Изменение границ территориальных зон \ Акты, образцы, формы, договоры

Изменение границ территориальных зон

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ территориальных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Строительство:
  • 344 КОСГУ
  • 43 99 90 190
  • 43.99.90.190
  • Авторский надзор
  • Авторский надзор КОСГУ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 33 “Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки” Градостроительного кодекса РФ(Р. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления главы администрации города, которым отклонено предложение истца о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории города в части изменения границ территориальных зон, отображенных в карте градостроительного зонирования; об обязании выдать разрешение на внесение изменений в указанные правила. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ч. 2, п. 5 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц или юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения. В данном случае решение об отклонении поступившего предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки принято в пределах полномочий главы местной администрации с учетом заключения комиссии, порядок принятия оспариваемого решения, установленный действующим законодательством, не нарушен.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 34 “Порядок установления территориальных зон” Градостроительного кодекса РФ(Р. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истцов об оспаривании постановления главы местной администрации об отклонении предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон и установления в отношении территории, занимаемой участками истцов, территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами. Как указал суд, в силу п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. В данном случае корректировка правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков к территориальной зоне, на установление которой претендуют административные истцы, приведет к несоответствию с генеральным планом в части нахождения этих участков в функциональной зоне, не предполагающей ведение жилищного строительства, и застройкой малоэтажными жилыми домами, поэтому оспариваемое постановление является правильным.

Читайте также:  Перечень документов для прохождения экспертизы проектной документации

Правила землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки как документ, необходимый для упорядочения градостроительной деятельности и оптимизации землепользования и застройки на территории муниципального образования, формирует общие принципы и направления развития муниципального образования.

Основными целями и задачами правил являются создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, для планировки территории; для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки – документ, транслирующий населению города ответственность органа местного самоуправления за принятые решения на уровне генерального плана, документации по планировке территорий, выданных разрешений на строительство, учтенных земельных участков и их разрешенного использования.

Сами по себе правила никак не влияют на изменение качества среды и жизни, они должны только фиксировать градостроительные решения, переводить их смысл на общественно-правовой язык, обеспечивая при этом доступность этих решений для всех без исключения лиц.

Правила землепользования и застройки должны обеспечивать полноценное понимание владельца недвижимости или другого заинтересованного лица о разрешенном использовании любого земельного участка, а также о возможностях преобразования городских территорий с учетом всех установленных ограничений, выполнять роль гаранта надежности принятых решений в отношении муниципальной градостроительной политики.

Нельзя допускать, чтобы правила противоречили генеральному плану или утвержденным проектам планировки. Близкой к идеальной можно считать ситуацию, когда правила землепользования и застройки разработаны на основе проектов планировки и межевания, утвержденных на территорию всего города, как минимум – на территорию общего пользования, включающую улично-дорожную сеть, парки, скверы, набережные и другие территории, формирующие общественные пространства.

Правила землепользования и застройки создают условия для реализации генерального плана в части жилищного, производственного, общественно-делового и иного коммерческого строительства. Градостроительный регламент на территории общего пользования, формирующие общественные пространства и играющие ключевую роль в преобразованиях городской среды, не распространяется. Использование территорий общего пользования осуществляется в соответствии с правилами и концепциями благоустройства.

Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)

Сведения ЕГРН, Единая электронная картографическая основа, картографический материал, ортофотопланы, сведения дистанционного зондирования

Направляемые для внесения в ЕГРН документы должны быть подписаны электронно-цифровой подписью лица, подготовившего документы и лица, принявшего решение об утверждении ПЗЗ.

В случае внесения изменений в ПЗЗ необходимо также готовить и направлять документы для внесения таких изменений в ЕГРН для последующего отражения достоверных сведений в реестре недвижимости.

Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения

Существует ряд проблем при выполнении работ по подготовке документов в отношении территориальных зон:

Частично решение данной проблемы разъяснено письмом Росреестра от 17 января 2018 г. № 01-00357-ГЕ/18.

Данным письмом рекомендовано при подготовке документов руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением от 30. 2009 № 621 и использовать действующую в настоящее время XML-схему, используемую для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН с органами местного самоуправления.

Данная XML-схема – MapPlan_v01 позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01, соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны, а также предельные размеры земельных участков в соответствии с ПЗЗ. Стоит отметить, что внесению в ЕГРН подлежат все виды разрешенного использования, как основные, так и вспомогательные и условно разрешенные.

В связи с чем, при подготовке документов необходимо использовать данный формат XML-схемы. Виды разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики территориальной зоны указываются в строке “Иные характеристики” раздела “Сведения об объекте землеустройства”.

Изменение границ территориальных зон \ Акты, образцы, формы, договоры

Учитывая, что часть документов готовится уже по утвержденным картам градостроительного зонирования, которые только схематично отображают контур границ территориальных зон, и которые были в большинстве случае подготовлены без учета сведений о кадастровом делении территории, часто возникает проблема определения контура границ терзоны для ее внесения и отображения в ЕГРН.

Зачастую информация, воспроизводимая с утвержденных карт градостроительного зонирования, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон, не соответствует сведениям актуального кадастрового деления.

При этом, в соответствии с положениями 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.

Для решения данной проблемы необходимо проводить тщательный анализ исходных данных, получаемых от органов местного самоуправления, учитывать границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, информацию о красных линиях, о линиях магистралей, улиц, проездов, границы населенных пунктов и муниципальных образований, естественных границах природных объектов.

Существует и следующий проблемный момент: большое количество ранее учтенных участков в ЕГРН не имеют сведений о координатах характерных точек границ, а также на любой территории имеются неразграниченные земли, информация о границах которых отсутствует в ЕГРН.

В связи с чем, при установлении границ на данной территории необходимо максимально точно определять контур границы терзоны. В противном случае, в дальнейшем при образовании земельных участков из земель, а также при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, могут возникнуть основания для приостановления осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемых или образуемых участков земли с границами внесенных терзон. Могут возникнуть жалобы со стороны собственников таких участков.

Для того что бы данных проблем не возникало, необходимо при определении границ территориальных зон при наличии неразграниченных земель учитывать сведения о красных линиях, линиях магистралей, улиц, проездов, естественных природных объектах, а в случае при прохождении границ территориальных зон по отсутствующим в ЕГРН границам ранее учтенных земельных участков, при выявлении спорных вопросов по расположению границ земельных участков, непрошедших процедуру кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, при невозможности определения границ картометрическим методом на основании картографических данных, необходимо проводить межевые работы для исключения выявления в последующем ошибок в расположении границ территориальных зон, используя геодезический метод, либо метод спутниково-геодезических измерений.

Одним из самых распространенных и малозатратных методов определения координат характерных точек границ территориальных зон является – картометрический.

Вместе с тем использовать его возможно только при наличии картографического материала определенного масштаба. При отсутствии картографического материала необходимого масштаба, необходимо использовать другие методы, позволяющие определить координаты характерных точек границ.

Что же делать, когда из-за стоящих на кадастровом учете земельных участков невозможно отобразить границы территориальной зоны, отраженные на карте градзонирования?

Например, нередки ситуации, при которых согласно данным карты градостроительного зонирования населенного пункта на определенной территории расположены несколько территориальных зон. Вместе с тем, при анализе местоположения границ территориальных зон с учетом сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ этих территориальных зон с земельным участком, который фактически расположен на территории всех этих территориальных зон.

Данное основание в определенных случаях создает невозможность внесения в ЕГРН сведений об установленных территориальных зонах.

В этом случае необходимо вносить изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, либо проводить работы по разделу земельного участка, в случае если имеется возможность.

Необходимо также отметить, что это не касается земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, для разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ и прочих объектов.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что только тщательная предварительная работа по изучению исходных данных, запрос, получение и использование картографического и иного материала, использование актуальной информации о границах земельных участков, содержащихся и отсутствующих в ЕГРН, решение спорных вопросов о прохождении границы территориальной зоны с органом, утвердившим правила землепользования и застройки, а также использование корректного метода определения координат границ территориальных зон, позволит подготовить качественный материал, необходимый для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН.

Высококвалифицированные специалисты, в том числе проектировщики, ООО «РКЦ» помогут Вам разобраться в документах территориального планирования, градостроительных регламентах и оказать консультационную помощь в таком сложном вопросе, как внесение в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, а в случае возникновения необходимости внесения изменений в карты градостроительного зонирования и правила землепользования и застройки проведут полный комплекс работ от анализа исходных данных до размещения документов территориального планирования на ФГИС ТП.

Объекты, на которые распространяется действие Закона

В отношении ООПТ федерального значения и Байкальской природной территории государственная экологическая экспертиза отменена только для Приоритетных объектов до 31 декабря 2024 г.

Временная эксплуатация линейных Приоритетных объектов до получения разрешения на ввод в эксплуатацию

  • представители лица, осуществляющего строительство;
  • представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда);
  • представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства.

Особенности изменения категории земель, новые виды публичных сервитутов для строительства Приоритетных объектов

  • o прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
  • o размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

Смягчение требований природоохранного законодательства в отношении Приоритетных объектов

Также, согласно изменениям, вносимым Законом в Федеральный закон от 14 марта 1995 г.

Прочие послабления при строительстве объектов федерального, регионального и местного значения

Помимо установления особенностей строительства Приоритетных объектов, Закон также вносит ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ, распространяющихся на строительство любых объектов федерального, регионального и местного значения.

Учитывая, что документы территориального планирования принимаются на длительную перспективу, ранее все заинтересованные лица были фактически уведомлены о возможном изъятии земельных участков задолго до принятия решения о нем и, как следствие, имели возможность не приобретать подобные участки, а приобретенные — не застраивать. С принятием Закона такое изъятие и резервирование стало затруднительно прогнозировать, поскольку документация по планировке территории, предусматривающая необходимость резервирования и изъятия земельного участка может быть утверждена уполномоченными органами в весьма краткие сроки.

Также, если указанные объекты предполагается возводить на земельных участках, находящихся в публичной собственности и не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута и публичного сервитута), то выдача разрешения на их строительство допускается до образования указанных земельных участков.

В этом случае представление правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.

О чем подумать, что сделать

Лицам, осуществляющим строительство/реконструкцию объектов федерального, регионального и местного значения рекомендуется ознакомиться с принятым Законом с целью определить, какие из новых положений полежат применению к строящимся / реконструируемым ими объектам.

Правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также лицам, рассматривающим приобретение указанных объектов, рекомендуется на постоянной основе отслеживать информацию о проектах планировки территории, которые могут быть утверждены в отношении территории, на которой расположены указанные объекты, чтобы своевременно получить информацию о возможном резервировании либо изъятии указанных объектов для государственных или муниципальных нужд в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи со строительством объектов федерального, регионального и местного значения, а также в связи с резервированием и изъятием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Подписан закон об обязательной независимой оценке квалификации строителей

Изменение границ территориальных зон \ Акты, образцы, формы, договоры

Президент России Владимир Путин 30 декабря подписал федеральный закон № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Очередные поправки в Градостроительный кодекс на сей раз касаются совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли и вводят обязательную независимую оценку квалификации (НОК) инженеров, внесенных в Национальный реестр специалистов строительной отрасли.

Независимая оценка квалификации специалистов, сведения о которых подлежат внесению в национальный реестр специалистов (НРС) по организации строительства и национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования вводится с 1 сентября 2022 года.

Напомним, что о необходимости введения обязательной  независимой оценки квалификации для специалистов, включенных в НРС, говорили президенты национальных объединений строителей (НОСТРОЙ) и изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Антон Глушков и Михаил Посохин еще в 2019 году. Именно этот закон почему-то просил президента Путина не подписывать член РСПП Михаил Богданов. Однако с точки зрения повышения квалификации главных инженеров и главных архитекторов проекта этот закон необходим.

Кроме того, законом предусмотрено создание:

  • Единого реестра членов СРО и их обязательств,
  • Федерального реестра объектов незавершенного строительства,
  • Региональных реестров объектов незавершенного строительства.

Ряд положений закона уточняют требования к размещению компенсационных фондов СРО, включая учет средств, утраченных в банках-банкротах.

Отметим, что в «пакете» с данным законом президент Путин подписал поручение Михаилу Мишустину провести анализ практики применения законодательства, касающегося деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли, а также практики проведения независимой оценки квалификации специалистов в данной сфере. По итогам проведенного анализа могут быть представлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  • Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  • В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  • Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  • · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  • · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  • · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  • · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Градостроительный кодекс РФ

С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.

Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.

Закон № 294-ФЗ

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали.

Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.

В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Закон № 283-ФЗ

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

  • Красные линии
  • Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.
  • Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.

Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.

Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст.

9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК.

К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 1 ст. 45 ГрК).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).

  • Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.
  • Комплексное и устойчивое развитие территорий
  • Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.

В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).

Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы.

На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной.

Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.

Стройки тянутся к природе и памятникам

Введенный властями временный порядок проведения экспертиз при строительстве может грозить утратой памятников и инцидентами на ГЭС, опасаются некоторые экологи и градозащитники.

Документ фактически упраздняет часть согласований при реализации проектов на природных территориях и в зонах охраны памятников архитектуры, а также выполнение «расчетов на обрушение» ряда зданий, мостов и тоннелей. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о моратории на отрицательные заключения госэкспертизы.

Опрошенные “Ъ” юристы считают, что порядок распространится лишь на новые стройки, а девелоперам все равно придется проходить проверки, но на этапе ввода объектов в эксплуатацию.

Новый временный порядок проведения госэкспертизы проектной документации введен приказом №46 ФАУ «Главгосэкспертиза России». В период его действия контролирующие органы не будут выдавать «сводные замечания» и расторгать договоры с заявителями по целому ряду оснований.

В их числе отсутствие согласования на строительство на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), положительного заключения государственной экологической экспертизы, справок из органов власти об отсутствии на стройплощадке объектов культурного наследия.

В список попало даже «отсутствие расчетов на прогрессирующее обрушение» зданий и сооружений (кроме построек «класса К-2 с массовым нахождением людей»).

Порядок введен в связи с решением вице-премьера Марата Хуснуллина о моратории на подготовку отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации в рамках антикризисных мер в строительной отрасли, говорится в документе. Срок действия нового порядка не определен.

Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин считает, что новый порядок фактически отменяет превентивные проверки возможного экологического вреда строек, например, во всех региональных ООПТ.

«В том числе в местах обитания краснокнижных животных»,— сокрушается он. Впрочем, господин Крейндлин напоминает о существовании еще одной экологической экспертизы — от Росприроднадзора и региональных органов власти.

Процедура продолжит действовать, но ее проводят ограниченно, поясняет Михаил Крейндлин, приводя в пример строительство на федеральных ООПТ, объектов в акватории моря, на нефтяных скважинах и любые стройки, связанные с отходами.

«Многие линейные объекты выведены из-под действия таких экспертиз, в частности прокладка железной дороги через заповедник»,— поясняет он, упоминая в этом списке и строительство ГЭС. Возможность инцидентов на ГЭС эксперт в связи с новым порядком оценить затруднился: «Но механизм, который предотвращал бы их, не будет применяться».

Партнер адвокатской компании ProLegals Нина Евстратова добавляет, что для сооружений классов К-1 и К-3 отныне не обязательны проектные «расчеты на обрушение».

Так, в перечень объектов К-3 входят тоннели и трубопроводы на дорогах высшей категории, мосты с пролетами более 200 м, объекты высотой более 100 м, «объекты жизнеобеспечения городов и населенных пунктов». Расчеты по-прежнему необходимы для жилых, офисных, административных и прочих зданий высотой более пяти этажей, поясняет старший юрист юридической фирмы Vegas Lex Марина Преображенская.

Координатор «Архнадзора», член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Константин Михайлов говорит о «революционных новшествах, способных привести к ужасающим результатам».

«Требования по охране культурного наследия — не административные барьеры, а результат многолетней борьбы за существование страховочных механизмов, предохраняющие культурное наследие от утрат. Все временные порядки закончатся, а утрата наследия безвозвратна.

Памятники исчезают навеки»,— сетует господин Михайлов. Он также упоминает разработанный Минстроем РФ проект поправок к Градостроительному кодексу РФ, «фактически упраздняющий историко-культурную экспертизу».

«Все это может привести к параличу системы охраны культурного наследия»,— считает эксперт, который намерен вынести эту проблему на обсуждение в СПЧ.

Юрист КСК ГРУПП Виталий Кулманаков дает понять, что девелоперам все равно придется проходить проверки, но уже на этапе ввода объектов в эксплуатацию:

«Вам выдадут положительное заключение экспертизы при отсутствии согласований и заключений в части экологии и памятников архитектуры, но вопросы возникнут у стройнадзора при вводе объекта. Или в ходе экспертизы может быть указано — «подготовить заключения в процессе строительства»».

«Ввод объекта — это совокупность совпадения результатов строительства с ГПЗУ, заключением экспертизы, разрешением на строительство»,— добавляет господин Кулманаков. Марина Преображенская из Vegas Lex считает, что действие порядка будет распространяться только на новую проектную документацию и не затронет уже строящиеся объекты с разрешениями на строительство.

С этим согласна и Нина Евстратова из ProLegals. Директор «WWF России» по экономическим и правовым вопросам Екатерина Хмелева говорит, что положительное заключение по новому порядку могут все же не выдать, если заявитель не доработал проектную документацию после критичных замечаний.

«Таким образом, стоп-механизм для некачественных проектов в той или иной степени сохраняется»,— считает она.

Гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев говорит, что в его компании «обрадовались» новому порядку. «По факту госэкспертизам указано быть более клиентоориентированными и максимально содействовать проектировщикам в «работе над ошибками». Исключение этих документов (экспертиз.

— “Ъ”) не приведет к проектированию зданий и сооружений с меньшей прочностью, качеством, безопасностью и наносящих ущерб экологии, а также на территориях объектов культурного наследия.

Мы рисков обрушения сооружений и ухудшения экологической обстановки не видим»,— говорит господин Плиев.

Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что практически все требования в сфере строительства в России планируется перевести в разряд добровольных.

По его словам, это позволит оперативно корректировать проектную документацию и расширить возможности применения новых архитектурных и технических решений, а безопасность объектов при этом будет обеспечена на этапе экспертизы.

Минстрой РФ в письме от 18 марта пояснил, что техзаказчик или проектировщик вправе неоднократно продлевать сроки госэкспертизы проектной документации до конца 2022 года. Но проектировщики, существенно нарушающие требования к подготовке документации, могут быть исключены из саморегулируемых организаций, в которых они состоят.

Хоть это и вынужденная, но давно назревшая мера по поддержке отрасли, необходимая для того, чтобы застройщики могли без остановки строительства заменить недостающие импортные стройматериалы отечественными, не внося изменений в документацию, поясняет заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко.

Но, предупреждает он, риски по снижению качества строительства все равно присутствуют: контроль надзорными органами на каждом этапе строительства по-прежнему необходим.

Поскольку теперь гарантом безопасности сооружения будет являться экспертная оценка, уровень ответственности экспертов повышается, отмечает гендиректор ГК КТБ Артем Давидюк.

По его мнению, человеческий фактор будет играть большую роль, чем при применении ГОСТов и СНиПов, которые предполагали математические расчеты при оценке безопасности здания.

Но, опасаясь ответственности, эксперты будут продолжать следовать ГОСТам и СНиПам, поэтому снижение качества строительства вряд ли стоит ожидать, считает господин Давидюк.

Александр Воронов, Дарья Андрианова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *