Письмо ФГБУ ФКП Росреестра от 19.07.2016 N 10-3153-КЛ

Территориальное подразделение Росреестра дало разъяснения о порядке выполнения работ по установлению границ населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территории подлежащих обязательному лицензированию с 01. 2022 г.

В соответствии с Федеральным законом от 11. 2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 04. 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 2020 № 1126, согласно которым:

пункт 8 перечня выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, дополняется видом работ по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории;

прием заявлений о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов будет осуществляться исключительно посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ).

Лицензиаты, ранее получившие лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности для выполнения работ по установлению и изменению границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, с 1 марта 2022 года также вправе будут выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории. Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется лицензирующим органом до 1 апреля 2022 года и не требует проведения оценки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям.

В срок до 1 марта 2022 года документы на предоставление лицензии можно представить в Управление при личном обращении на бумажном носителе, а также направить почтой заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, для чего необходимо оформить заявление по форме, утвержденной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28. 2020 № П/0353, а также пакет документов в соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании. Формы и образцы документов размещены на официальном сайте Росреестра.

Обращаем Ваше внимание, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письмо Управления Росреестра по Нижегородской области от 03. 2022 № 11-01942-исх/22 прилагается.

ЕГРН пополнился еще на 100 сведений о границах территориальных зон Хакасии. С начала 2022 года Кадастровая палата РХ внесла в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) более 100 сведений о границах территориальных зон Республики Хакасия. На сегодняшний день в ЕГРН содержатся сведения о границах 818 территориальных зон республики Хакасия, что составляет 47% от общего количества. Лидерами по наполнению ЕГРН сведениями о границах территориальных зон являются город Черногорск и Боградский район, их показатель составляет более 97%. Следом идут Орджоникидзевский район (93%), Саяногорск (88%) и Аскизский район (81%). Показатель столицы нашей республики – 62% от общего количества сведений. Остальным муниципальным образованиям Хакасии есть к чему стремиться, поскольку у них доля внесенных в ЕГРН границ территориальных зон минимальна или сведения полностью отсутствуют (к примеру, город Сорск – 0%). «Наличие в ЕГРН сведений о территориальных зонах в полном объеме позволит сформировать качественный и полный реестр, окажет положительное влияние на процедуру предоставления земельных участков, размещения объектов капитального строительства, постановки их на кадастровый учет и регистрации прав, способствует упрощению процедур ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности региона», – отмечает директор Кадастровой платы республики Вера Старунская. Работы по установлению границ территориальных зон инициируют региональные и местные органы власти, они же направляют полученные сведения для внесения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. После внесения актуальных сведений о границах территориальных зон данные становятся общедоступными и отображаются на Публичной кадастровой карте. Наполнение ЕГРН подобными сведениями проводится в рамках реализации целевой модели «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества». Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т. ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушаний. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие виды разрешенного использования могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Глас народа 30. 2019Федеральным агентством лесного хозяйства продолжается реализация Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Напомним, что закон направлен на устранение противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости(ЕГРН) и Государственном лесном реестре, в целях защиты прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости. «На сегодняшний день вопрос ведения лесного реестра является одним из актуальных среди стоящих перед лесной отраслью», – отмечает заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. В настоящее время на государственный кадастровый учет поставлены лесные участки общей площадью 307,6 млн га, что составляет около 27% от общей площади земель лесного фонда. При проведении работ по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет было выявлено более 276 тыс. пересечений земель иных категорий с землями лесного фонда на площади 1,8 млн. га, что не позволило в полной мере поставить лесные участки на государственный кадастровый учет. Федеральное агентство лесного хозяйства также продолжает активную работу по установлению границ лесничеств и лесопарков, которые расположены на землях лесного фонда. На данный момент работы выполнены по 329 лесничествам, расположенным на землях лесного фонда, в 66 субъектах Российской Федерации на общей площади 124,1 млн га. По ним уже изданы приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ лесничеств. Сведения о 120 лесничествах внесены в ЕГРН (в том числе по 5 пригородным лесничествам) на общей площади 44,0 млн га. В отношении 326 лесничеств необходимые документы уже направлены в органы регистрации прав для внесения сведений о лесничествах в ЕГРН. Следует отметить, что при внесении сведений о границах лесничеств в ЕГРН органы регистрации прав уведомляют Рослесхоз о внесенных в сведения ЕГРН изменениях описания местоположения границ лесничеств с указанием кадастровых номеров земельных участков, в соответствии с границами которых изменено местоположение границ лесничеств. В настоящее время количество земельных участков, исключенных из границ лесничеств, составило более 22 тыс. на общей площади более 308 тыс. Также получено 143 уведомления о невозможности внесения сведений о лесничествах в ЕГРН по причине пересечения с границами населенных пунктов, территориальных зон, сведения о которых содержатся в реестре границ ЕГРН. После поступления данных уведомлений Рослесхоз вносит изменения в приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ лесничеств и повторно направляет документы в органы регистрации прав. В настоящее время получено 39 уведолений о внесении сведений о таких лесничествах в ЕГРН. Площадь лесных участков, включенных в границы населенных пунктов, составила более 34 тыс.

На 2019 год запланировано внесение сведений в ЕГРН по 181 лесничеству на площади 155,9 млн

272 читателя,
355 топиков

Добрый день, уважаемые форумчане!
подскажите пожалуйста!!!
подготавливаю карта план ЗОУИТ, и который раз приходит отказ (текст отказа и xml прилагаю)

Хотим построить дом на участке ижс, регион Ростовская область, ближайший пригород Ростова на Дону. В ходе строительства выясняется, что участок ИЖС, НО находится в зоне особо охраняемого объекта. Из ограничений на кадастровой карте — Строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт в зоне охраняемого военного объекта «войсковая часть 02035» осуществляются исключительно по согласованию с ФСБ России через УФСБ России по Ростовской области. В итоге никто из жителей посёлка не получил положительный ответ после января 2022. В 2021 ввод в эксплуатацию домов проходил без проблем. ВОПРОС — как решить данную проблему и какие пути выхода имеются? Заплачу за консультации и реальную помощь кто имел успешные дела в данном вопросе. Прошу отвечать только если имеется реальный опыт.

Добрый день! Есть ли тут специалисты, у которых есть опыт постановки санитарно-защитных зон скважин на кадастровый учет? Подскажите пожалуйста, нужно ли прикладывать помимо Проекта СЗЗ какие-то документы? и может кто сможет поделиться примером оформления карта-плана?

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли у кого-нибудь пример документа как сейчас устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории (государственный природный заповедник)? какой документ формируется и сам процесс внесения сведений в ЕГРН?
Имеется Постановление Правительства РФ «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым».

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой механизм действий для учёта изменений охранной зоны ВОЛС? Озранная зона ВОЛС уже стоит на учёте, отображается на публике, но её нужно сдвинуть, т. она пересекатся с проектируемой дорогой. У нас есть утвержденный проект планировки, проектная документация на дорогу, которая содержит информацию о переносе ВОЛС. Администрация муниципального образования должна принять решение о переносе ВОЛС, а я на основании этого решения уже могу подготовить карту-план?

Добрый день подскажите кто сталкивался с таким и как устранить эти замечания? Подача публичного сервитута. Получила УВЕДОМЛЕНИЕ о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, выявлено следующее:
1. В нарушение требований пункта 4 приложения № 3 к Приказу от 01. 2014 № П/369 XML-документ «ZoneToGKN_27dc3ae0-7fb4-41de-9498-960797fe5623. xml» не воспроизводит сведения о решении (акте) об установлении публичного сервитута (пункт 7 части 2 статьи 34 Закона о регистрации от 13. 2015 № 218-ФЗ). В нарушение требований пункта 4 приложения № 9 к Приказу от 01. 2014 № П/369 XML-документ «TerritoryToGKN_b677f48a-bd14-4b08-a08d-014e83399637. xml» неверно заполнен элемент «Сведения о согласовании описания местоположения границ» (пункт 7 части 2 статьи 34 Закона о регистрации от 13. 2015 № 218-ФЗ). Также выявлено, что в нарушение требований пункта 4 приложения № 3 к Приказу от 01. 2014 № П/369 неверно заполнен элемент «Title» в структуре XML-документа «ZoneToGKN_27dc3ae0-7fb4-41de-9498-960797fe5623. xml». Обращалась к разработчикам ПК АРГО, сказали все заполнено верно.

Просьба разрешить советом или практикой такую ситуацию. есть лэп протяженностью в несколько километров и, соответственно, проходит по земельным участкам двух разных муниципальных образований. лэп построена и имеет собственника, есть свидетельство о праве собственности на один линейный объект длиною неск км, оформляем землю публичным сервитутом. собственник лэп обратился с ходатайством в одно мун. образование и, конечно же, администрация отказала, мотивировав тем, что в ходатайстве указаны участки, в том числе, другой администрации. как сделать правильнее:
1) одновременно подать два ходатайства в администрации и указать в одном ходатайстве участки одного муниципального образования, в другом ходатайстве — другого, но хмл схема одна будет
2) одновременно подать два ходатайства в администрации и указать в одном ходатайстве участки одного муниципального образования, в другом ходатайстве — другого, хмл схемы сделать, соответственно, две. Но здесь тогда вопрос — сама лэп же единая, не делится, а землю именно под лэп оформляем

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Делаю постановку на кадастровый учет территориальных зон по ПЗЗ, в соответствии с ЗК РФ и ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Координаты границ территориальных зон из ПЗЗ частично пересекают границы земельных участков, следовательно требование о принадлежности земельного участка ТОЛЬКО к одной зоне не выполняется. Правильно ли я понимаю, что сначала необходимо внести изменения в координаты границ в ПЗЗ и только после этого зоны можно будет поставить на кадастровый учет?
И если зона состоит из нескольких контуров, часть контуров пересекает земельные участки, а другая часть нет, можно ли поставить на учет часть зоны с «правильными контурами», а потом после внесения изменений в ПЗЗ сделать учет изменений этой зоны и внести туда исправленные оставшиеся контура?

Здравствуйте! подскажите, пожалуйста, оформлял ли кто охранную зону на гидроэнергетический объект? очень нужен пример! поделитесь, пожалуйста!

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО от 23 октября 2019 г. N 10-11635/19

Управление информационных технологий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе письмо Росреестра от 14. 2019 N 10-08062-ВС/19.

Начальник Управления информационных технологий А. БИБИКОВ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение Правительства Вологодской области от 15. 2019 N ИСХ. 01-8512/19 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о территориальной зоне, в части видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, сообщает следующее.

В соответствии с частью 18. 1 статьи 32 Федерального закона от 13. 2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации) обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав об установлении или изменении границ, в том числе территориальных зон, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ территориальных зон и перечень координат характерных точек границ таких зон.

Пунктом 6 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15(1) статьи 32 Закона о регистрации в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 2015 N 1532 (далее – Постановление N 1532), определено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых ПЗЗ, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.

Минэкономразвития России ранее в связи вступлением в силу с 11. 2018 Федерального закона от 31. 2017 N 507-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 507) было рекомендовано до момента утверждения новой редакции XML-схемы, соответствующей требованиям положений Закона N 507-ФЗ, в качестве документа, содержащего описание местоположения границ, в том числе территориальных зон, использовать карту (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2009 N 621 (далее – Требования) и в отношении которой приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 “О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде” утверждена соответствующая XML-схема.

В связи с тем, что до настоящего времени XML-схемы, соответствующие требованиям Постановления N 1532, не утверждены, необходимо использовать XML-схемы, утвержденные приказами Росреестра от 01. 2014 N П/369 и от 15. 2016 N П/0465, а именно: “MapPlan_v01” и “ZoneToGKN_v05”.

XML-схема MapPlan_v01, используемая для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (с 01. 2017 – ЕГРН) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в части представления карты (плана) объекта землеустройства, размещенная на официальном сайте Росреестра в соответствии с приказом Росреестра от 01. 2014 N П/369 (далее – XML-схема MapPlan_v01), позволяет внести в XML-файл карты (плана) объекта землеустройства, подготовленный в соответствии с XML-схемой MapPlan_v01 (далее – XML-файл MapPlan), соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ.

Учитывая, что используемая в настоящий момент для формирования XML-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления XML-схема ZoneToGKN_v05 (далее – XML-схема ZoneToGKN_v05) не позволяет указывать виды разрешенного использования земельных участков, отличные от видов разрешенного использования, установленных Приказом N 540 в редакции приказа Минэкономразвития России от 30. 2015 N 709, а также то, что неотъемлемой частью XML-документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в решении уполномоченного органа об установлении территориальных зон, подготовленного в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 (далее – XML-файл ZoneToGKN), является XML-файл MapPlan, полагаем возможным рекомендовать следующее.

В элементе “Особые отметки” (Note) реквизита “Территориальная зона, зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия” (ZoneToGKNNewZoneZone) XML-файла ZoneToGKN следует указывать: “Разрешенное использование (РИ) ЗУ, установленное до 24. 2014, действительно вне зависимости от его соответствия классификатору видов РИ (п. 11 ст. 34 ФЗ от 23. 14 N 171-ФЗ). Установленные ВРИ приведены в файле карты (плана) объекта землеустройства. При заполнении указанного элемента необходимо учитывать, что в соответствии с XML-схемой ZoneToGKN_v05 общая длина текста не должна превышать 255 символов, включая пробелы.

В элементе “Разрешенное использование (по классификатору)” (LandUse) реквизитов “Основной вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimary), “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionally) и (при необходимости) “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (ZoneToGKNNewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncillary) и условно разрешенного вида разрешенного использования (ZoneToGKNN ewZoneZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncillary) XML-файла ZoneToGKN рекомендуется указывать код по классификатору “214099000000”, соответствующий значению “Сведения отсутствуют”.

При этом в соответствующие элементы XML-файла MapPlan необходимо внести сведения об основных, условно разрешенных и (при необходимости) вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ:

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Основной вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Условно разрешенный вид разрешенного использования” (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении основного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedPrimaryPermitedAncilliaryPermittedUse),

– элемент “Разрешенное использование” реквизита “Вспомогательные виды” в отношении условно разрешенного вида разрешенного использования (MapPlanObjectZoneTerritorialZonePermittedUsesPermitedConditionallyPermitedAncilliaryPermittedUse).

С учетом изложенного при внесении в реестр границ ЕГРН сведений о территориальной зоне необходимо из XML-файла MapPlan внести соответствующие сведения о видах разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ в графу “Вид разрешенного использования по документу” в отношении основного, условно разрешенного и (при необходимости) вспомогательного вида разрешенного использования вкладки “Разрешенное использование” сведений о территориальной зоне информационной системы, обеспечивающей ведение ЕГРН. При этом внесенный в результате импорта XML-файла ZoneToGKN в графу “Вид разрешенного использования по классификатору Минэкономразвития” той же вкладки текст “Сведения отсутствуют” следует изменить на пустое значение.

Постановка земельных участков на государственный кадастровый учёт c применением геоинформационных технологий Registration of land plots for state cadastral registration using geoinformation technologies

Ь Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 332. 3/5 DOI 10. 24412/2413-046Х-2021-10080 Хабарова Ирина Андреевна,

Аннотация. В статье проведен анализ основной и альтернативной методики постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с применением геоинформационных технологий и без их применения. Разработана последовательность технологических процессов реализации основной геоинформационной методики и альтернативной. Даны предложения по дальнейшему совершенствованию технологических процессов постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Summary. In the article, the authors analyzed the main and alternative methods of placing a land plot on the state cadastral registration with the use of geoinformation technologies and without their use. The authors have developed a sequence of technological processes for the implementation of the main geoinformation methodology and the alternative. The authors made suggestions for further improvement of technological processes for registering land plots with state cadastral registration.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, земельные участки, геоинформационные технологии, объект недвижимости, межевой план, кадастровый инженер, Единый государственный реестр недвижимости, программное обеспечение. Keywords: state cadastral registration, land plots, geoinformation technologies, real estate, landline plan, cadastral engineer, Unified State Register of Real Estate, software.

Также необходимо отметить, что в настоящее время ГКУ ЗУ одной из основных функций Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН), в результате чего каждый ЗУ получает свои персональные характеристики, которые позволяют

однозначно выделить его из других ЗУ и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Целесообразно добавить, что ГКУ ЗУ стал представлять собой процесс регистрации ЗУ и территориальных зон путем внесения записей в единый государственный реестр земель, а подсчет количества ЗУ стал осуществляться в рамках земельно-информационной системы. При ведении информационной системы учета земель проводится количественный и качественный учет земель. Данный учет осуществляется в 2 основных этапа: первичный (получение сведений о размерах, местоположении и использования земель) и текущий (выявление и внесение изменений в состав земельного фонда объекта учёта и исправление технических ошибок предыдущих учитывающих мероприятий). Первичный/основной учет проводят при повторных съемках и обследования земель, при выполнении земельно-оценочных работ, при организации новых или реорганизации существенных землепользований.

Основной учёт проводится в 3 этапа:

Подготовительные работы.

Полевые работы.

Оформление документов.

В итоге после проведения основного учета земель получают общую характеристику размеров, распределении, состоянии и использовании земель; определяют площадь всего землепользования (землевладения), административной единицы, площади категорий земельного фонда, видов угодий.

При этом географические информационные системы (далее -ГИС) способны определять местоположение объекта недвижимости по адресу/имени, определять пересечение улиц и границ, осуществлять геокодирование и самое главное отмечать на карту объекты на основе сведений.

Информация представляется в виде:

Далее рассмотрим последовательность технологических процессов реализации основной и альтернативной методики постановки ЗУ на ГКУ.

Разработка последовательности технологических процессов реализации основной геоинформационной методики:

Обращение заказчика в кадастровую организацию для подготовки межевого плана. Консультация кадастрового инженера.

Анализ документов, представленных заказчиком.

Заключение договора подряда для оказания кадастровых работ.

Заказ документации, каталогов, необходимых для подготовки межевого плана (выписка из ЕГРН через портал Росреестра (ФГИС ЕГРН) и др).

Проведение геодезических работ и обработка результатов измерений с помощью программного обеспечения.

Передача кадастровому инженеру полученных результатов.

Подготовка акта согласования местоположения границ земельного участка, либо получения распоряжения ДГИ.

Подготовка межевого плана (используя программный продукт «Технокад-Экспересс»).

Формирование и подписание ЭЦП полученного пакета документов.

Направление полученного пакета документов через сервис «Технокад-Экспресс». Разработка последовательности технологических процессов реализации

альтернативной геоинформационной методики:

Обращение заказчика в организацию для подготовки межевого плана. Консультация кадастрового инженера.

Предоставление заказчиком документации и ее анализ.

Проведение геодезических работ и обработка результатов измерений вручную.

Московский экономический журнал №2 2021

Подготовка межевого плана (графическая и текстовая часть оформляются в бумажном виде).

На главной странице портала на вкладке «Электронные услуги и сервисы» перейти в раздел «Получение сведений из ЕГРН»

игч’н л<чт рИГГИ НЬнтМ

Рисунок 2 – Раздел «Получение сведении из ЕГРН))

В перечне государственных услуг, представленных в открытом окне, выбрать «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН»

Кс/Оас/Иропь/О Г 9Г9 €1» 4

(?ог<»ула к »/ ГЛР/ /

Рнсунок 3 – Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН

Появляется окно, в котором необходимо ввести уникальный ключ доступа

йм^п г^гш (Л^^бсГцЛ!

Рисунок 4 -Ввод ушжального ключа доступа

Затем для создания запроса на вкладке «Поиск объектов недвижимости» вводим кадастровый номер объекта недвижимости и выбираем регион, после нажимаем «Найти»

Рисунок 5 – Попек объепов недвижимости

Программное обеспечение для камеральной обработки результатов, полученных в ходе проведения геодезических работ

Рисунок 9- АРГО 7

Формирование межевого плана

Таблица 1 – Сравнение основной и альтернативной методики постановки на ТКУ ЗУ

Показатель Основная методика Альтернативная методика

Быстрота получения конечного результата Быстрое получение результата Медленное получение результата

Способ определения координат Координаты рассчитываются с использованием программного обеспечения Координаты рассчитываются вручную

Наличие базы данных Широкие возможности БД е MapInfo, AutoCad, АРГО, PlanTracer. Возможность выполнена геометрических и иных функции. Ограниченная база даннын

Удобство передачи паке та документов в орган кадастрового учета и регистрации права Требуется меньше времени на подачу Требуется больше времени на подачу

Часюта использования в практической деятельности Наиболее часто используется Наименее часто используется

Между основной и альтернативной методиками постановки на ГКУ земельных участков имеется несколько отличий:

Формирование кадастровым инженером электронного пакета документов и направление им в Росреестр для постановки на ГКУ заметно облегчает процедуру постановки на ГКУ объекта недвижимости. В данном случае собственнику не нужно приходить за готовыми документами в организацию и после этого сдавать документы в Росреестр или МФЦ «Мои документы».

Обработка результатов обмера выполняется в таких программах, как AutoCad, Технокад — Экспресс, MapInfo, PlanTracer, АРГО. Альтернативный способ предполагает рассчитывать все вручную, без использования программного обеспечения.

Также необходимо добавить, что применение интернет сервисов, таких как Технокад-Экспресс, существенно облегчает, а также ускоряет рабочий процесс, и это позволяет кадастровым инженерам выполнять больший спектр работ без подключению к работе заказчика, когда в альтернативном методе заказчику необходимо самому подать документы в МФЦ или Росреестр. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что обработка результатов измерений: например, планы участков оцифровываются в программах, при этом данный способ позволяет уравнивать все значения, расчеты также производятся автоматически по заявленному алгоритму и формулам. Это исключает различные ошибки, допущенные в расчетах кадастровым инженером.

Хабарова И. , Хабаров Д. Совершенствование методики выявления ошибок, препятствующих государственному кадастровому учету недвижи-мости//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, №10, 2020, С. 65-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 16. 2019, с изм. от 12. 2020) (дата обращения 15. 2020 г

Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 2001 N 136-ФЗ (ред. от 18. 2020) (дата обращения 15. 2020 г

Федеральный закон от 13. 2015 № 218-ФЗ (ред. от 02. 2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп. , вступ. в силу с 23. 2020) (дата обращения 15. 2020 г

Нилиповский В. , Хабарова И. , Фролова О. А, Яворская И. Совершенствование методики выполнения кадастровых работ при постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №5/2020. – 12с.

Иванов И. , Хабарова И. , Хабаров Д. , Валиев Д. Исследование допущенных при государственном кадастровом учете ошибок и рекомендации по их устранению. //Геодезия и аэрофотосъемка,Т. №6, 2020. 710-717.

Изменения в законодательстве о земле, градостроительстве и недвижимости.

№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости с 2022 г.

  • Первые результаты реформы. Объединение и новые правила кадастрового учёта и регистрации недвижимости, изменения в оформлении землепользования. Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости. Переходный период 2021-2023 года;
  • Постановка вновь созданного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет по новым правилам. Требования к техническому плану объекта недвижимого имущества. Возможность регистрации прав на вновь построенный объект без разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • Возможность временно вносить сведения об участках, образованных из государственных земель, право собственности на которые не разграничено, без сведений о правообладателе;
  • Изменение понятия ранее учтенного объекта недвижимости;
  • Особенности госрегистрации единого недвижимого комплекса, части которого расположены на различных ЗУ;
  • Причины отказа в регистрации прав: отсутствие/несоответствие сведений об объекте, задвоение кадастровых номеров, пересечение границ и др.;
  • Новые электронные сервисы Росреестра: рекомендации по использованию;
  • Планируемые поправки в действующий порядок регистрации прав на недвижимость, расширение перечня информации ЕГРН, расширение перечня оснований для государственной регистрации прав, включая решения третейских судов и др.;

Нормативы градостроительного проектирования и документация по планировке территории по новому законодательству, изменения по N 373-ФЗ и по N 507-ФЗ.

  • Нововведения по регулированию подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий: введение определения «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории», «элемент планировочной структуры»;
  • Новые требования к проектам планировки и межевания территорий и ГПЗУ;
  • Новый механизм межрегионального территориального планирования – введение в ГрК понятия «документы территориального планирования двух и более субъектов РФ;
  • Приведение в соответствие утвержденных документов территориального планирования двух и более субъектов РФ, правила их разработки и утверждения;
  • Новое условие выдачи разрешений на строительство по 507-ФЗ: при обязательном наличии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Влияние документов территориального планирования и ПЗЗ на земельно-строительную деятельность, с учетом изменения законодательства:

  • Влияние на получение и использование, перевод и изменение вида разрешённого использования земельных участков, получение разрешений на строительство;
  • Обязательная оценка соответствия объекта капитального строительства документам градостроительного зонирования и документацией по планировке территории на всех этапах строительного процесса. Взаимосвязь состава и содержания ППТ, ПМТ, ГПЗУ с подготовкой проектной документации, процедурами получения разрешения на строительство и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию;
  • Реализация документов территориального планирования с учетом изменений в законодательстве: подготовка и утверждение документации по планировке территории; резервирование и изъятии земель для государственных/муниципальных нужд, перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, создание объектов государственного или муниципального значения. Отраслевые требования к размещению объектов государственного и муниципального значения.

Особенности образования и предоставления земельных участков для строительства из государственной и муниципальной собственности. Новый перечень оснований для отказа в переводе федеральной земли в земли российских регионов или муниципальных образований. Изменения в порядке оформления схемы расположения земельного участка с предварительным согласованием его предоставления. Порядок предоставления земельных участков для размещения линейных объектов. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Влияние схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки и их отсутствия на предоставление земельных участков и оформление строительства. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Основания для отказа в предоставлении земельного участка Преимущественные права при выкупе. Особенности перехода права собственности на землю при переходе прав на строение. Оформление землепользования для изыскательских работ. Изменения предоставления земельного участка для достройки объекта незавершенного строительства.

  • Разграничение понятий «линейные объекты» и «сети инженерно-технического обеспечения». Изменения и дополнения перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
  • Порядок оформления охранных и санитарно-защитных зон линейных объектов. Порядок постановки на кадастровый учет зон с особыми условиями использования территорий.

Категории земель: установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель (по 280-ФЗ), территориальные и функциональные зоны, оформление землепользования для изыскательских работ. Судебно-арбитражная практика.

  • Вопросы пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий (по 280-ФЗ), механизмы устранения противоречий в сведениях государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
  • Перевод земель из одной категории в другую. Порядок и документы для перевода земельных участков в земли населённых пунктов и другие категории земель. Порядок установления различных зон с особыми условиями использования территорий.).

Классификатор видов разрешённого использования земельных участков. Документы территориального планирования и ПЗЗ: влияние на получение и использование, перевод и изменение вида разрешённого использования земельных участков, получение разрешений на строительство. Изменение вида разрешённого использования земельных участков Изменение вида разрешённого использования земельных участков.

Изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства.

ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в 274-ФЗ.

  • Оценка и кадастровая стоимость земельных участков по 274-ФЗ. Основные нарушения при расчете кадастровой стоимости. Перспективы оспаривания кадастровой стоимости в административном и судебном порядке. Рыночная оценка земельных участков. Особенности рыночной оценки отдельных категорий земель. Арбитражная практика по снижению кадастровой стоимости;
  • Пути снижения и перспективы оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Новый порядок кадастровой оценки недвижимого имущества. Налог на недвижимость. Полномочия субъектов федерации по применению налога на недвижимость к отдельным видам объектов. Перспективы оспаривания кадастровой стоимости объектов капитального строительства. Основные способы оптимизации затрат на содержание недвижимого имущества.

Кадастровый учет земельных участков. Уточнение границ земельных участков. Новые правила образования земельных участков различными способами; будущие, многоконтурные и ранее учтённые земельные участки; удлинение временного характера кадастровых сведений об объекте недвижимости. Сложные вопросы уточнения границ, образования и постановки земельных участков на кадастровый учёт: первичное образование, раздел, выдел, объединение, перераспределение, согласование границ вновь образуемых земельных участков, приостановление и отказ в кадастровом учёте, сокращение отрицательных кадастровых решений. Необходимость и значение заключения кадастрового инженера. Межевые планы земельных участков.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

Новые формы технического плана и декларации об объекте недвижимости с 2022 г. , а также требования к подготовке этих документов и составу содержащихся в них сведений. Технические планы, разрешения на ввод в эксплуатацию и декларации об объектах недвижимости как документы-основания кадастрового учёта. Требования органов Госстройнадзора и/или исполнительного органа власти к техническим планам зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства при приемке объекта в эксплуатацию. Временный характер кадастровых сведений и его прекращение. Ранее учтённые объекты.

Аренда, сервитут и иные права на землю по обновлённому законодательству, с 2022 г.

  • Новые основания для аренды земли земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Земельные аукционы в электронной форме. Порядок оформления арендных отношений;
  • Изменение порядка установления публичного сервитута. Сервитут как обременение права собственности, порядок определения права за сервитут, порядок заключения сервитутного соглашения;
  • Новые правила присвоения адресов образуемым земельным участкам и иным объектам недвижимости.

Признание права собственности на объекты недвижимости в судебном порядке. Приобретение права собственности в силу приобретательной давности. Необходимый перечень документов, подтверждающих владение организацией объекта недвижимости, при формировании искового заявления о признании права по приобретательной давности. Особенностей признания права в силу приобретательной давности на движимое имущество, в том числе на бесхозяйные движимые объекты. Порядок исчисления срока для признания права на объект по приобретельной давности для движимого и недвижимого имущества.

Самовольные постройки: последствия создания, легализация. Критерии объектов. Новые условия признания права собственности на самовольные постройки или их сноса. Разрешение на строительство и допустимые случаи строительства без разрешения. Судебная практика о самовольных постройках.

Правовой статус объектов незавершенного строительства. Особенности государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства и сделок с такими объектами. Критерии отнесения объектов незавершенного строительства к недвижимому имуществу. Часть незавершенного строительства как самостоятельный объект прав. Объект незавершенного строительства как предмет сделки. Оформление незавершенного строительства как объекта недвижимого имущества. Особенности оформления земель под объектами незавершенного строительства. Изменения в предоставлении земельного участка для достройки объекта незавершенного строительства.

Изменение порядка изъятия земельных участков с 2022 г. , в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях строительства.

  • Изменение порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ (по 354-ФЗ), а также в целях в целях комплексного развития территорий.;
  • Возмещение убытков при изъятии земельных участков, досудебный и судебный порядок.

Особенности размещения объектов государственного или муниципального значения, в том числе с изъятием недвижимости у частных лиц. Возможность размещения объектов на «нечастных» землях без получения земельного участка и разрешения на строительство, последующее получение земельных участков для регистрации права собственности на некоторые объекты.

Перераспределение «земельно-градостроительных» полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новые правила возникновения права муниципальной и региональной собственности на различные земельные участки. Правила госземнадзора и муниципального земельного контроля и исчисления штрафов за земельные правонарушения.

Подведение итогов семинара. Обсуждение наиболее актуальных тем и ответы на вопросы.

Семинар подготовлен для:
Руководителей юридических служб, юрисконсультов строительных, инвестиционных и девелоперских компаний, специалистов предприятий и организаций, занимающихся вопросами землепользования и застройки; специалистов по управлению недвижимостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.