФГИС «Единая система идентефикации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА)

ФГИС система учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ФГИС Учета)

ФГИС «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин» (ФГИС ФАП)

ФГИС «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» (ЕИСУКС)

Государственная автоматизированная информационная система (ГАС «Управления»)

ГИС о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)

Автоматизированная система удаленного финансового документооборота (СУФД)

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС в сфере закупок)

ИАС мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ИАС КПЭ)

Государственная автоматизированная информационная система (ГИС «Проектирование»)

ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС ФРГУ)

АИС «Единая проектная среда» (АИС ЕПС)

Аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» (Портал государственных программ)

ФИС Портал открытых данных Российской Федерации

ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»)

Единный портал бюджетной системы Российской Федерации (портал бюджетной системы)

ЕИАС сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации (ЕИАС Минфина России)

Читайте также:  Территория опережающего социально-экономического развития «Новоуральск»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *