Специально отличительные знаки отходов
С 1 марта 2022 г. на транспортных средствах, контейнерах и цистернах, используемых при перемещении отходов, должны быть нанесены специальные отличительные знаки, обозначающие определенный класс опасности отходов.
Минтранс утвердил образцы таких знаков, а также порядок их нанесения. Если конструктивные особенности транспортного средства, контейнера, цистерны позволяют перемещать отходы более чем одного класса, то на них размещается знак, где указан наиболее высокий класс.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые для транспортирования отходов, должны иметь специальные отличительные знаки, соответствующие положениям и образцам, приведенным выше, в виде расположенных в вертикальной плоскости квадратных табличек белого цвета (далее – таблички).
Одна из табличек размещается в левом нижнем углу переднего стекла, а другая – на задней торцевой стороне дорожного транспортного средства, обе – перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
В случае использования для транспортирования отходов контейнера, цистерны таблички размещаются на боковых сторонах контейнера, цистерны и на каждой торцевой их стороне.
Таблички могут быть нанесены в формате самоклеящейся этикетки, маркировки, нанесенной краской.
На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2021 N 399 “Об установлении образцов специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, а также Порядка нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов”
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим транспортирование отходов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2021 N 399 впервые утверждены:
- Порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов
- Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2021 N 399 разработан в соответствии с требованиями п.3 ст.16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” и вступит в силу с 01.03.2022.
Порядком установлены требования к общему виду, месту нанесения и содержанию знаков.
Так, например, знаки представляют собой расположенные в вертикальной плоскости квадратные таблички белого цвета, отражающие класс опасности транспортируемого отхода. Они располагаются на переднем стекле и задней торцевой стороне транспортного средства перпендикулярно его продольной оси.
Образцы знаков содержат не только подробные рисунки табличек отходов I-V классов опасности, которые должны быть нанесены на транспортные средства при их транспортировании, но и конкретные требования к их внешнему виду и размерам.
На сегодняшний день определение вида специального знака, который должен быть нанесен на транспортное средство при транспортировании отходов, осуществляется при сопоставлении с классом опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.57 (ДОПОГ) и ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.
Ознакомившись с текстом приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22.11.2021 N 399, вы:
- сможете сэкономить время на поиск информации о знаках, которые должны быть нанесены на транспортные средства при перевозке отходов;
- своевременно подготовиться к планирующимся изменениям;
- избежать административной ответственности в виде штрафа до 250000 руб. за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании отходов производства и потребления (ч.1 ст.8.2 КоАП РФ).
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов
Образец специального отличительного знака отходов I класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов II класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов III класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов IV класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов V класса опасности:
С 1 марта 2022 г. на транспортных средствах, контейнерах и цистернах, используемых при перемещении отходов, должны быть нанесены специальные отличительные знаки, обозначающие определенный класс опасности отходов.
Минтранс утвердил образцы таких знаков, а также порядок их нанесения. Если конструктивные особенности транспортного средства, контейнера, цистерны позволяют перемещать отходы более чем одного класса, то на них размещается знак, где указан наиболее высокий класс.
С 1 марта 2022 года вступает в силу порядок нанесения специальных знаков с указанием класса опасности отходов на транспортные средства, контейнеры и цистерны, используемые для перевозки отходов.
Министерство транспорта разработало порядок установки таких знаков и его образец. В частности, эти знаки будут применены в виде квадратных белых досок, размещенных на вертикальной плоскости. Один из них будет размещен в передней части автомобиля, а другой – в задней.
Если для перевозки используются контейнеры или цистерны, рекомендуется размещать таблички по бокам и на каждом конце перпендикулярно продольной оси.
Панели должны быть светоотражающими, квадратной формы, с длиной стороны 300 мм и соответствовать транспортируемым отходам. В случае международных перевозок знаки также должны быть нанесены в соответствии с правилами, изложенными в международных договорах.
Процедуры установки специальных знаков, привлекающих внимание
- Настоящий порядок содержит обязательные критерии для перевозчиков, осуществляющих транспортирование отходов производства и потребления I-V классов опасности (далее – отходы) по территории Российской Федерации автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом (в том числе по автомобильным и железным дорогам), которое осуществляется вне границ земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, либо предоставленных им на иных правах (далее – прозрачный).
- Транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые для перевозки отходов, должны иметь специальную отличительную маркировку в виде вертикально расположенного квадратного белого щита в соответствии с положениями статьи 3 настоящего Порядка и образца, приведенного в приложении 2 к настоящему Порядку (далее – белый щит).
Если иное не предусмотрено в настоящем пункте, одна из табличек должна быть размещена на передней части транспортного средства, а другая – на задней, обе перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
Если для перевозки используется контейнер или цистерна, таблички должны быть размещены на боковой стороне контейнера или цистерны и на каждом конце перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
Если требования, установленные международными договорами или соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, не позволяют разместить таблички в соответствии с настоящим Порядком, они размещаются, насколько это возможно, в местах, указанных в данном пункте настоящего Порядка.
- Знак должен быть светоотражающим и представлять собой квадрат с длиной стороны 300 мм, с четкой черной рамкой шириной 15 мм, разделенной черной линией шириной 15 мм. Граница должна находиться на расстоянии 10 мм от края знака отходов. В верхней части знака должна быть нанесена буква “О” черного цвета на светоотражающем фоне, а в нижней части знака должен быть указан класс опасности отходов (римские цифры I-V)* (1). Высота заглавного элемента должна составлять 100 мм, а ширина линии – 15 мм.
Таблички должны быть изготовлены из атмосферостойкого материала, чтобы обеспечить долговечность маркировки во время навигации.
Если размеры и конструктивные характеристики контейнера или танкера не позволяют разместить такие пластины, размеры сторон пластин могут быть уменьшены до 200 мм при ширине линии не менее 10 мм, а высота капитального элемента – до 60 мм при ширине линии 10 мм соответственно.
- для каждого размера пластинчатых элементов, указанных в пункте 3 настоящей процедуры, допускается допуск 10%.
- все таблички, прикрепленные к транспортным средствам, контейнерам, цистернам, должны соответствовать перевозимым отходам. Если конструктивные особенности транспортного средства, контейнера или цистерны позволяют перевозить более одного вида отходов, на них должна быть наклеена только маркировка самого высокого класса опасности перевозимых отходов. 2.
- согласно правилам, изложенным в соответствующих международных договорах, на транспортные средства, контейнеры и цистерны, находящиеся в международном движении, наносятся специальные отличительные знаки, указывающие на определенные опасные классы отходов.
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов
Образец специального отличительного знака отходов I класса опасности: Образец специального отличительного знака отходов II класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов III класса опасности: Образец специального отличительного знака отходов IV класса опасности:
Образец специального отличительного знака отходов V класса опасности:
09.02.2021 на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении принят законопроект № 1063011-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”. Законопроект вводит уточнение в термин “транспортирование отходов”, закрепленный в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон), предусматривающий, что “транспортирование отходов – перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах”. Определение понятия “транспортирование отходов” было доработано с учетом особенностей транспортного законодательства, в него было внесено уточнение видов транспорта, осуществляющих перевозки отходов.
В связи с этим внесение в Федеральный закон предложенной формулировки по дополнению понятия “транспортирование отходов” приведет к тождеству терминов “перевозка грузов” и “транспортирование отходов”. Законопроектом предлагается изложить статью 16 Федерального закона в новой редакции, предусмотрев в ней особенности транспортирования отходов, в соответствии с которыми транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I – IV класса опасности;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов, с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Законопроект вводит маркировку транспортного средства, перевозящего отходы, специальным отличительным знаком, соответствующим определенному классу опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, который определяется в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона, а также в соответствии с приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 “Об утверждении критериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду”.
Данное положение законопроекта вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.
В случае если отходы обладают свойствами опасного груза и их классифицируют как опасный груз в соответствии с ГОСТ 19433-88. “Грузы опасные. Классификация и маркировка”, то дополнительно на транспортное средство наносится маркировка, относящаяся к опасным грузам и соответствующая требованиям указанного ГОСТа, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов.
Двойная маркировка будет представлять информацию о транспортной безопасности и экологической безопасности перевозимого груза, что, в свою очередь, повысит эффективность контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органами Росприроднадзора и Ространснадзора.
При этом признается утратившим силу пункт 2 статьи 16 Федерального закона, утверждающий порядок транспортирования отходов I – IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности.
(материал предоставлен информационным партнёром РОСЭКОПРО журналом «ТБО»)
Если ваша организация занимается транспортированием отходов, то вам должны быть интересны требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов, условия транспортирования опасных отходов . Поскольку очень часто органы ГИБДД проводят рейды на дорогах и целенаправленно останавливают машины- мусоровозы, машины с признаками соответствующего груза и запрашивают определенный перечень документов у водителей. Транспортирование отходов:
В случае, если документы отсутствуют – составляется протокол осмотра и далее документы передаются в надзорные органы для привлечения либо водителя, либо юридического лица ( или совместно) по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Что такое транспортирование отходов? Обратимся к ФЗ-89:
Транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Т.е. транспортирование отходов считается их перемещение вне пределов земельного участка ЮЛ или ИП. Внутри земельного участка предприятия требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов не применяются.
Условия транспортирования опасных отходов
Статья 16 ФЗ-89 – Требования к транспортированию отходов:
Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
– наличие паспорта отходов;
– наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
– соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
– наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
– наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Надо добавить, что у ЮЛ или ИП, занимающегося транспортированием отходов 1-4 классов опасности соблюдением условия транспортирования опасных отходов должна быть лицензия на осуществляемый вид деятельности.
Если вывозимый вид отхода относится к группе отходов ТКО, то к требованиям, указанным выше еще добавляется оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждают разъяснения для лицензиатов:
Разъяснение по транспортированию отходов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦЕНЗИАТОВ
На основании подпункта 5 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) “О лицензировании отдельных видов деятельности”, осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности возможно только при наличии лицензии.
Согласно подпункту “в” пункта 3 Положения N 1062 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов I – IV классов опасности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила N 1156), определен термин “мусоровоз”, под которым понимается транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО.
Согласно ГОСТ Р 52051-2003 “Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение” транспортными средствами категории N являются механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
В силу положений пункта 27 вышеуказанных Правил, транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 года.
В свою очередь виды отходов, относящихся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, согласно которому относятся все виды отходов подтипа отходов “Отходы коммунальные твердые” (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов “Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению” (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
Учитывая изложенное, одним из требований, предъявляемых к специальному образованию транспортных средств, планируемых к использованию или используемых для транспортирования видов отходов, отнесенных к ТКО, с 1 января 2018 года является оснащение заявляемых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждается при проведении внеплановой проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованием.
Цель данного решения – минимизация возможности выгрузки отходов вне оборудованных полигонов, предназначенных для их размещения.
Законодательные требования к условиям транспортирования опасных отходов вы прочитали.
Перевозка отходов производства – знаки опасности
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее – Правила N 272), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.
В подпункте 5.2.2.2.2 пункта 5.2.2.2 Главы 5.2 “Маркировка и знаки опасности” Приложения В ДОПОГ содержатся Образцы знаков опасности, которые должны быть установлены на транспортных средствах заявителя в соответствии с заявленными типами отходов производства и потребления, а именно, знак N 9 – опасность класса 9 “Прочие опасные вещества и изделия”.
Кроме того, транспортные средства должны быть снабжены табличкой оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН, пример которой содержится в подпункте 5.3.2.2.3 пункта 5.3.2.2 Главы 5.3 “Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах” Приложения В ДОПОГ.
Идентификационный номер опасности и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линий 15 мм. Номер ООН должен указываться в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности – в верхней. Они должны разделяться черной горизонтальной линией толщиной 15 мм, пересекающей табличку на половине высоты (см. пункт 5.3.2.2.3). Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут.
Идентификационный номер опасности знака опасности транспортного средства – составляется из цифр:
Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр. Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:
2 Выделение газа в результате давления или химической реакции
3 Воспламеняемость жидкостей (паров) и газов или самонагревающейся жидкости
4 Воспламеняемость твердых веществ или самонагревающегося твердого вещества
5 Окисляющий эффект (эффект интенсификации горения)
6 Токсичность или опасность инфекции
7 Радиоактивность
8 Коррозионная активность
9 Опасность самопроизвольной бурной реакции
Номер ООН знака опасности транспортного средства – применяется в соответствии с приложением 2 Межгосударственного стандарт ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.
В соответствии с подпунктами 5.3.1.3, 5.3.1.4.1 пункта 5.3.1 Главы 5.3 “Размещение информационных табло и маркировки на контейнерах, МЭГК, MEMU, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и транспортных средствах” Приложения “В” ДОПОГ, если информационное табло, прикрепленные к контейнерам не видны снаружи перевозящих их транспортных средств, то такие же информационные табло должны также прикрепляться к обеим боковым сторонам и сзади транспортного средства.
На транспортных средствах, перевозящих грузы насыпью/навалом, информационные табло должны размещаться на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
Разработанная инструкция по транспортированию отходов
Инструкция по транспортированию опасных отходов производства и потребления
1. Настоящая Инструкция по перевозке опасных отходов автомобильным транспортом создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1994 г. № 372, Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г №73, с Приказом Минтранса РФ от 14.10.1999 №77 ( если транспортируется ТКО, то добавить – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 ) и определяет основные условия к перевозке опасных отходов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортированию и чрезвычайных обстоятельствах.
2. Организация перевозок
1. Общий контроль за сбором, транспортированием и передачей сторонним организациям образующихся на предприятии опасных отходов осуществляет инженер по охране окружающей среды.
2. Ответственным за транспортирование опасных отходов назначается водитель транспортного средства.
В обязанности ответственного лица за транспортирование груза входит:
- соблюдение экологических требований и требований пожарной безопасности с момента погрузки отходов в транспортное средство и до момента их передачи на хранение (переработку) сторонним организациям;
- обеспечение сохранности груза от места отправления до места назначения;
- внешний осмотр (наблюдение за погрузкой и креплением груза) и контроль за приемкой опасных отходов в местах получения ( передачи) отходов;
- сдача грузов по прибытии на место назначения.
3. Решение о допуске транспортного средства к перевозке опасных отходов принимается начальником транспортного цеха после технического осмотра транспортного средства.
4. Необходимость сопровождения специалистами транспортировки опасных отходов определяет инженер по охране окружающей среды. В тех случаях, когда сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован начальником транспортного цеха. За инструктаж ответственность несет начальник транспортного цеха.
5. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу или штучно.
3. Организация системы безопасности при транспортировке опасных отходов
1. Организация системы безопасности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, соблюдения условий транспортирования опасных отходов возлагается на транспортный цех, выполняющий перевозку опасных грузов, и грузополучателей.
2. Практические мероприятия по обеспечению системы безопасности осуществляются – транспортным цехом совместно с грузополучателями.
3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных отходов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в Плане действия в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
4. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных отходов на транспортные средства ведет лицо – ответственное за транспортировку.
5. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами транспортного цеха с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару.
6. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.
7. Использование грузозахватных устройств погрузочно-разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.
8. Совместная перевозка отходов различных классов опасности на одном транспортном средстве разрешается только в пределах правил допустимой совместимости раздельного хранения отходов.
4. Ликвидация последствий аварий или инцидентов
1.Ответственный за обращением с опасными отходами разрабатывает План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов.
2. В Плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировке опасных отходов устанавливается порядок оповещения, принятия срочных мер по ликвидации последствий аварии, наличие средств индивидуальной защиты.
3. В случае аварийных инцидентов водитель и сопровождающее лицо могут действовать самостоятельно в ликвидации последствий инцидента. В случае возникновения чрезвычайной ситуации сопровождающее лицо или водитель обязаны вызвать аварийную бригаду.
4.В случае дорожно -транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза при необходимости вызывает аварийную бригаду.
Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, в ходе ликвидации последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты.
5. Действия лица, сопровождающего груз (аварийной бригады) на месте происшествия аварии или инцидента включают: обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного опасного отхода; оповещение начальника транспортного цеха о случившейся аварии, инциденте.
6.Аварийная бригада, прибывшая на место аварии, инцидента должна обеспечить в случае необходимости эвакуации водителя; провести дезактивацию, дезинфекцию; обезвреживание места розлива, россыпи и т.п. опасного отхода, спецодежды; оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
7. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий инструмент и оборудование:
- набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
- огнетушители, лопату и необходимый запас песка для ликвидации розливов нефтепродуктов и (или) тушения пожара;
- не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
- два фонаря автономного питания с мигающими (или 4 постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
- аптечку.
8.Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбираются с учетом свойств перевозимого опасного отхода и должен быть инертным или иметь инертное покрытие по отношению к опасному отходу.
9. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными, водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность).
10. Тара (упаковка) с опасными отходами должна быть надежно закреплена в кузов автомобиля.
5. Требования к водителям и персоналу, обслуживающему перевозки
1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных отходов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящую Инструкцию и пройти инструктаж.
2. Инструктаж водителей транспортных средств, занятых на перевозках опасных отходов, включает:
-изучение системы безопасности при перевозке опасных отходов, ознакомление со свойствами перевозимых опасных отходов и особенностями перевозки конкретного вида отхода;
-обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, дезинфекция и т.п.);
-порядок информирования соответствующих должностных лиц о происшедшем инциденте.
3. Водители, занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных отходов.
4. В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных отходов, инструктажа и медицинского контроля.
5.К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и прошедшие инструктаж.
6. Водитель, осуществляющий перевозку опасных отходов, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
– технический паспорт на транспортное средство, отметку о прохождении ТО;
– путевой лист с указанием маршрута перевозки;
– план действий в аварийной ситуации;
– товарно-транспортную накладную;
– адреса и телефоны должностных лиц организации, дежурных частей органов ГИБДД, расположенных по маршруту движения.
7. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в организацию.
8. В случае возникновения инцидента водитель обязан:
– не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
– при необходимости сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГИБДД, вызвать скорую медицинскую помощь, аварийную бригаду, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
– в соответствии с Планом действий в аварийной ситуации принять меры по ликвидации последствий инцидента;
– по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГИБДД и здравоохранения проинформировать их о возможной опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.
9. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а сопровождающее лицо (при его наличии) за креплением груза в кузове и за сохранностью тары.
План действий в аварийной ситуации при перевозке опасных грузов
План действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов при транспортировании отходов
В случае возникновения аварийной ситуации и необходимости ликвидации последствий аварий или инцидентов ответственный за транспортирование опасных отходов (водитель) должен:
1. Обследовать место аварии, определить масштабы аварии.
2.Оповестить о случившемся:
– начальника транспортного цеха *****
– диспетчера *****
3. Принять срочные меры по ликвидации последствий аварии:
– выставить ограждение вокруг зараженного участка и оповестить окружающих о недопустимости нахождения на указанном участке, локализовать (по возможности, ликвидировать) очаг аварий;
– оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
– соблюдая меры предосторожности, до приезда спасательной бригады приступить к ликвидации аварии и ее последствий.
4. В случае незначительной аварийной ситуации (при разрушении корпусов единичных ламп) ликвидировать аварию собственными силами путем обработки зараженного участка 1 % раствором калия.
5. Средства индивидуальной защиты: дыхательный аппарат и защитные перчатки.
6. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп в отдельный металлический контейнер, закрыть.
7. Бой стекла и металлические детали, образовавшиеся после разрушения корпусов ламп, в металлическом контейнере передать на утилизацию совместно с использованными люминесцентными (ртутными) лампами.
При аварийной ситуации в процессе транспортировки аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с электролитом необходимо:
– место разлива электролита засыпать песком, нейтрализовать разлитый отработанный электролит: для кислотных батарей – 2,5% раствор питьевой соды.
– после нейтрализации электролита собрать загрязненный песок в пластмассовую емкость (контейнер).
Для ликвидации возгорания пожароопасных отходов следует использовать следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену, порошковые и углекислотные огнетушители, песок.
При аварийной ситуации в процессе транспортирования отходов на полигон – собрать россыпь в кузов машины.
Условия транспортирования опасных отходов в целом собраны в этой статье. По мере актуализации будут обновляться и требования экологической безопасности к транспортированию опасных отходов здесь.
Транспортирование ртутьсодержащих отходов
Оборудование транспортных средств газоанализатором – одно из новых требований Росприроднадзора для лицензиатов при получении лицензии на транспортирование ртутьсодержащих отходов.