Федеральная налоговая служба: ККТ и государственный контроль
Федеральная налоговая служба (ФНС) уведомляет хозяйствующие субъекты о необходимости применения контрольно-кассовой техники (ККТ) с целью нормализации уровня дисциплины.
Постановление Правительства Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусматривается проведение внеплановых контрольных мероприятий в 2023 году. Эти мероприятия могут включать документарные проверки по решению руководителя ФНС России, а также выездные обследования без взаимодействия с контролируемым лицом.
Распоряжение ФНС России
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается организация проведения контрольных мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении ККТ. Это включает проверку полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Документарные проверки
Согласно Федеральному закону N 248-ФЗ, основанием для проведения контрольных мероприятий является наличие сведений о причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым ценностям или соответствие объекта контроля параметрам риска нарушения обязательных требований.
Статьей 58 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что сведения получаются при поступлении обращений граждан и организаций, а также при проведении контрольных мероприятий.
Представления и рекомендации
По итогам рассмотрения сведений о нарушениях должностное лицо контрольного органа направляет уполномоченному лицу мотивированные представления о проведении контрольных мероприятий. Также могут быть отправлены предостережения о недопустимости нарушений и обоснования невозможности проведения мероприятий.
Следует иметь в виду все установленные законодательством требования и соблюдать их, чтобы избежать возможных санкций.
Заключение
Данная информация призвана помочь организациям и предпринимателям быть в курсе требований к использованию контрольно-кассовой техники и государственного контроля в этой области. Полученные представления и рекомендации могут помочь соблюдать законы и избежать негативных последствий.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий в рамках федерального государственного контроля: как это происходит
Для того чтобы рассмотреть мотивированные представления о проведении контрольно-надзорных мероприятий (далее – КНМ) в 2023 году по вопросам применения кассовых аппаратов (ККТ), необходимо понять процедуру, по которой принимается решение о проведении таких мероприятий.
Отбор налогоплательщиков
По результатам рассмотрения информации о неприменении ККТ, содержащейся в обращениях граждан и организаций, производится отбор налогоплательщиков для проведения КНМ. В случае подтверждения фактов нарушения законодательства о применении ККТ, уполномоченное лицо контрольного органа направляет мотивированное представление о проведении КНМ.
Подготовка представления
После установления фактов нарушения обязательных требований законодательства о применении ККТ, подготавливается мотивированное представление о проведении КНМ. Для направления этого представления на рассмотрение руководителю ФНС России через Управление оперативного контроля, необходимо соблюдение определенных критериев.
Критерии для направления представления
- Сведения из обращений граждан и организаций должны указывать на неприменение ККТ в сфере общепита или через сеть торговых объектов.
- Данные о неприменении ККТ должны содержать достаточную информацию для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
- В случае соответствия вышеуказанным критериям, мотивированное представление о проведении КНМ может быть отправлено на рассмотрение вышестоящему руководству.
Завершение процедуры
После формирования представления и проекта решения о проведении КНМ, документы направляются в Управление оперативного контроля ФНС России для принятия окончательного решения по проведению мероприятий. Таким образом, внеплановые КНМ проводятся в рамках федерального государственного контроля за соблюдением законодательства об использовании ККТ.
Решение о проведении документарной проверки
Типовая форма решения о проведении документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Одновременно направляется образец заполненного решения о проведении документарной проверки для сведения и использования в работе (прилагается к настоящему письму).
Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ
1.2. Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:
- Налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
- У налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
- Налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, которое не исполнено;
- Сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Проведение контрольно-налоговых мероприятий (КНМ) в России
Кроме того, мотивированные представления о проведении КНМ вместе с проектами решений о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России в отношении налогоплательщиков, результат наблюдения за соблюдением обязательных требований у которых показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн. рублей.
Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки
ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений решения о проведении документарной проверки.
В целях подготовки решений о проведении документарной проверки необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения о проведении документарной проверки. При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения документарной проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения документарной проверки и другие сведения) будут отражены в решении о проведении документарной проверки и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
Одновременно направляется для сведения и использования в работе перечень типовых замечаний к мотивированным представлениям о проведении КНМ (прилагается к настоящему письму), которые ранее направлялись рядом Управлений на рассмотрение в Управление оперативного контроля в рамках отдельных поручений ФНС России.
Проведение документарной проверки
Следует отметить, что согласно абзацу семь подпункта а пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.
Обращается внимание, что в случае, если по результатам согласительных процедур от органа прокуратуры получен отказ в согласовании проведения внеплановых документарных проверок, Управления незамедлительно направляют в адрес Управления оперативного контроля следующую информацию:
- копии заявлений о согласовании внепланового контрольного (надзорного) мероприятия по форме, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 (при наличии);
- копии решений органов прокуратуры об отказе в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
- сведения по форме, согласно приложения N 1 к настоящему письму.
Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящему письму.
Обращается внимание, что сведения о проведении документарной проверки размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 (далее – Правила), на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений), акт документарной проверки и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Типовая форма акта документарной проверки, утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).
Учитывая, что решение о проведении документарной проверки принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки.
Решение о проведении документарной проверки и акт документарной проверки с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.
Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.
По результатам проведения документарной проверки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Обращается внимание, что согласно абзацу 10 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023 является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (контрольной закупки, документарной и выездной проверки) при условии согласования проведения такого мероприятия с органом прокуратуры.
Сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушенные обязательные требования и нормативные акты и их структурные единицы, предусматривающие обязательные требования, а также срок исполнения предписания контрольного (надзорного) органа размещаются в ЕРКНМ в срок, установленный Правилами.
Согласно абзацу 7 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.
В этой связи в целях воздействия на "недобросовестных" налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручается провести КНМ без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики должны одновременно соответствовать нижеуказанным критериям:
– не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
– ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований
– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ и с учетом части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (согласно абзацу 3 пункта 27 Положения о виде контроля N 272).
В соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового КНМ являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 данной статьи.
Также следует учитывать, что согласно части 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Кроме того, частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.
Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
По результатам проведения контрольной закупки необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 21 Правил на решение о проведении контрольной закупки, акт контрольной закупки и предписание об устранении выявленных нарушений наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.
Информацию о реализации мероприятий, предусмотренных настоящим письмом, необходимо направлять в Управление оперативного контроля ФНС России ежемесячно по последним четвергам каждого месяца по форме, согласно приложению N 2 к настоящему письму.
Обращается внимание, что настоящее письмо не является решением о проведении внеплановых КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственныйсоветник Российской Федерации 3 класса А.В. Бударин
Приложение N 1к письму ФНС Россииот ____________ N _________
1 2 3 4 5 6 7 8
Приложение N 2к письму ФНС Россииот ___________ N ___________
N п/п Наименование региона Наименование налогоплательщика ИНН налогоплательщика Соответствие критериям для контроля, указанным в письме ФНС России Информация о проведении выездного обследования в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ Информация о проведении документарных проверок на основании решений руководителя (заместителя руководителя) ФНС России По результатам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
Наличие ККТ (да/нет) ККТ имеется, но не применяется (да/нет) ККТ применяется с нарушением порядка и условий регистрации и применения (да/нет) Ранее привлечен к административной ответственности (дата вступления в силу постановления) Проведен профилактический визит (да/нет) Направлено предостережение (дата и номер предостережения из ЕРКНМ) Предостережение не исполнено (да/нет) В ходе наблюдения установлена сумма расчетов без применения ККТ свыше 1 млн. руб. (указать сумму неприменения ККТ в тыс. руб.) Дата проведения выездного обследования В ходе выездного обследования установлено нарушение обязательных требований (да/нет) Проведена контрольная закупка (номер контрольного мероприятия из ЕРКНМ) Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (да/нет) Часть статьи 14.5 КоАП РФ, которой предусмотрена санкция за установленное нарушение Административное наказание (указывается предупреждение или сумма предъявленного штрафа в тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. Позиция прокуратуры по факту проведения контрольной закупки (при наличии) Согласована с прокуратурой (да/нет) Краткое описание причины отказа в согласовании проверки с прокуратурой (если в графе 17 указано "нет") Номер документарной проверки из ЕРКНМ Дата проведения документарной проверки Нарушение установлено (да/нет) Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (да/нет) Часть статьи 14.5 КоАП РФ, которой предусмотрена санкция за установленное нарушение Административное наказание (указывается: предупреждение, приостановление деятельности, дисквалификация или сумма предъявленного штрафа в тыс. руб.) Сумма взысканных штрафов, тыс. руб. ККТ зарегистрирована (если в графе 5 было указано "нет") (указывается РН ККТ/нет) ККТ перерегистрирована (если в графе 7 было указано "да") (указывается РН ККТ/нет) ККТ применяется (если в графе 6 было указано "да")(указывается РН ККТ/нет) Сформированы чеки (БСО) коррекции (указывается сумма, тыс. руб./нет) Предписание об устранении выявленных нарушений исполнено в срок (если в графах 16 и 26 указано "да") (да/нет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Перечень типовых замечанийк мотивированным представлениям о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
Из мотивированных представлений не представляется возможным определить кем осуществлялись расчеты;
Отсутствует сумма расчета, при осуществлении которого контрольно-кассовая техника не применялась;
При установлении случаев неприменения контрольно-кассовой техники при безналичных расчетах, анализ в части сравнения сумм, прошедших через контрольно-кассовую технику, с суммой поступившей на расчетные счета по договорам эквайринга, не проводился или не отражен результат такого анализа в проекте мотивированного представления;
В ряде случаев не представляется возможным определить каким образом территориальный налоговый орган получил сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такие сведения получены недопустимым образом (например, через ящики для сбора чеков, установленные в зданиях территориальных налоговых органов);
Некоторые мотивированные представления не содержат конкретики, описывающей существо нарушения, а также содержат немотивированные выводы (например, не по всем расчетам применяется контрольно-кассовая техника);
В мотивированных представлениях не указано решение, которое предлагается принять по результатам его рассмотрения;
Не указан адрес места осуществления хозяйственной деятельности контролируемого лица;
Указан некорректно адрес проведения документарной проверки, которая проводится по адресу места нахождения территориального органа;
Не указан индекс;
В перечень запрашиваемых сведений включались сведения, которые имеются в распоряжении территориального налогового органа.
Одновременно обращается внимание, что доводы о наличии фактов неприменения контрольно-кассовой техники не должны основываться на основании сведений о применении в составе контрольно-кассовой техники фискального накопителя, сведения о котором отсутствуют в налоговых органах.
В 2023 г. в рамках контроля за применением ККТ могут проводиться:
– внеплановые документарные проверки (по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС);
– контрольные закупки (проводятся незамедлительно в случае выявления в ходе выездного обследования нарушений обязательных требований).
Разъяснены особенности проведения контрольных мероприятий.
Региональным управлениям ФНС поручено организовать в 2023 г. госконтроль за применением ККТ, в т. ч. за полнотой учета выручки в организациях и у ИП.
Обзор документа
Ространснадзор спланировал на 2024 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках контроля (надзора) в сферах:
– ж/д транспорта;
– гражданской авиации;
– транспортной безопасности;
– торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта;
– автомобильного транспорта, городского наземного электротранспорта и дорожного хозяйства.