РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об отходах производства и потребления
Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
(В редакции федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.11.2008 № 196-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 28.07.2012 № 128-ФЗ, от 23.07.2013 № 226-ФЗ, от 21.10.2013 № 278-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 21.07.2014 № 261-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 29.12.2015 № 392-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 03.07.2016 № 254-ФЗ, от 28.12.2016 № 486-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 25.12.2018 № 483-ФЗ, от 26.07.2019 № 225-ФЗ, от 02.08.2019 № 272-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ, от 07.04.2020 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 356-ФЗ, от 14.07.2022 № 268-ФЗ, от 14.07.2022 № 280-ФЗ, от 07.10.2022 № 391-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ)
(С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 № 30-П; Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2023 № 255; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)
обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 27.12.2019 № 450-ФЗ)
объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2000 № 169-ФЗ)
сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ)
транспортирование отходов – перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 356-ФЗ)
накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты захоронения отходов – предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I – V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты хранения отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
группы однородных отходов – отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации – соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
отходы от использования товаров – отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
абзац; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ) (Утратил силу – Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ)
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности – юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также – федеральный оператор); (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
российский экологический оператор – публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
оператор по обращению с отходами I и II классов опасности – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ)
вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ; от 23.07.2013 № 226-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 21.07.2014 № 261-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 272-ФЗ)
Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
Статья 4. Отходы как объект права собственности
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
Статья 41. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
(Дополнение статьей – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
абзац; (Утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности; (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ)
установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 19.07.2011 № 248-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учет
Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.
Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.
После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.
Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.
Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?
С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.
• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;
• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.
В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?
Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.
С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?
Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.
Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).
На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?
На основании Закона № 223-ФЗ.
Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?
После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.
Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?
У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.
• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;
• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.
На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?
ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.
Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?
Да, с целью накопления транспортных партий.
Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?
Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.
Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.
Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?
Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.
Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.
Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?
Да, необходимо указать, если они имеются.
В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:
• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;
• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.
С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?
Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».
Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?
Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.
Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?
Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».
Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?
Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).
Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.
Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?
Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.
При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.
Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.
Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?
Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.
Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).
Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.
Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?
Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.
Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.
Как будут присваиваться QR-коды для тары?
Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?
Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.
Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?
Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.
Федеральный оператор по обращению с отходами I-II классов опасности. Алгоритм работы с ФГУП «ФЭО»
С 1 марта 2022 года все организации, образующие отходы I и II классов опасности и не имеющие мощностей по обращению ними, должны передать эти отходы для обезвреживания, утилизации и безопасного размещения федеральному оператору, заключив с ним соответствующий договор. О том, как эффективно организовать работу с федеральным экологическим оператором, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК и на что при этом обратить внимание — в статье.
Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
С 1 марта 2022 года федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов и отвечает за все отходы указанных классов опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Федеральный оператор осуществляет деятельность на всей территории России и не имеет региональных представительств, поэтому договор об оказании услуг по обращению с отходами заключается с ним напрямую.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р, федеральными законами от 26.07.2019 № 225-ФЗ и от 01.12.2007 № 317-ФЗ, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности определено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» — ФГУП «ФЭО» (предприятие Госкорпорации «Росатом»).
С утверждением новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в нем появились статьи 14.1-14.4, посвященные работе федерального регионального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности.
Федеральный оператор выполняет следующие функции:
- занимается сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I и II классов опасности;
- участвует в установлении тарифа на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности;
- является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Согласно пункту 1 статьи 14.4 закона № 89-ФЗ все юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности, обязаны заключить договор с ФГУП «ФЭО» через ФГИС ОПВК. Это требование не распространяется на организации, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы.
Отходы необходимо передать федеральному оператору до истечения предельного срока их накопления — 11 месяцев со дня образования (статья 1 закона № 89-ФЗ).
Так как изменения в закон № 89-ФЗ вступили в силу 1 марта 2022 года, то и заключить договоры отходообразователи обязаны с этой даты.
Несмотря на указанный срок, заключение договоров было невозможно по следующим причинам:
- не были утверждены ставки платы за обращение с отходами (установлены приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2022 № 220/22);
- после утверждения ставок платы ФГУП «ФЭО» потребовалось время для внесения их в ФГИС ОПВК.
На данный момент процесс заключения договоров реализован и алгоритм работы с федеральным оператором состоит из следующих действий:
- Прикрепление ответственных сотрудников через ЕСИА Госуслуги к организации, предоставление доступа к работе в системе ФГИС ОПВК ФГУП «ФЭО» и наделение полномочиями по работе в системе от имени организации (полномочия прописываются в доверенности даже на руководителя организации, а учетная запись на Госуслугах должна быть подтвержденной).
- Авторизация в ФГИС ОПВК с помощью логина и пароля от Госуслуг; заполнение сведений об организации.
- Заполнение заявок на включение в реестр объектов накопления отходов I-II классов опасности (вкладка «Мои места накопления») и их подписание с помощью усиленной электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
- После согласования заявок оператором ФГУП «ФЭО» во вкладке «Мои договоры» появится возможность прикрепления площадок к проекту договора.
У организации есть выбор — либо заключить единый договор на все объекты, внесенные в заявки, либо отдельный договор на каждый объект (второй вариант подходит организациям с несколькими филиалами, имеющими собственный бюджет и реквизиты)
- Подписание договора с помощью ЭЦП.
- Составление дополнительного соглашения на внесение изменений в типовую форму договора при необходимости (право закреплено пунктом 2 статьи 14.4 № 89-ФЗ), подписание, заверение печатью и прикрепление отсканированного документа к договору.
Типовая форма договора на обращение с отходами I и II опасности утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 и является обязательной.
В документ вносятся изменения на основании постановления Правительства РФ от 24.03.2023 № 458 с 01.09.2023.
- По мере образования отходов I и II классов опасности требуется заносить сведения во вкладку «Журнал образования ОПВК».
- При накоплении транспортной партии, наполнении тары, либо когда подходит к концу предельный срок накопления отходов (11 месяцев), необходимо заполнить заявку на вывоз во вкладке «Мои заявки».
С учетом того, что ее могут обрабатывать до 2-х месяцев, рекомендуем позаботиться о периодичности вывоза заранее. Причем, если заявка сформирована, партии отходов присвоен QR-код, то новые отходы нельзя накапливать в той же таре.
Новые отходы — новая заявка на вывоз.QR-код необходимо прикреплять к таре, в которой планируется передача отходов I и II классов опасности, таким образом, чтобы погодные явления не смогли его повредить.
Нужно заранее продумать, каким образом будут взвешиваться отходы, поскольку за разницу по массе отходов придется вносить изменения в заявку на вывоз, вплоть до возврата партии и оплате издержек, понесенных ФГУП «ФЭО». Так же в заявке необходимо указывать, возвратная тара или нет.
- Оплатить аванс в размере 30% от стоимости заявки в течение 5 рабочих дней после ее одобрения ФГУП «ФЭО».
- После проведения мероприятия по выбору транспортировщика и переработчика отходов (на базе ФГИС ОПВК), ФГУП «ФЭО» назначает дату вывоза и уведомляет об этом заказчика не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты передачи отходов.
- Переработчик контролирует партию отходов, взвешивает и уведомляет стороны, если массы в заявке намного отличаются от фактической (предельная допустимая разница не указана, практика пока не наработана). В таком случае, как говорилось выше, можно столкнуться с определенными последствиями.
- После получения отходов в течение 10 рабочих дней ФГУП «ФЭО» подписывает со своей стороны акты и направляет заказчику, а заказчик оплачивает оставшуюся сумму в течение 10 рабочих дней после подписания ФГУП «ФЭО» акта.
- Отсканированные акты ФГУП «ФЭО» размещает в ФГИС ОПВК к соответствующей заявке.
Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при заключении договора:
- Согласно пункту 12 (е) типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 211, заказчик обязан самостоятельно осуществить погрузку отходов в транспортное средство федерального оператора для их транспортирования. Это значит, что нужно заранее проработать не только вопрос со взвешиванием отходов, но и с периодичностью вывозов, так как сотрудникам, в организациях которых отсутствуют вспомогательные погрузочные устройства, затруднительно будет погрузить в транспорт контейнер определенной массы.
- Согласно пункту 12 (к) заказчик обязан возместить все доказанные расходы, которые понес ФГУП «ФЭО» по вине заказчика (штрафы, пени, неустойки). Поэтому рекомендуем прописывать несколько телефонных номеров сотрудников, которые смогут встретить водителя транспортного средства, а также ответственно подходить к взвешиванию и определению компонентного состава отходов.
Возврат партии, которую не приняли при проверке сведений, отраженных и прикладываемых к заявке, оплачивает заказчик (пункт 19 типового договора).
- Регистрация отходообразователей в ФГИС ОПВК осуществляется по факту образования и возникновения необходимости в передаче отходов I и II классов опасности, либо с 01.03.2022 (дата ввода в промышленную эксплуатацию ФГИС ОПВК) в случае наличия отхода на дату начала работы ФГИС ОПВК.
- Право собственности на продукты переработки, образовавшееся в результате оказания услуг по договору с федеральным оператором, возникает у ФГУП «ФЭО», если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 37 типового договора).
- Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в таре и (или) упаковке, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 12 (д)). Это значит, что взамен вашей тары, как упоминалось выше, тара на замену предоставлена не будет. К тому же, по умолчанию, согласно форме типового договора, все отходы считаются опасным грузом, а к транспортировке опасных грузов есть свои требования, указанные в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключенные ранее даты издания ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ, действуют до 1 марта 2022 года. С 01.03.2022 такие договоры необходимо заключать с федеральным оператором.
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности