Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Рассказываем, какие российские законы о жилье, земельных участках и машино-местах вступят в силу в новом году

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Строительство домов

С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.

«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.

Льготы для семей

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс. ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:

  • налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
  • семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
  • общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
  • на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.
Читайте также:  Должностная инструкция начальника отдела отгрузки автотранспортной организации

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Налоговая декларация

С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества.

«С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб. , а иного имущества (транспорта, гаражей и т. ) — до 250 тыс. руб.

Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.

Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.

Сведения в ЕГРН

С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.

Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов.

Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group.

Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Регистрация новостроек

С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.

«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства.

Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр.

Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Увеличение кадастровой стоимости

С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв.

«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Отказ в субсидии на ЖКУ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ.

Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Временные участки

С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.

Квартиры соцнайма

С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями.

Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.

Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.

Переоценка земли

В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».

Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Размер машино-мест

С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.

«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.

Новый 447-ФЗ дал стройкомпаниям большую свободу маневра и выбора СРО

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Несмотря на то, что у вновь принятого Федерального закона № 447-ФЗ имеется множество оппонентов среди представителей строительной отрасли, тем не менее в целом нынешние изменения в Градостроительный кодекс РФ нельзя не считать прогрессивными.

Так, например, нынешние изменения в статью 55. 6 ГрК РФ, касающиеся возможности перевода взноса в компенсационные фонд в случае перехода компаний во вновь открытую саморегулируемую организацию в области строительства в том регионе, где она до сих пор отсутствовала, способна решить застарелую и никак не разрешаемую аж с 2016 года проблему.

Как известно, с введением регионального принципа формирования членских организациях в строительных СРО обозначился явный перекос, связанный с отсутствием действующих саморегулируемых организаций в ряде регионов.

Правда, в некоторых из них, например, как Бурятия, Ингушетия, Республика Крым и других, проблема не столь давно была решена.

Местным строителям удалось в период 2016-2018 годов собрать необходимый для регистрации минимум членов, сформировавших первоначальный компфонд в своих НКО, и получить, хоть и не без некоторых мытарств заветный статус СРО. Нынче это не самые малые по численности и вполне достойные члены саморегулируемого сообщества.

Однако в тех регионах, где строительная отрасль была представлена относительно небольшим количеством членских организаций, если даже и предпринимались подобные попытки, то они завершились ничем.

Одной из основных причин, почему до сих пор за последние три-четыре года не появилось ни одной новой региональной моно-СРО, являлась необходимость повторной оплаты взноса в компенсационный фонд. Старый взнос, согласно действовавшим до 30 декабря 2021 года требованиям, оставался в старой СРО и не подлежал возврату и перечислению.

Теперь же, пункт 4 статьи 55. 6 дополнен частью 17, согласно которой:

В случае, если в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель являются членами саморегулируемой организации, зарегистрированной в субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, и в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрированы указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, создана саморегулируемая организация, указанные юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют переход в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя.

На сегодняшний день, согласно данным Единого реестра членов Национального объединения строителей, в Российской Федерации имеется, как минимум 7 регионов в которых отныне, без необходимости повторной оплаты взноса в компфонды СРО, возможно создание своих региональных СРО. К ним относятся:

  • Севастополь – 255 членских организаций;
  • Курганская область – 219 членских организаций;
  • Республика Адыгея – 208 членских организаций;
  • Карачаево-Черкесская Республика – 159 членских организаций;
  • Магаданская область – 125 членских организаций;
  • Республика Алтай – 117 членских организаций;
  • Республика Тыва – 97 членских организаций.

Правда, как говаривал старина Марк Твен, «благодаря доброте Божьей в нашей стране мы имеем свободу совести, свободу мнения, и осмотрительность не использовать эти свободы».

А потому довольно сложно, заранее предсказать, кто решится, в ущерб уже сложившейся расстановке саморегулируемого status-quo, нарушить баланс, рискуя получить по «холке» от своих коллег, координаторов или ностроевского начальства.

Впрочем, помимо перехода во вновь создаваемые СРО, кардинальным образом меняется ситуация и для всех членов региональных строительных саморегулируемых организаций. Поскольку закон прямо не устанавливает, что вновь введённая часть 17 статьи 55.

6 распространяется лишь на вновь открываемые СРО, значительно упрощается и удешевляется процедура членских организаций в рамках текущей смены места регистрации.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  • Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  • В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  • Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  • · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  • · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  • · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  • · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

Градостроительный кодекс РФ

С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.

Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.

Закон № 294-ФЗ

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали.

Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.

В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Закон № 283-ФЗ

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

  • Красные линии
  • Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.
  • Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.

Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.

Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст.

9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК.

К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 1 ст. 45 ГрК).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).

  • Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.
  • Комплексное и устойчивое развитие территорий
  • Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.

В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).

Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы.

На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной.

Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.

Решение (акт) уполномоченного органа об установлении или изменении границы (документ, утвердивший правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны)

Сведения ЕГРН, Единая электронная картографическая основа, картографический материал, ортофотопланы, сведения дистанционного зондирования

Направляемые для внесения в ЕГРН документы должны быть подписаны электронно-цифровой подписью лица, подготовившего документы и лица, принявшего решение об утверждении ПЗЗ.

В случае внесения изменений в ПЗЗ необходимо также готовить и направлять документы для внесения таких изменений в ЕГРН для последующего отражения достоверных сведений в реестре недвижимости.

Проблемы, возникающие при подготовке документов у пути их решения

Существует ряд проблем при выполнении работ по подготовке документов в отношении территориальных зон:

Частично решение данной проблемы разъяснено письмом Росреестра от 17 января 2018 г. № 01-00357-ГЕ/18.

Данным письмом рекомендовано при подготовке документов руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденными постановлением от 30. 2009 № 621 и использовать действующую в настоящее время XML-схему, используемую для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении ЕГРН с органами местного самоуправления.

Данная XML-схема – MapPlan_v01 позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01, соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны, а также предельные размеры земельных участков в соответствии с ПЗЗ. Стоит отметить, что внесению в ЕГРН подлежат все виды разрешенного использования, как основные, так и вспомогательные и условно разрешенные.

В связи с чем, при подготовке документов необходимо использовать данный формат XML-схемы. Виды разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны и иные характеристики территориальной зоны указываются в строке “Иные характеристики” раздела “Сведения об объекте землеустройства”.

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Учитывая, что часть документов готовится уже по утвержденным картам градостроительного зонирования, которые только схематично отображают контур границ территориальных зон, и которые были в большинстве случае подготовлены без учета сведений о кадастровом делении территории, часто возникает проблема определения контура границ терзоны для ее внесения и отображения в ЕГРН.

Зачастую информация, воспроизводимая с утвержденных карт градостроительного зонирования, содержащих сведения о местоположении границ территориальных зон, не соответствует сведениям актуального кадастрового деления.

При этом, в соответствии с положениями 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.

Для решения данной проблемы необходимо проводить тщательный анализ исходных данных, получаемых от органов местного самоуправления, учитывать границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, информацию о красных линиях, о линиях магистралей, улиц, проездов, границы населенных пунктов и муниципальных образований, естественных границах природных объектов.

Существует и следующий проблемный момент: большое количество ранее учтенных участков в ЕГРН не имеют сведений о координатах характерных точек границ, а также на любой территории имеются неразграниченные земли, информация о границах которых отсутствует в ЕГРН.

В связи с чем, при установлении границ на данной территории необходимо максимально точно определять контур границы терзоны. В противном случае, в дальнейшем при образовании земельных участков из земель, а также при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, могут возникнуть основания для приостановления осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ уточняемых или образуемых участков земли с границами внесенных терзон. Могут возникнуть жалобы со стороны собственников таких участков.

Для того что бы данных проблем не возникало, необходимо при определении границ территориальных зон при наличии неразграниченных земель учитывать сведения о красных линиях, линиях магистралей, улиц, проездов, естественных природных объектах, а в случае при прохождении границ территориальных зон по отсутствующим в ЕГРН границам ранее учтенных земельных участков, при выявлении спорных вопросов по расположению границ земельных участков, непрошедших процедуру кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, при невозможности определения границ картометрическим методом на основании картографических данных, необходимо проводить межевые работы для исключения выявления в последующем ошибок в расположении границ территориальных зон, используя геодезический метод, либо метод спутниково-геодезических измерений.

Одним из самых распространенных и малозатратных методов определения координат характерных точек границ территориальных зон является – картометрический.

Вместе с тем использовать его возможно только при наличии картографического материала определенного масштаба. При отсутствии картографического материала необходимого масштаба, необходимо использовать другие методы, позволяющие определить координаты характерных точек границ.

Что же делать, когда из-за стоящих на кадастровом учете земельных участков невозможно отобразить границы территориальной зоны, отраженные на карте градзонирования?

Например, нередки ситуации, при которых согласно данным карты градостроительного зонирования населенного пункта на определенной территории расположены несколько территориальных зон. Вместе с тем, при анализе местоположения границ территориальных зон с учетом сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ этих территориальных зон с земельным участком, который фактически расположен на территории всех этих территориальных зон.

Данное основание в определенных случаях создает невозможность внесения в ЕГРН сведений об установленных территориальных зонах.

В этом случае необходимо вносить изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, либо проводить работы по разделу земельного участка, в случае если имеется возможность.

Необходимо также отметить, что это не касается земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, для разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ и прочих объектов.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что только тщательная предварительная работа по изучению исходных данных, запрос, получение и использование картографического и иного материала, использование актуальной информации о границах земельных участков, содержащихся и отсутствующих в ЕГРН, решение спорных вопросов о прохождении границы территориальной зоны с органом, утвердившим правила землепользования и застройки, а также использование корректного метода определения координат границ территориальных зон, позволит подготовить качественный материал, необходимый для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН.

Высококвалифицированные специалисты, в том числе проектировщики, ООО «РКЦ» помогут Вам разобраться в документах территориального планирования, градостроительных регламентах и оказать консультационную помощь в таком сложном вопросе, как внесение в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, а в случае возникновения необходимости внесения изменений в карты градостроительного зонирования и правила землепользования и застройки проведут полный комплекс работ от анализа исходных данных до размещения документов территориального планирования на ФГИС ТП.

Плательщики налога

^К началу страницы

Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246. 3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246. 3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 397 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории “Сириус”), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Если иное не установлено пунктом 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.

За налоговый период 2023 года налоговая база в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно статье 391 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории “Сириус”) и не могут превышать:

  • 0,3% в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.

Льготы по налогу

От уплаты земельного налога освобождаются:

  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
  • организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;
  • общероссийские общественные
    организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
    инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
    составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков,
    используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации,
    уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
    общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
    их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
    – не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для
    производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
    минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому
    Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
    общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
    брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения,
    единственными собственниками имущества которых являются указанные
    общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных
    участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,
    лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
    иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
    правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • организации народных
    художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах
    традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для
    производства и реализации изделий народных
    художественных промыслов;
  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации
    – резиденты особой
    экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой
    экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права
    собственности на каждый земельный участок;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ “Об
    инновационном центре “Сколково”, – в отношении земельных участков,
    входящих в состав территории инновационного центра “Сколково” и
    предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на
    эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной
    особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых
    принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства
    и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного
    назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве
    резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
  • организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
  • организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).

В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, то указанные налоговые льготы не применяются в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков.

Налогоплательщики-организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом вышеуказанного запроса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.

Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *