Формирование в рф семи федеральных округов

Федеральные
округа, представляющие собой в РФ по
сути разновидность так называемых
специальных округов, довольно хорошо
известны в мировой практике федеративных
государств.5
Целью создания специальных округов
является обеспечение эффективного
управления в той или иной отрасли и
решения задач, которые либо совсем не
входят в компетенцию органов
государственной власти субъектов
Федерации, либо должны решаться на
межрегиональном уровне. При этом органы
и отдельные должностные лица в специальных
округах обычно реализуют
технико-исполнительные функции.

Цель и
нормативно-правовые основы создания
федеральных округов в современной
России.

Полномочие
Президента РФ по назначению и освобождению
от должности его полномочных представителей
закреплено в Конституции РФ 1993 г. (п.
“к” ст. 83). Указанное конституционное
положение закладывает фундамент для
назначения Президентом вообще любых
своих представителей, причем глава
государства активно пользуется данным
полномочием. На практике Президент
назначает представителей в иные органы
государственной власти (Государственную
Думу, Совет Федерации, Конституционный
Суд и пр.), специальных представителей
по какой-либо проблеме (например, для
переговоров с Европейским союзом по
Калининградской области) и полномочных
представителей в федеральные округа.

1. В частности, за
пределами столицы, в ряде случаев на
весьма отдаленном от нее расстоянии,
имеются объекты, находящиеся в федеральной
собственности. Нельзя сказать, чтобы
они были бесхозными, но в лучшем случае
ими управляли отдельные ведомства.
Однако известно, что ведомственный
интерес далеко не всегда совпадает с
общегосударственным.

2. Помимо
этого на рубеже XX-XXI
столетий обострилась проблема приведения
законодательства субъектов РФ в
соответствие с федеральным законодательством
по вопросам совместного ведения России
и субъектов РФ. Однако во многих случаях
противоречия коренятся не столько в
принципиальной позиции органов
государственной власти субъектов РФ,
сколько в недостаточной экспертной
проработке проектов законодательных
актов, в отсутствии возможности провести
консультации с соответствующими
федеральными органами власти еще на
стадии подготовки законопроектов.

Читайте также:  Колледж Kdm Стенограмма

Понятие
федерального округа.
В России федеральный округ представляет
собой территорию, охватывающую площадь
нескольких субъектов РФ, в рамках
которой действует полномочный
представитель Президента РФ. Всего на
территории РФ образовано семь федеральных
округов.

При этом федеральные
округа не представляют собой
административных единиц, но только
дают территориальную “привязку”
для деятельности полномочных
представителей. Фактически Указ от 13
мая 2000 г. лишь расширил территориальные
границы функционирования каждого из
полномочных представителей Президента
РФ: до принятия Указа полномочный
представитель действовал в пределах
одного субъекта РФ, в результате же
принятия Указа пределы расширились до
нескольких субъектов Федерации.

Полномочные
представители являются должностными
лицами, обеспечивающими исполнение
Президентом РФ своих конституционных
полномочий, а помимо такой обеспечивающей
деятельности каких-либо самостоятельных
полномочий представители не имеют.
Функции полномочных представителей в
федеральных округах. Указ Президента
РФ от 13 мая 2000 г. (раздел II)
следующим образом определяет основные
задачи полномочного представителя:
организация в соответствующем федеральном
округе работы по реализации органами
государственной власти основных
направлений внутренней и внешней
политики государства, определяемых
Президентом РФ; организация контроля
за исполнением в федеральном округе
решений федеральных органов государственной
власти; обеспечение реализации в
федеральном округе кадровой политики
Президента РФ; представление Президенту
РФ регулярных докладов об обеспечении
национальной безопасности в федеральном
округе, а также о политическом и
экономическом положении в федеральном
округе, внесение Президенту РФ
соответствующих предложений.

В целом функции,
которыми наделен, согласно Указу,
полномочный представитель, соответствуют
поставленным в том же указе перед таким
представителем главным задачам его
деятельности. Вместе с тем некоторые
функции выходят за рамки наблюдения и
контроля. Так, полномочный представитель
вправе и даже обязан организовывать
взаимодействие федеральных органов
исполнительной власти с органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
политическими партиями, иными
общественными и религиозными
объединениями; разрабатывать совместно
с межрегиональными ассоциациями
экономического взаимодействия субъектов
РФ программы социально-экономического
развития территорий в пределах
федерального округа.

Следует отметить,
что все полномочные представители
приняли участие в мероприятиях по
анализу законодательства субъектов
РФ на предмет обнаружения противоречий
с федеральным законодательством, с
тем, чтобы в дальнейшем законодательство
субъектов РФ было приведено в соответствие
с федеральным законодательством.

В то же время
некоторые полномочные представители
в своих действиях иногда выходили за
рамки, установленные Указом от 13 мая
2000 г. Так, в отдельных случаях полномочные
представители открыто высказывались
в поддержку того или иного кандидата
на выборах в органы государственной
власти в субъектах РФ. При этом в
настоящее время должности полномочных
представителей Президента РФ
рассматриваются как важные политические
посты.

Новацией
в российской политико-административной
структуре в мае 2000 г. стало создание
семи федеральных округов (табл. 4). Это
решение было одним из первых, принятых
В. Путиным в области региональной
политики.

Федеральные
округа представляют собой крупные
политико-администра­тивные
структуры, посредством которых центр
осуществляет контроль за ситуацией во
многочисленных субъектах федерации.
Их создание стало реализацией многих
прежних
идей об упрощении территориального
формата работы центра с региона­ми и
размещения на новом “укрупненном”
управленческом уровне политических
структур,
полностью подконтрольных центру.

Например,
еще весной 1997 г. в интервью президентского
советника Л. Смир-нягина
говорилось о готовящемся создании 24
федеральных округов. На новом управленческом
уровне предполагалось разместить
федеральные структуры и пре­жде всего
институт полномочных представителей
президента. Однако указ Б. Ель­цина
от 9 июля 1997 г., усилив институт полпредов,
не изменил территориальный формат их
работы, связанный с отдельными субъектами
федерации, а не их воз­можными
объединениями. Хотя прецеденты назначения
одного полпреда сразу для нескольких
субъектов федерации имелись: в конце
1996 г. бывший ставропольский губернатор
П. Марченко был назначен полномочным
представителем президента по
Ставропольскому краю и четырем республикам
— Адыгее, Карачаево-Черкесии,
Кабардино-Балкарии
и Дагестану.

Идеи
создания промежуточного управленческого
уровня для упрощения ра­боты
центра с 89 регионами высказывались
многими политическими деятелями. В
1998 г. мэр Москвы Ю. Лужков предлагал
создать для этой цели 12 территори­альных
конгломератов. В начале 2000 г. было
несколько инициатив подобного рода.
Свердловский
губернатор Э. Россель выступил за
назначение центром генерал-гу­бернаторов,
выполняющих контрольные функции сразу
для нескольких регионов (очевидная
аллюзия с ситуацией XIX
в.). В открытом письме председателя
правле­ния
Конгресса муниципальных образований
того периода, мэра Краснодара В.
Са-мойленко
предлагалось создать 10—12 экономических
районов, управляемых из центра
(это уже напоминает советскую сетку
экономических районов, в которых, однако,
не было общерайонных управленческих
структур).

В
конечном итоге президент В. Путин ввел
своим указом семь федеральных округов.
Этими округами стали: Северо-Западный
(центр — Санкт-Петербург), Цен­тральный
(Москва), Северо-Кавказский (вскоре
переименован в Южный, Ростов-на-Дону),
Приволжский (Нижний Новгород), Уральский
(Екатеринбург), Сибир­ский
(Новосибирск) и Дальневосточный
(Хабаровск). Главным органом власти на
уровне
федеральных округов стали полномочные
представители президента.

Новая
политико-административная структура
федеральных округов отлича­ется
предельно укрупненным форматом, как бы
контрастируя с дробной региональ­ной
сеткой. Эффективность федерального
контроля в рамках столь крупных
обра­зований
также является дискуссионным вопросом.
Например, мэр Москвы Ю. Луж­ков
в своей вышедшей в 2002 г. книге “Путь
к эффективному государству: план
преобразования
системы государственной власти и
управления в Российской Фе­дерации”
предлагал создать 12—15 федеральных
округов (в частности — выделить
Центральный столичный округ в составе
Москвы и Московской области). В том же
2002 г. президент
Бурятии Л. Потапов высказывался за более
дробное деление страны на федеральные
округа с учетом экономической специфики
(фактически

речь
шла о разделе самого крупного — Сибирского
округа на западную и восточ­ную
части29).

Предметом
споров стали и границы некоторых
федеральных округов. Ясно, что
при столь крупном формате трудно
обеспечить полное соответствие границ
округов
структурам региональной идентичности,
да и такая задача прямо не стави­лась30.
Поэтому, например, Северо-Кавказский
округ уже через месяц после пре­зидентского
указа был переименован в Южный:
принадлежность к Северному Кавказу
не характерна для двух регионов Нижней
Волги — Волгоградской и Астра­ханской
областей, включенных в этот округ. Власти
Башкирии выражали недо­вольство
включением республики в Приволжский,
а не Уральский округ . Ана­логичные
настроения бытовали в Пермской области,
Удмуртии и Оренбургской области,
которые в советский период входили в
Уральский экономический район. Спорным
моментом стало включение Тюменской
области с ее западно-сибирской
идентичностью
в состав Уральского округа.

Споры
вызвало и размещение некоторых окружных
столиц. Приволжский округ
отличается большим эксцентриситетом,
поскольку его столицей стал рас­положенный
на окраине Нижний Новгород (этот статус
не получила конкурирую­щая
с ним Самара).

В
целом введение федеральных округов
стало частью политики федерально­го
центра по укреплению институтов
централизованного контроля. Само их
созда­ние
вызвало недовольство многих региональных
элит и бурные дискуссии об их эффективности.
Некоторые политики как в регионах, так
и в центре выступали за их
упразднение32.
Позиция новгородского губернатора М.
Прусака, высказанная в 2001 г., состояла
в том, что полпреды нужны не во всех
округах, а только в тех, где политическая
ситуация отличается нестабильностью
(такая точка зрения напо­минает
о дореволюционных генерал-губернаторствах,
которые покрывали не всю территорию
страны).

В то же время возникла
идея по созданию федеральных округов
на базе от­дельно взятых субъектов
федерации. Эта идея противоречит самой
концепции фе-

29
Можно
вспомнить, как и 1930 г. Сибирский край
был разделен на Западно-Си­бирский
и Восточно-Сибирский. В советский период
отдельно выделялись Западно-Сибирский
и Восточно-Сибирский экономические
районы.

10
На
самом деле границы федеральных округов
практически совпали с границами военных
округов.

31 В
советское время Башкирию включали то
в Поволжский, то в Уральский эконо­
мические
районы. При этом географически она,
конечно, ближе к Уралу, и значительная
часть
ее территории находится в горах Южного
Урала.

32 С
этим в мае 2003 г. выступил даже спикер
Госдумы Г. Селезнев. Из региональных
лидеров
систему федеральных округов больше
других публично критиковали
президент
Башкирии М. Рахимов, губернатор
Свердловской области Э. Россель,
новгородский губер­
натор
М. Прусак.

деральных
округов, которые объединяют несколько
субъектов федерации. Но она соответствует
потребностям в более жестком контроле
за отдельными регионами. Особенно часто
такая идея высказывалась в отношении
Калининградской области (например,
спецпредставителем президента по
Калининградской области Д. Рого­зиным).

Федеральные
округа являются типичным примером
ведомственной сетки, созданной для
того, чтобы обеспечить более эффективное
функционирование ин­ститута президента.
Аналогичные сетки могут создаваться в
рамках других инсти­тутов
власти. Сеткой федеральных округов
пользуются, например, Генеральная
прокуратура (отделы Генеральной
прокуратуры в федеральных округах),
Мини­стерство
внутренних дел (главные управления МВД
в федеральных округах). В то же время в
системах Министерства обороны и
арбитражных судов используются свои
ведомственные сетки, объединяющие
субъекты федерации.

Территория
России делится на шесть военных округов
Министерства обо­роны
и один особый район (табл. 6). Границы
этих округов в основном совпада­ют
с границами созданных позднее федеральных
округов. Московский военный округ
соответствует Центральному федеральному
округу, Северо-Кавказский во­енный
округ — Южному федеральному округу.
Полностью совпадают границы и названия
двух военных и федеральных округов —
Сибирского и Дальневосточно­го.
В то же время Приволжско-Уральский
военный округ включает в себя террито­рии
Приволжского и Уральского федеральных
округов (объединение двух соответ­ствующих
военных округов в последний раз
осуществлено в 2001 г.). Отдельно существует
Калининградский особый район (регион
Северо-Западного федераль­ного
округа). Остальная часть Северо-Западного
федерального округа представ­ляет
собой Ленинградский военный округ.
Особенностью Сибирского федераль­ного
округа является расположение его штаба
в Чите33.
Штаб Приволжско-Ураль-ского
военного округа находится в Екатеринбурге.

Система
укрупненных судебных округов создана
в России для арбитражных судов
(для судов общей юрисдикции существуют
только проекты их создания). Территория
России поделена на 10 таких округов
(табл. 5) — Северо-Западный (суд
расположен в Санкт-Петербурге), Московский
(Москва), Центральный (Брянск), Волго-Вятский
(Нижний Новгород), Поволжский (Казань),
Северо-Кавказский (Краснодар),
Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский
(Тюмень), Восточно-Сибирский
(Иркутск) и Дальневосточный (Хабаровск).
Границы судебных окру­гов серьезно
отличаются от границ федеральных
округов, сами суды тоже далеко не
всегда располагаются в центрах федеральных
округов. Обычно судебные округа

53
Сибирский
военный округ в его нынешних границах
возник в 1998 г. в результате объединения
Сибирского и Забайкальского (с центром
в Чите) военных округов.

с “необычными”
границами создаются для того, чтобы
снизить зависимость су­дебных решений
от позиции властей того или иного
региона.

Федера́льный
о́круг, Федера́льная
террито́рия — административно-территориальная
единица прямого
подчинения центральным властям
государства, не являющаяся субъектом
федерации,
в некоторых странах-федерациях.

Традиционный
федеральный округ не следует путать
с федеральными
округами Российской Федерации (макрорегионами,
объединяющими регионы-субъекты
федерации),
в названиях которых формально присутствуют
те же слова.

Федеральные
округа не являются субъектами или
иной конституционной частью административно-территориального
деления Российской
Федерации и были созданы по аналогии
своенными
округами и экономическим
районами,
но не совпадали с их количеством и
составом.

По
предложению президента Медведева (от
июня 2011
года)
планируется создание Столичного
федерального округа (границей которого
предполагается ЦКАД).УЖЕ
ЕСТЬ. Название?

Почти
все округа состоят преимущественно или
только из краёв и областей. Единственным
из округов, который почти полностью
состоит из национальных республик,
является Северо-Кавказский округ.

В
округах определены города-центры, в
которых размещаются их руководяще-координирующие
органы в виде полномочного представителя
президента, его аппарата и
управленийфедеральных
ведомств.
Северо-Кавказский округ является
единственным, в котором город-центр не
является административным центром или
крупнейшим городом своего субъекта.

Полпред
Президента РФ в федеральном округе является
представителем Президента
РФ и
работником администрации Президента.

Руководство
округов главенствует над входящими
субъектами, не имея конституционных
полномочий, но имея соответствующие
ведомственные (в федеральных ведомствах
действуют управления по федеральным
округам

1
Центральный федеральный округ: Белгородская
область, Брянская
область, Владимирская
область, Воронежская
область, Ивановская
область, Калужская
область, Костромская
область,Курская
область, Липецкая
область, Московская
область, Орловская
область, Рязанская
область,Смоленская
область, Тамбовская
область, Тверская
область, Тульская
область, Ярославская
область,
г. Москва. Центр
округа – г. Москва.

2
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия,
Республика Коми, Архангельская
область, Вологодская
область, Калининградская
область, Ленинградская
область, Мурманская
область, Новгородская
область, Псковская
область,
г. Санкт-Петербург, Ненецкий
автономный округ. Центр
округа – г. Санкт-Петербург.

3
Южный федеральный округ: Республика
Адыгея, Республика
Калмыкия, Краснодарский
край,Астраханская
область, Волгоградская
область, Ростовская
область. Центр
округа – г. Ростов-на-Дону1.

4
Северо-Кавказский федеральный
округ: Республика
Дагестан,
Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика
Северная Осетия – Алания,
Чеченская Республика, Ставропольский
край. Центр
округа – г. Пятигорск.

5
Приволжский федеральный округ: Республика
Башкортостан, Республика
Марий Эл,Республика
Мордовия, Республика
Татарстан, Удмуртская
Республика, Чувашская
Республика,Кировская
область, Нижегородская
область, Оренбургская
область, Пензенская
область,Пермский
край, Самарская
область, Саратовская
область, Ульяновская
область. Центр
округа – г.Нижний
Новгород.

6
Уральский федеральный округ: Курганская
область, Свердловская область, Тюменская
область, Челябинская область,
Ханты-Мансийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр
округа – г. Екатеринбург.

7
Сибирский федеральный округ: Республика
Алтай, Республика Бурятия, Республика
Тыва,Республика
Хакасия,
Алтайский край, Красноярский
край, Забайкальский
край,
Иркутская область, Кемеровская область,
Новосибирская область, Омская
область,
Томская область, Таймырский
(Долгано-Ненецкий) автономный округ,
Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ, Эвенкийский автономный округ. Центр
округа – г. Новосибирск.

8
Дальневосточный федеральный округ:
Республика Саха (Якутия), Приморский
край,
Хабаровский край, Амурская область,
Камчатская область, Магаданская область,
Сахалинская область, Еврейская автономная
область, Корякский автономный
округ, Чукотский
автономный округ. Центр
округа – г. Хабаровск.

Федеральные
округа создавались как относительно
автономное, самостоятельное, даже
чужеродное звено в системе административного
управления. Несмотря на присутствие в
их названии слова «федеральные», нетрудно
заметить, что идея и структура федеральных
округов противоречат принципам
федерализма, округа выступают как
элемент унитарности. Таким образом, и
в этой реформе еще раз подтвердился
принцип сочетания в разных пропорциях
элементов различных форм территориального
устройства – федерации, конфедерации
и унитаризма, и неопределимости в связи
с этим формы территориального устройства
государства.

Округа
представляют собой своего рода надстройку
этажа над субъектами федерации. При
этом назначенный Президентом и
ответственный только перед ним чиновник
– полномочный представитель Президента
в федеральном округе – фактически встал
над выборными органами власти регионов,
в том числе не только над губернаторами
областей, но и над президентами республик.
Характерное для 1990-х гг. дублирование
распорядительных функций между полпредом
и губернатором сменилось доминированием
полпреда над губернатором.

Таким
образом, можно утверждать, что федеральные
округа в Российской Федерации представляют
собой особые территориальные образования,
их учреждение связано с рядом определенных
факторов и необходимостью решения
следующих задач: совершенствования
федеративных отношений, восстановления
управляемости государства, обеспечения
его устойчивости и суверенности,
укрепления властной вертикали, улучшения
условий для контроля над деятельностью
федеральной власти в регионах. 
 На
сегодняшний день в рамках федерального
округа организуется работа по реализации
основных направлений внутренней и
внешней политики государства, проводится
контроль над исполнением решений
федеральных органов государственной
власти. Создание федеральных округов
способствует обеспечению национальной
безопасности, улучшению политического,
социального и экономического положения
в каждом округе, а также укреплению
вертикали исполнительной власти в
Российской Федерации и влияния Федерации
на решение проблем в субъектах Российской
Федерации.
Исходя
из ныне существующих правовых норм,
регулирующих деятельность региональных
структур федеральных органов
государственной власти и полномочных
представителей Президента в федеральных
округах, можно сделать вывод, что главное
назначение этих федеральных подразделений
государственного аппарата состоит в
усилении контрольных функций Президента
и федерального центра в целом на уровне
регионов и обеспечении одинакового
действия всех норм федеральной Конституции
на территории России независимо от
этнонациональных, религиозных и иных
особенностей субъектов Федерации.

1.Федеральные
округа выступают в территориальном
строительстве России как элемент
унитарности внутри федеративного
государства, стягивающий систему
территориального  управления и
предохраняющий ее от рецидивов
«регионального баронства».

2.Создание
федеративных округов позволило привести
в относительное единство систему
территориального управления, не только
нормализовав нормативно-правовую базу,
но и приведя в действие политические
рычаги воздействия на регионы.

3.Тем
не менее, проблема оптимизации
территориального управления остаётся
до конца неразрешённой, и это приводит
к дальнейшим попыткам унификации
политических систем субъектов федерации
с общефедеральной политической системой.

Формирование в рф семи федеральных округов

Создание федеральных округов было направлено на укрепление административной иерархии путем создания института ответственных федеральных контролеров по отдельным географическим блокам российских регионов.
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе”. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и созданы по аналогии с военными округами и экономическими регионами, но не были равны по численности и составу. Данный нормативный указ имеет принципиальное значение и расположен на стыке конституционного и административного права, он призван усилить вертикаль развития и функционирования исполнительной власти, укрепить федеральную власть и ее взаимодействие с региональными органами власти, с властными структурами субъектов Российской Федерации.

Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе является представитель Президента Российской Федерации и сотрудник Администрации Президента Российской Федерации.

Глава округа является главой субъекта федерации и не имеет конституционных полномочий, а соответствующих ведомственных.

Каждый из этих депутатов назначается Президентом и несет ответственность только перед ним. В обязанности этого чиновника входит, прежде всего, организация контроля за выполнением решений федеральных органов власти в федеральном округе, представление регулярных отчетов Президенту о ситуации в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Еще одним шагом на пути консолидации президентской власти в России стало введение института полномочных представителей президента на базе федеральных округов. Исходя из этого, мы должны рассматривать функции и обязанности полномочных представителей как те, которые направлены, прежде всего, на выражение воли Президента. Основные задачи и функции Уполномоченных Президента Российской Федерации в федеральных округах определяются положениями о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе

Состав федеральных округов

На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.

Почти все районы состоят в основном или исключительно из территорий и областей. Единственным районом, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский федеральный округ. В округах выделены городские центры, в которых размещены их руководящие координационные органы в виде Полномочного представителя Президента РФ, его аппарата и офисов федеральных агентств. Северо-Кавказский округ – единственный, в котором центр города не является административным центром или крупнейшим городом своей составной части.

Концепция федерального округа

Федеральный округ (ФО) является расширенной административно-территориальной единицей, состоящей из нескольких регионов.

В Бразилии, Мексике и США ФО подчиняются непосредственно федеральному правительству. Федеральный округ является частью унитарного государства с собственным местным самоуправлением. Как правило, ФО создаются с целью повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных процессов. Разделение на административные единицы осуществляется в странах с федеральной структурой.

Сами государства имеют единую административно-территориальную структуру. Они подчиняются местным органам власти и подчиняются специальным законам.

На сегодняшний день в России восемь федеральных округов:

К ним относятся области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти субъекты называются федеральными субъектами. Помимо разделения на федеральные округа, Россия также имеет разделение на экономические округа. Их больше, чем федеральных штатов.

Федеральные округа могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. Они имеют право заключать договоры с иностранными государствами. Например, Дальневосточный округ строит отношения с азиатскими странами путем интеграции в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами осуществляется также на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации. Беларусь имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью.

Результат разделения на федеральные округи

Россия пережила ряд экономических потрясений в ходе перехода от командно-административной к рыночной модели отношений. Диспропорции, образовавшиеся в плановом распределении производительных сил. Фокус региональной политики сместился в сторону федеральных вопросов. Другим изменением стало формирование новых федеральных отношений, что позволило учесть интересы регионов, согласовать их с общими интересами государства. Также стало возможным распределение функций между федеральным и региональным уровнями власти.

Основная проблема действующей федеральной структуры – организация целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия для интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилий. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения национальных проблем.

Можно назвать положительный результат деления на федеральные штаты:

На уровне федеральных округов в соответствии с общенациональной политикой и законодательством реализуются различные экономические и социальные программы. Разделение на федеральные округа позволяет государству более целенаправленно решать национальные проблемы. Например, они могут решать проблемы демографического кризиса, регулировать миграционные потоки и улучшать качество экономической и социальной жизни в регионах. Это увеличивает возможности создания и развития инфраструктуры с учетом потребностей территории, обеспечения свободного перемещения готовой продукции и стимулирования перераспределения выгод.

Цель разделения территории на федеральные округа

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределения товаров, их восстановления и потребления. Крупные страны используют административно-территориальное деление на регионы для улучшения управляемости территорий и экономических отношений. Более того, разделение на регионы дает им автономию в организации собственного функционирования.

Разделение на федеральные округа позволяет проводить региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы государственного вмешательства для улучшения территориального распределения экономической деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет исправить перекосы, имевшие место в период свободной торговли. В их число входит и построение этого направления политики:

Для правильной идентификации региона используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектом региональной политики. Затем определяется комплекс социально-экономических показателей, на основании которых территория присваивается конкретному региону. Вводится типология региона, необходимая для правильного выбора инструментов экономической политики. Затем определяются полюса роста и определяется количество регионов, которым оказывается помощь, т.е. доля населения, проживающего в регионах, которым оказывается помощь. Если проведенное разделение не приносит положительных результатов, могут быть применены механизмы перераспределения действующего административно-территориального деления, используется специальная сетка регионов.

13 мая 2000 года, Указом Президента в России были созданы федеральные округа и институт полномочных представителей Президента РФ в них. Этим же Указом в России были созданы семь федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Этим Указом Президент РФ преобразовал существовавший ранее институт полномочных представителей Президента в регионах России в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Полпред является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа. Он обязан обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации и т.д.

Первым изменением количества округов (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента РФ Дмитрия Медведева от 19 января 2010 года. А в марте 2014 года указом Президента РФ Владимира Путина был создан девятый федеральный округ — Крымский, в состав которого входят два субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В 2016 году Крымский федеральный округ присоединили к Южному федеральному округу.

Почти все округа состоят преимущественно или только из субъектов федерации. Единственным из округов, который почти полностью состоит из республик, является Северо-Кавказский округ.

Россия — самое большое в мире государство. Этот статус предопределяет специфику его политической организации. Так, высшими органами власти было принято решение организовать управление страной посредством учреждения федеральных округов. Соответствующая модель политического устройства в какой-то мере уникальна с точки зрения мировой практики. Сколько в России федеральных округов? Каков их перечень?

Формирование в рф семи федеральных округов

Что такое «федеральный округ»?

Федеральный округ — административно-политическая единица, предусмотренная системой государственного устройства России. Территория РФ делится на субъекты федерации. Те, в свою очередь, по ряду географических, этно-культурных, социальных и политических признаков объединены в округа. Руководят соответствующими административно-политическими единицами полномочные представители Президента России.

Перечень федеральных округов

Сколько в России федеральных округов? Сейчас их 9. В числе таковых:

Стоит отметить, что Северо-Кавказский округ появился только в 2010 году. Крымский — в 2014-м. Сколько в России федеральных округов, мы теперь знаем. Рассмотрим теперь подробнее их ключевые характеристики.

Характеристика федеральных округов

Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство — высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО — наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, — Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.

В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность — особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.

Административно-политическая структура ЦФО представлена областями: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской.

Северо-Западный ФО

В состав федеральных округов России входит Северо-Западный. Полномочное представительство СЗФО располагается в Санкт-Петербурге. В экономическом аспекте Северо-Западный ФО можно отнести к самым развитым в России. Здесь развиты как обрабатывающие, так и сырьевые отрасли. Северо-Западный ФО характеризуется также высокой степенью развитости транспортной инфраструктуры. Сколько в России федеральных округов с сопоставимым уровнем развития дорог? Сказать сложно, поскольку опыт СЗФО в этом смысле совершенно уникален.

Формирование в рф семи федеральных округов

Одним из факторов, стимулирующих рост экономики СЗФО является соседство с европейскими государствами — Финляндией, странами Прибалтики, Польшей (если говорить о Калининградской области). Северо-Западный ФО характеризуется огромным кадровым потенциалом. В вузах Санкт-Петербурга и других городов проходят обучение специалисты самого разного профиля, и все они получают высочайшую квалификацию. В СЗФО присутствуют также значительные объемы природных ресурсов.

В структуре Северо-Западного ФО присутствуют области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская. Есть в составе СЗФО и республики: Карелия, Коми.

Южный ФО

Список федеральных округов России включает Южный ФО. Его специфика в уникальном, во многом не характерном для остальной территории России, теплом климате. Южный федеральный округ России — национальная здравница. В регионе располагаются совершенно уникальные термальные источники, горные родники и артезианские скважины. Здесь есть крупнейшие запасы вольфрама, цветных металлов, угля.

Формирование в рф семи федеральных округов

После того как из состава Южного федерального округа в 2010 году был выделен Северо-Кавказский ФО, в структуре региона присутствуют области: Астраханская, Волгоградская. В составе ЮФО есть республики: Адыгея, Калмыкия. В структуре Южного ФО присутствует Краснодарский край. Регион рассматривается как один из самых перспективных в части инвестиций в туризм.

Приволжский ФО

Относительно небольшой по площади — порядка 7,27% от общей территории, которой обладает Россия, Приволжский федеральный округ играет важнейшую экономическую и политическую роль в развитии страны. Так, доля промышленности в хозяйственной системе региона — порядка 23,9%. Это один из самых высоких показателей среди всех федеральных округов РФ.

Формирование в рф семи федеральных округов

Промышленность Приволжского ФО представлена машиностроением, топливно-энергетическим комплексом, сельским хозяйством, химической и легкой промышленностью. В административно-политической структуре Приволжского ФО присутствует много республик: Удмуртская, Чувашская, Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия. В составе ПФО есть три области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская.

Уральский ФО

Сколько федеральных округов в России расположено в Европейской части? В данный момент — 7. В числе таковых — Уральский ФО. Полномочное представительство УФО располагается в Екатеринбурге. Рассматриваемый регион характеризуется уникальной географией. Он расположен на границе между Европой и Азией, обладает значительными природными ресурсами и климатом.

Ведущие отрасли экономики региона — добыча нефти, газа, а также горнодобывающая промышленность. Здесь есть значительные запасы железа, цветных и благородных металлов. Уральский ФО многими экспертами характеризуется как один из самодостаточных в аспекте обеспеченности ресурсами и необходимыми технологиями.

В структуре УФО присутствуют области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская. Также в состав Уральского ФО входит Ханты-Мансийский Автономный округ.

Формирование в рф семи федеральных округов

Сибирский ФО

Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых — Сибирский ФО.

Сибирь — огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь — один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.

В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.

Дальневосточный ФО

Другой федеральный округ РФ, что расположен в Азии, — Дальневосточный. По площади он самый крупный, занимает порядка 36% от территории государства. Характеризуется огромным потенциалом в аспекте экономического развития. Располагает значительными объемами природных ресурсов, в частности запасами угля, нефти, газа, металлов.

В состав Дальневосточного ФО входят области: Амурская, Камчатская, Магаданская. В структуре ДФО есть края: Приморский, Хабаровский. В состав Дальневосточного ФО включена Республика Саха (Якутия).

Северо-Кавказский ФО

Северо-Кавказский ФО был образован 19 января 2010 года посредством выделения из структуры Южного ФО. Характеризуется небольшой площадью — порядка 1% от территории государства. В Южном ФО объединены субъекты РФ, характеризующиеся значительной культурной и социально-экономической близостью.

Формирование в рф семи федеральных округов

В состав СКФО входят республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Чечня. В структуре Северо-Кавказского ФО присутствует Ставропольский край. Располагающийся в нем город Пятигорск является центром СКФО. Резиденция Полномочного представителя Президента РФ по СКФО находится в Ессентуках.

Крымский ФО

В марте 2014 года в состав России вошел Крым. Вскоре после этого был образован Крымский федеральный округ. В его структуре присутствуют 2 субъекта. Таковыми являются, собственно, Республика Крым, а также Севастополь, имеющий статус города федерального значения РФ, так же как Москва и Санкт-Петербург.

Формирование в рф семи федеральных округов

Крым — один из важнейших культурных, исторических и туристических центров России. Данный регион характеризуется значительным потенциалом не только в сфере туризма, но также и в аспекте развития промышленности, сельского хозяйства и иных отраслей. На уровне федерального законодательства РФ установлены налоговые преференции в отношении бизнесов, которые ведут деятельность в Крыму. Приняты программы, направленные на стимулирование интенсивного экономического развития региона.

Для того чтобы произвести административно-территориальное разделение нашей огромной страны, были выделены различные субъекты государства. С помощью такого деления можно легко составить единую, в частности обособленную, систему органов власти и местного самоуправления. К организации этого процесса имеют отношение не только обширность территорий, принадлежащих стране, но и разнообразные условия: климатические, демографические, экономические – в разных уголках России.

Территориальные единицы РФ

Осуществление административно-территориального деления имеет под собой очень большую правовую подоплеку, система обеспечивает деятельность всего государства и его субъектов в частности.

Формирование в рф семи федеральных округов

Административно-территориальное деление России в настоящее время подразумевает 3 уровня:

Федеральные округа РФ

Указом Президента в 2000 году были учреждены федеральные округа России в количестве 7 объектов. Однако в 2010 году действующий на тот момент президент Д. А. Медведев указал выделить из состава Южного ФО территорию, которая стала отдельной и носит название Северо-Кавказского ФО, тем самым увеличив количество округов на 1.

А в 2014 году наша страна присоединила дополнительную территорию, и вместе с тем количество округов увеличилось еще на одну государственную единицу – Крымский ФО.

Формирование в рф семи федеральных округов

Центральный федеральный округ, административным центром которого является столица РФ – город Москва, включает в себя 18 субъектов: 17 – это области в западной части страны и 1 город федерального значения. Это достаточно большой по плотности населения округ, а также самый урбанизированный. Своей большой популярностью он обязан расположению здесь большому, густонаселенному и самому экономически привлекательному городу страны – Москве.

Северо-Западный ФО располагается в северо-западной части страны, охватывает 11 субъектов РФ, из которых 7 областей, 2 республики, один автономный округ и один город федерального значения – Санкт-Петербург.

Южный ФО расположен южнее Центрального ФО, охватывает 6 субъектов РФ: 4 области и 2 республики. Это достаточно интересная с экономической точки зрения территория, здесь сосредоточено 73% термальных вод страны и 30% минеральных. Кроме того, округ обеспечивает население всего государства продукцией сельского хозяйства.

Дальневосточный ФО располагается на Дальнем Востоке страны. В состав этого округа России входит 9 единиц: 3 области, 3 края, 1 автономная область, 1 автономный округ, 1 республика. Здесь расположены богатые запасы золота и алмазов, нефти и газа, а в прибрежной зоне водится большое количество рыбы.

Сибирский ФО – еще одна уникальная территория государства. Кроме того что это самое большое вместилище охотничьих угодий, отличительной чертой этого округа России являются экстремальные условия Крайнего Севера для проживания. В состав округа входят 5 областей, 3 края, 4 республики.

На Урале расположился Уральский ФО, включающий 4 области и 2 автономных округа. Это своеобразный мост между двумя мирами: Европой и Азией. Здесь сложилась воедино совокупность условий Дальнего Севера и южный климат побережья Карского моря.

К юго-востоку от Центрального ФО располагается Приволжский ФО. В него входит 6 республик, 1 край, 7 областей.

Северо-Кавказский ФО не самый молодой, но моложе, чем другие округа России. Образовался на Северном Кавказе в 2010 году, включает в себя 6 республик и 1 край.

Последний присоединившийся к территории России округ – Крымский. Здесь располагается Крымская республика и город Севастополь федерального значения. Располагается ФО на территории Крымского полуострова и является самым маленьким среди других.

Субъекты Российской Федерации

Все субъекты РФ в совокупности и образуют нашу страну. На сегодняшний день такое звание могут носить все без исключения области страны, края и города федерального значения, а также республики, автономные области и автономный округ, который всего один в нашем государстве.

Как по отношению к органам государственной власти, так и по отношению друг к другу все субъекты РФ имеют равные права. Местные органы власти могут решать ряд проблем на региональном уровне, однако подчиняются в любом случае все администрации президента.

Автономные округа РФ

В составе некоторых областей нашего государства есть особые территории, носящие автономный характер и поэтому названные автономными округами. С самого начала задумывались эти автономии как национально обобщенные и одновременно отделенные от других территории.

Формирование в рф семи федеральных округов

На сегодняшний день образовались автономные округа России в количестве 4.

Городские округа РФ

В Российской Федерации название городского округа носит городское поселение, не входящее в состав муниципального образования. При этом такое образование имеет полномочия как поселения, так и муниципалитета.

С самого начала городские округа России задумывались как самые большие, экономически и промышленно важные города страны. Примерно так и произошло в 2003-2005 годах. Кроме того, статус округа получили города, не имеющие особых заслуг в экономике, но занимающие большую территорию и обладающие высокой урбанизацией.

Формирование в рф семи федеральных округов

Такая реформа не получила большого признания, так как в это время другие высоко промышленные города продолжали входить в состав того или иного муниципального образования. На начало 2014 года насчитывалось 520 городских округа России, причем это не только города, но и поселки. Кроме того, в последние года в состав городских округов начали входить целые муниципальные районы.

Для понимания территориальной организации Российской Федерации используется понятие административно-территориального деления. На его основе организуется работа властных структур всех уровней (федерального, регионального, местного). Не совсем обычный тип административно-территориального деления обусловлен большой площадью государства. Причиной также является совокупность различных факторов, оказывающих влияние на каждый субъект России – географические, национальные, природные и так далее.

В Конституции отсутствует определение понятия, то есть не входят в часть административно-территориального деления государства. Создание происходило по принципу формирования военных округов и экономических регионов, но не совпадает с ними ни по количеству, ни по составу. Можно сказать, что федеральный округ – крупная территория, в состав которой входит несколько субъектов государства.

Формирование в рф семи федеральных округов

В состав практически всех ФО входят только области и края. Исключением является Северо-Кавказский – в его состав входят только республики, образованные по национальному принципу. В каждом округе выделен город-центр. В нем расквартированы органы власти, основным действующим лицом является полпред президента, а также ряд ведомств федерального уровня.

Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).

Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:

В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).

ФО были созданы указом президента Владимира Владимировича Путина весной 2000 года. В тот момент было образовано 7 таких территориально-административных единиц. В 2010 году президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом вывел из состава ЮФО и создал новую единицу – СКФО. В 2014 году появилась девятый – Крымский, но в 2016 его перевели в ЮФО. С тех пор количественных изменений не проводилось.

Формирование в рф семи федеральных округов

ЦФО – единственный, в составе которого отсутствуют республики. В нем присутствуют только области и один город федерального значения – Москва, который и является центром. Обладает самой большой плотностью населения (60,37 человек на квадратный километр) и самой высокой численностью – почти 40 миллионов человек. Более 80% всех граждан проживают в городах. Большая часть из них прописаны в Москве и Московской области.

Формирование в рф семи федеральных округов

Состоит из 11 субъектов, количество жителей – почти 14 миллионов. Большая часть территорий расположена в европейской части севера. На климат большое влияние оказывает Северный Ледовитый и моря Атлантического океана, а также большое число различных водоемов. Благодаря множеству лесов имеет важное туристическое и экономическое значение. Здесь добывается много полезных ископаемых, а также нефть.

Формирование в рф семи федеральных округов

Исходя из названия понятно, что он располагается на юге европейской части. Число жителей – 16,5 миллионов. 62% всех людей проживают в городах. С 13 мая по 21 июня 2000 года носил другое название – СКФО. Состоит из 8 субъектов.

Формирование в рф семи федеральных округов

Северо – кавказский

Состоит из 7 административно-территориальных единиц Российской Федерации, население не превышает 10 миллионов. Самый небольшой по занимаемой площади. Граничит с рядом соседних государств – Абхазией, Азербайджаном и Грузией. Все границы являются сухопутными, однако имеется одна водная – с Республикой Казахстан. Особенностью является национальный состав – менее трети всех граждан составляют славяне.

Формирование в рф семи федеральных округов

В составе находится 14 субъектов, отсутствует выход к Мировому океану. На территории ПФО проживает почти пятая часть населения всей страны – практически 30 000 000 человек, почти три четверти которых обитает в городах. Не стоит путать понятия ПФО и Поволжья, это абсолютно разные географические единицы.

Формирование в рф семи федеральных округов

В составе нет республик, только области и автономные округа (среди последних – Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский). Самыми полезными в плане наполнения бюджета являются как раз последние, они формируют свыше 30% всех поступающих финансовых средств. Имеет внешнюю границу с Республикой Казахстан. Наибольшее число граждан проживает в центральной и южной частях, так как там и располагаются крупные населенные пункты.

Практически в каждой административно-территориальной единице присутствуют крупные месторождения минералов. Также в УФО активно добывается нефть и газ. За счет этого и обеспечиваются большие поступления в бюджет. Большое число сельскохозяйственных угодий активно используются в аграрной сфере.

Формирование в рф семи федеральных округов

Состоит из 10 административно-территориальных единиц, среди которых – республики, области и края. Занимает четверть всей площади страны. 2018 году ознаменовался переводом Бурятии Забайкальского края в ДФО. Численность населения составляет около 17 000 000 граждан.

Формирование в рф семи федеральных округов

ДФО расположен на Дальнем Востоке (что и отражено в названии), а также часть Восточной Сибири. Занимает порядка 40% площади государства и является самым крупным. Практически у всех административно-территориальных единиц в составе имеется выход к крупным водоемам. Соседствует с пятью государствами – Китаем, КНДР и Монголией на суше, а также Соединенными Штатами Америки и Японией по воде. Особенностью является отсутствие городов-миллионников.

Формирование в рф семи федеральных округов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *