Отходы 5 класса считаются безвредными условно. Их постоянно увеличивающееся количество представляет реальную угрозу для экологии. Несвоевременная переработка такого мусора относится к глобальным проблемам человечества.
Процессу обращения неопасных отходов необходимо особое внимание госструктур не только из-за их огромной массы. Недобросовестные организации пытаются утилизировать вместе с мусором 5 класса отходы 4-го, уже официально опасного класса, переработка которого обходится значительно дороже.
Отходы, появляющиеся в результате производственной и потребительской деятельности людей, по отличительным признакам делятся на 5 классов опасности.
Первый присваивается мусору, чрезвычайно вредному для окружающей среды и самостоятельно не разлагающемуся. С последующим классом потенциальная опасность для природы уменьшается.
Мы уже рассказывали о порядке лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, теперь поговорим о том, нужна ли лицензия для работы с отходами 5 класса опасности — условно безопасным мусором.
Что такое неопасные отходы?
К последнему 5 классу относится мусор, практически не наносящий вреда экосистеме и здоровью людей. Он разлагается до 3 лет. Такими отходами в большинстве случаев являются остатки повседневной жизнедеятельности человека.
Полный перечень представлен в ФККО, действующем на основании приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Согласно этому федеральному каталогу, все виды отходов обозначены отдельными одиннадцатизначными кодами. Первые 8 знаков обозначают вид, состав мусора, 9-й и 10-й — его форма, агрегатное состояние, 11-й — класс опасности. Код неопасных отходов имеет в конце цифру 5.
ФККО ежегодно обновляется и дополняется. Перечень отходов последнего класса постепенно сокращается. Отдельные виды переходят в малоопасный 4 класс, после чего работа с ними становится лицензируемой.
Как оформить сделку купли-продажи и какие документы необходимы для реализации отходов V класса опасности?
Для начала необходимо подтвердить отнесение отхода к V классу опасности, затем заключить договор (купли-продажи или поставки).
Факт передачи необходимо оформить соответствующими документами первичного бухгалтерского учета.
В первую очередь, необходимо подтверждение отнесения планируемых к передаче отходов к V классу опасности (п.1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Если отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, то подтверждение отнесения не требуется (п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Лицензированию подлежит деятельность с отходами I-IV классов опасности (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).
Следовательно, при обращении с отходами V класса опасности лицензия не требуется и данные отходы могут передаваться любым физическим и юридическим лицам.
Документами, которые необходимо оформить для передачи данных отходов будут являться:
– договоры (купли продажи, поставки);
– акты приёма передачи либо универсальные передаточные акты;
– прочие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 9 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённого Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 N 1028).
Нормативно-правовыми актами не установлен конкретный вид документа, подтверждающий факт отчуждения отходов V класса опасности, поэтому, предприятие самостоятельно выбирает форму документа в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
На практике случается, что специалисты надзорных органов дополнительно запрашивают цель передачи отходов. В данном случае, рекомендуется при заключении договора отчуждения отходов запросить у контрагента технические условия или регламенты переработки передаваемых ему отходов в качестве подтверждения наличия необходимого оборудования и технологии для целей переработки отходов.
Информация предоставлена нашим информационным партнером ООО «ЦНТД Кодекс Люкс».
Законодательство об отходах и гражданское законодательство
Законодательство об отходах не содержит ограничений на передачу отходов V класса опасности; в отличие от отходов I–IV класса опасности, наличие лицензии для обращения с отходами V класса опасности не требуется.
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории РФ. Ограничения на перемещение товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Обратите внимание
Гражданское законодательство ограничений на передачу отходов V класса опасности гражданам также не содержит.
Возможность передачи отходов V класса опасности гражданам также признавалась и Ростехнадзором: в письме Ростехнадзора от 22.06.2010 № 00-07-12/3116 указано, что действующее законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления не содержит ограничений на передачу отходов V класса опасности физическим лицам.
Учет
Согласно п. 13 Порядка учета № 1028 при оформлении обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета, переданных другим лицам (табл. 3 и 4 из Приложения № 3 к Порядку учета № 1028) или полученных от других лиц отходов:
• в столбце 11 в случае передачи отходов V класса опасности гражданам указывается место проживания граждан (населенный пункт);
• в случае передачи отходов V класса опасности гражданам в столбце 12 указываются названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по ЮЛ, ИП);
• в случае передачи отходов V класса опасности гражданам в столбце 13 ставится прочерк.
Исходя из заполнения столбцов 12, 13 следует, что в случае передачи отходов V класса опасности гражданам такая передача может осуществляться на основании открытого перечня документов (в качестве примера в п. 13 Порядка учета № 1028 приведены заявление гражданина и приказы по ЮЛ, ИП), но не на основании договора.
Отчетность по форме № 2-ТП (отходы)
В отчете по форме № 2-ТП (отходы) при заполнении форм указываются сведения о хозяйствующих субъектах, которым передаются отходы.
Словарь
Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, ИП, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 29.12.2022)).
Таким образом, понятие «хозяйствующий субъект» не ограничивается ЮЛ и ИП. Полагаем, что в качестве хозяйствующих субъектов могут выступать в т.ч. и самозанятые граждане. Предусмотренная формой № 2-ТП (отходы) передача отходов хозяйствующим субъектам шире, чем передача исключительно ЮЛ или ИП, но не включает граждан, не являющихся хозяйствующими субъектами.
При этом передача отходов V класса опасности гражданам не ограничена Законом № 89-ФЗ, т.е. ограничение на передачу отходов в форме № 2-ТП (отходы) исключительно хозяйствующим субъектам противоречит Закону № 89-ФЗ и Гражданскому кодексу РФ.
Далее рассмотрели, какие сведения о передаче отходов есть в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, в отчете по результатам осуществления ПЭК. Сформулировали вывод о том, предусмотрена ли передача отходов V класса опасности гражданам в формах отчетности и разрешительных документах и существует ли риск быть привлеченными к ответственности за такую передачу.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2023.
Правомерна ли передача отходов физическим лицам?
Отвечает юрист Центра Егорова Анастасия:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»):
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного Федерального закона.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
Необходимо отметить, что анализ норм ФЗ «Об отходах производства и потребления» позволяет сделать однозначный вывод о применимости его основных положений исключительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Так, глава III «Общие требования к обращению с отходами» содержит требования исключительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
При этом требования к физическим лицам определены в ст. 13.1 и регулируют исключительно вопросы обращения с отходами черных и цветных металлов и исключительно в части предоставления права физическим лицам отчуждать лом и отходы цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот является одним из основных принципов в области обращения с отходами.
На основании ст. 21 указанного Федерального закона основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и данным Федеральным законом.
При этом, в соответствии со ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
Одновременно, положения ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части нормирования в области обращения с отходами и учета и отчетности в области обращения с отходами также могут быть применимы только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Необходимо отметить, что позиция о возможности передачи отходов физическим лицам предполагает наличие двух различных с точки зрения правовых последствий видов правового регулирования обращения с отходами индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и граждан.
При этом, к последним, в силу особенностей их правового статуса, не могут применяться практически все принципиально важные положения ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Следует отметить, что Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком, в таблицах «Данные учета переданных другим лицам отходов» и «Обобщенные данные учета в области обращения с отходами» указывается информация об отходах, переданных для использования, обезвреживания, размещения (хранение и захоронение) в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
При этом в столбце 11 таблицы «Данные учета переданных другим лицам отходов» к Порядку указывается место проживания граждан (населенный пункт) – в случае передачи отходов V класса опасности гражданам.
На основании изложенного, с 1 января 2021 г. Порядком учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028) предусмотрена возможность передачи отходов V класса опасности физическим лицам (гражданам).
Требования к работе
Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обозначено, что на деятельность с отходами 5 класса лицензия не требуется. Но это не значит, что можно бесконтрольно обращаться с неопасным мусором.
По закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» существующие отходы, вне зависимости от степени опасности, должны собираться, перевозиться, храниться согласно установленным требованиям.
Также все, кто эксплуатируют и обслуживают предприятия, помещения, здания, территории, обязаны соблюдать экологические, гигиенические, санэпидемиологические правила.
Правила направлены на безопасность для общей экосистемы,человека, его среды обитания. Учитывая специфику неопасных отходов, правила обращения с ними направлены в основном на сбор, хранение и транспортирование.
Лицензия на сбор неопасных отходов не требуется. Однако есть ряд правил, которые нужно соблюдать при сборе, хранении и размещении этого вида мусора.
Повседневный мусор собирается и складируется на выделенных для этого участках. Это делается для накопления разных видов отходов до объема, достаточного, чтобы отправлять их на следующий этап переработки. Максимальный период накопления составляет 11 месяцев. Свыше этого срока начинается процесс размещения.
В зависимости от источника мусора, их расположение допускается:
Способ размещения зависит от агрегатного состояния, характеристик веществ. Для этих целей используются различные емкости, короба, складские конструкции, накопители, передвижные средства.
Если мусор собирается на нестационарных складах, открытых сооружениях, в негерметичной таре, то требуется соблюдение требований:
Предельное количество мусора 5 класса, допускаемое для единовременного накопления на закрытой территории, определяется отдельно в каждом случае.
За основу берутся результаты его инвентаризации:
При открытом хранении количество определяется по мере накопления отходов.
На перевозку отходов 5 класса заключается соответствующий договор с компанией, имеющей лицензию на осуществление их транспортирования.
Вывоз предназначенным для этого транспортом, оборудованным спецзнаками, осуществляется на:
Первый вариант транспортировки негативно влияет на экосистему, увеличивая объемы мусорных свалок. Второй вариант, при котором получается новая продукция, более безопасен для природы и человека и экономически выгоден.
Периодичность перемещения собранного мусора за пределы выделенного для сбора участка регламентируется согласованными Росприроднадзором лимитами его накопления. Лимиты устанавливаются на определенный срок и учитывают экологическую обстановку на конкретной территории.
Размещение неопасных отходов подразумевает действия с ними:
Хранение на полигонах, помещениях выбирается для веществ, возможных к дальнейшей переработке. Захоронение предполагается для остатков переработанного мусора, не пригодных к последующему использованию.
Неопасный мусор 5 класса можно размещать на территории специализированных организаций, а также за ее пределами в спецхранилищах и отвалах.
В котлованах, карьерах, на местах понижения рельефа размещение происходит после укладки ложа, препятствующего загрязнению земли и подземных вод.
Вопрос переработки отходов последнего 5 класса является важным и актуальным.
Учитывая их значительный объем, простое складирование на полигонах приводит к быстрому заполнению выделенной территории, становится экономически невыгодным.
К тому же увеличивается нагрузка на окружающую среду, губительная для флоры и фауны.
Утилизация отходов — это повторное их применение, обработка с целью получения новых изделий. Это возможно делать практически с любым видом неопасного мусора.
Выделяют 3 способа утилизации предварительно рассортированного мусора:
Каждый способ применяется в зависимости от состава конкретного вида мусора.
Как регулируется деятельность?
Отнесение видов отходов к соответствующему классу подтверждается официально. При этом на опасный мусор составляется паспорт. На неопасный паспортизация не требуется.
При работе с 5 классом у специализированных организаций должны быть документы по отнесению каждого отдельного вида отходов к неопасным веществам.
Подтверждение класса происходит по химическому или компонентному составу конкретного мусора и устанавливается по данным ФККО.
Если состав отходов невозможно определить или вид отсутствует в каталоге, применяется экспериментальный метод тестирования образцов. Согласно Критериям, утвержденным приказом МПР РФ от 04.12.2014 № 536, степень воздействия на природу устанавливается по результатам биотестирования водной вытяжки представленного для анализа вещества.
Исследования образцов мусора проводят специализированные лаборатории, имеющие аккредитацию.
По результатам работы заказчику выдаются протокол тестирования и выполненный по 19 параметрам расчет уровня опасности.
При отсутствии подтверждающих безопасность документов отход может быть отнесен госпроверкой к 4 классу. В этом случае компания будет оштрафована за отсутствие лицензии, незаконную предпринимательскую деятельность.
Юрлица и ИП ведут учет образовавшихся, переработанных, переданных иным лицам за определенный период отходов. Правила и порядок учета утверждены приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721.
Учетные сведения являются основанием для:
Организации самостоятельно разрабатывают локальный документ по обращению с отходами 5 класса. Он может входить в техрегламент, паспорт предприятия, либо оформлен как техусловие, инструкция, проект. В нем отражаются коды, класс, форма, состав, воздействие на природу, условия сбора, маркировка тары, периодичность вывоза, другие параметры обращения с неопасным мусором.
Передача отходов населению
Модераторы: Raccoon, Kotucheny
Правила форума
Общие правила форума
Запрещается публиковать в данном разделе:
Наименование фирм;
Ссылки на оганизации.
Подобную информацию следует направлять через ЛС.
ЭкологСообщения: 236Зарегистрирован: 24 июл 2007, 23:34Откуда: Архангельская область
Смотрю проект. Проектом предусмотрена передача населению следующих видов отходов для благоустройства территории либо для вторичного использования:
– Отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений
– Мусор строительный от разборки зданий
Подскажите, по законодательству разве можно передавать отходы населению, могут ли быть проблемы с РТН? и какие документы необходимы для осуществления передачи?
Нет безвыходных ситуаций. Есть ситуации выход из которых Вас не устраивает!
ЭкологСообщения: 387Зарегистрирован: 23 мар 2009, 14:03Откуда: ТольяттиБлагодарил (а): 40 разПоблагодарили: 39 раз
12 май 2010, 10:28
Мне кажется если это уже утверждено в проекте, то и беспокоиться не стоит. Мы например древесные опилки передаем. В некоторых организациях изношенную спецодежду.
alex27Заслуженный экологСообщения: 2028Зарегистрирован: 17 фев 2008, 13:43Награды: 7Откуда: СПбБлагодарил (а): 345 разПоблагодарили: 453 раза
12 май 2010, 10:58
Передача опасных отходов возможна только лицензированной организации. Население таковой не является. Поэтому передать населению возможно только неопасные отходы (5 класса опасности). Соответственно, если биотестированием подтвердите, что ваши отходы имеют 5 класс, проблем с РТН быть не должно.
Если вам понравилось мое сообщение, нажмите кнопку “СПАСИБО”
ЭкологСообщения: 488Зарегистрирован: 22 май 2007, 10:44Откуда: Ближнее ЗамкадьеБлагодарил (а): 99 разПоблагодарили: 45 раз
12 май 2010, 12:19
В последнем номере журнала “Экология производства” вопрос передачи отходов был подробно рассмотрен и описан (касается передачи отходов физ. лицу или лицам, объединениям без образования юр. лица). Смысл в том, что подобные отходы могут быть проданы физическому лицу, или должен быть составлен договор дарения. Иначе передача отходов не имеет юридической силы.
ЭкологСообщения: 64Зарегистрирован: 16 фев 2010, 16:23Откуда: Санкт-ПетербургПоблагодарили: 1 раз
12 май 2010, 16:30
У меня вопрос по теме, у нас есть маленькая столовая, в которой кушают примерно 50 человек, лимиты есть, в соответствии с ними мы эти отходы выкидываем в ТБО. Класс опасности этих отходов 5, мы можем их передавать населению? Просят хрюшкам на корм. Но есть же еще СанПиН, где написано, что передача пищевых отходов населению запрещена.
25 май 2010, 10:48
Lena-gvs писал(а):У меня вопрос по теме, у нас есть маленькая столовая, в которой кушают примерно 50 человек, лимиты есть, в соответствии с ними мы эти отходы выкидываем в ТБО. Класс опасности этих отходов 5, мы можем их передавать населению? Просят хрюшкам на корм. Но есть же еще СанПиН, где написано, что передача пищевых отходов населению запрещена.
А Вы скажите, что предаете не населению , а хрюшам
НовичокСообщения: 2Зарегистрирован: 04 июн 2010, 10:25Откуда: МиассБлагодарил (а): 1 раз
Kuznetsov Anton » 04 июн 2010, 10:51
Коллеги! Подскажите! Разделяете ли пищевые отходы на 2 вида: 1. Пищевые отходы пищеблоков, не имеющие контакт с больными (очистки овощей) и 2. Пищевые отходы, которые остались после кормления больных (имели контакт с пациентами). Можно ли сказать, что первые относятся к классу А (5 класс опасности), а вторые к Б (4 класс опасности)? Можно ли оба этих вида отхода передавать населению в дар?
04 июн 2010, 15:08
Kuznetsov Anton писал(а):Коллеги! Подскажите! Разделяете ли пищевые отходы на 2 вида: 1. Пищевые отходы пищеблоков, не имеющие контакт с больными (очистки овощей) и 2. Пищевые отходы, которые остались после кормления больных (имели контакт с пациентами). Можно ли сказать, что первые относятся к классу А (5 класс опасности), а вторые к Б (4 класс опасности)? Можно ли оба этих вида отхода передавать населению в дар?
из санпина:
Запрещается собирать пищевые отходы на корм скоту в столовых кожно-венерологических, инфекционных и туберкулезных больниц, а также в специальных санаториях по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями, в ресторанах и кафе аэропортов, поездов и пароходов, обслуживающих междугородние линии.
Я на вашем месте разделила бы эти отходы на классы А и Б.
Tatiana_TНовичокСообщения: 5Зарегистрирован: 02 мар 2016, 10:07Благодарил (а): 2 раза
02 мар 2016, 10:35
Добрый день. Недавно перешла на предприятие. Выяснилось, что покрышки передают населению и менять ничего особо не хотят. Подскажите, пж-та, ссылаясь на какие пункты законов могу доказать, что ныне так не делается? Сама до этого работала больше с воздушным и водным законодательством, в отходах не очень ориентируюсь пока..
Порядок подтверждения безопасности отходов
Подтверждение того, что отходы являются неопасными, осуществляется Росприроднадзором. Субъект, занимающийся отходами или у которого они образуются, направляет в его терорган по месту деятельности установленную документацию.
Сделать это можно одним из способов:
Документы принимаются по описи, регистрируются в установленном порядке. Копия описи отдается заявителю.
При выявлении некомплектности заявителю в 5-дневный срок направляется письмо о необходимости устранения недостатков. Уведомление происходит тем же способом, которым получены документы. Если в течение 25 дней с даты его получения заявитель не исправляет указанные нарушения, то учреждение возвращает ему документы без рассмотрения.
При полном комплекте Росприроднадзор направляет представленные материалы в ФБУ ФЦАО. Федеральный анализирующий центр проводит их оценку.
В 35-дневный срок он направляет в учреждение одно из 2 заключений:
Если вид опасности установлен заявителем на основании Критериев, ФБУ ФЦАО в 45-дневный срок указывает в заключении:
При этом в случае положительного заключения ФБУ ФЦАО совместно с Роспотребнадзором предпринимают действия по включению таких отходов в ФККО и присвоению им идентификационного кода.
Сроки информирования заявителя в днях:
Правомерна ли передача отходов производства и потребления V класса опасности физическим лицам?
Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:
— отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
— обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Следует отметить, что Порядка учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Порядок).
В соответствии с п. 8 Порядка, документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.
При этом конкретный вид документа, подтверждающий факт передачи отходов V класса опасности физическим лицам (гражданам), действующим законодательством не установлен.
В указанном случае хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи.
При этом в случае передачи отходов V класса опасности физическим лицам (гражданам), в столбце 11 Приложения № 3 (таблицы № 3 «Данные учета переданных другим лицам отходов») к Порядку указывается место проживания физического лица (гражданина) – (населенный пункт), в столбце 12 указываются названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления физического лица (гражданина), приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю), а в столбце 13 к Порядку ставится прочерк.
Необходимо отметить, что в законодательстве не содержатся прямо установленных запретов на передачу отходов физическим лицам, не обладающим правовым статусом индивидуальных предпринимателей.
При этом в соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании размещении отходов производства и потребления» (утв. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 9 октября 2020 г. № 627) в форме отражается количество отходов, переданных в течение отчетного года другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Физические лица, не обладающие правовым статусом индивидуальных предпринимателей, в указанном нормативном правовом акте не названы.