Продукция подлежащая подтверждению соответствия по единой форме

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 148, от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929, от 04.07.2020 N 982)

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании” Правительство Российской Федерации постановляет:

единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок порядок представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и ее опубликования.

Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, обеспечить публикацию информации:

о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования;

о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:  Рўрѕр с с рёсџ

Сертификаты соответствия на продукцию, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2010 N 148)

Настоящее постановление не распространяется на отношения, возникающие при проведении оценки соответствия продукции, требования к которой устанавливаются в соответствии со статьей 5 Федерального закона “О техническом регулировании”.

Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

О ЕДИНОМ ПЕРЕЧНЕ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ С ВЫДАЧЕЙ СЕРТИФИКАТОВ СООТВЕТСТВИЯ И ДЕКЛАРАЦИЙ О СООТВЕТСТВИИ ПО ЕДИНОЙ ФОРМЕ

(в ред. Решений Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 767, от 09.12.2011 N 859, Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.04.2012 N 17, от 13.06.2012 N 80, от 16.08.2012 N 125, от 13.11.2012 N 226, от 25.12.2012 N 303, от 31.01.2013 N 10, от 09.04.2013 N 77, от 11.06.2013 N 128, от 25.06.2013 N 140, от 10.12.2013 N 293, от 25.12.2013 N 308, от 13.05.2014 N 69, от 11.11.2014 N 201, от 02.12.2014 N 214, Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 146, от 15.09.2017 N 84, от 19.08.2022 N 119)

Комиссия Таможенного союза решила:

Утвердить Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме (прилагается, далее – Единый перечень). (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 77, Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 146)

Считать утратившим силу Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319.

Выданные ранее по единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии на продукцию, для которой изменена форма подтверждения соответствия в Едином перечне, действуют без переоформления до окончания срока их действия. Изменение маркировки такой продукции в части нанесения знаков соответствия не требуется.

Члены Комиссии Таможенного союза:

УТВЕРЖДЕНО Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 620

Продукция, декларация на которую по-прежнему регистрируется органом по сертификации

На основании положений ст. 3 нового порядка декларирования продукции, регистрацию деклараций осуществляет Росаккредитация, за исключением случаев, которые предусмотрены правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), когда закреплено, что именно аккредитованные органы по сертификации регистрируют декларации. В данном случае под этим правом подразумевается требование положений самих технических регламентов ЕАЭС.

Так, это касается «железнодорожных» регламентов:

В п. 3 ст. 6 ТР ТС 001/2011 и в п.7 ст. 6 ТР ТС 002/2011 и ТР ТС 003/2011 регламентов прямо указано: «Работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции установленным в настоящем техническом регламенте ТС требованиям в рамках Таможенного союза осуществляют аккредитованные органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – органы по сертификации).».

Аналогичная ситуация закреплена в п. 4 ст. 6 ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий»: «Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.».

Регистрация деклараций остается также за аккредитованными органами по сертификации, в отношении деклараций по единой форме ЕАЭС. В п. 9 примечаний к единому перечню решения Комиссии ТС № 620 от 7 апреля 2011 г. установлено: «Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза».

ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929)

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.

При этом, если заказчиком не используются  показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Обязательная сертификация продукции в Российской Федерации

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей. В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 04.03.2016 N 168, от 17.06.2017 N 717, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 15.01.2020 N 14, от 04.07.2020 N 982)

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982

Правила оформления и регистрации декларации о соответствии

С 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития № 478 от 31 июля 2020 г., которым определен новый порядок регистрации деклараций о соответствии и ведения их реестра. Сразу отметим, что документ распространяется на все упомянутые в статье типы деклараций: установлен единый подход к декларированию продукции.

Согласно требованиям, вступившего документа, регистрация деклараций на большинство групп товаров теперь осуществляется самими заявителями с помощью электронного сервиса ФГИС Росаккредитация.

Теперь формируется «электронное дело по декларации», которое помимо самой декларации обязательно включает в себя скан-копии документов, необходимых для ее принятия. При этом, прикрепляемые файлы должны быть в формате PDF и иметь размер не более 10 Мб.

С 1 августа 2021 г. заявителям-производителям для регистрации декларации обязательно необходимо быть включенными в реестр уведомлений, в котором уполномоченными органами вносятся сведения о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, в соответствии с правилами, принятыми постановлением Правительства РФ № 584 от 16 июля 2009 г.

Для того, чтобы зарегистрировать декларацию, сначала необходимо получить доступ к электронному сервису. Делается это в 3 шага:

На заметку! Для корректной работы электронного сервиса регистрации деклараций рекомендуется пользоваться браузерами Google Chrome версии 58.0 и выше, Яндекс.Браузер последней версии.

Отметим, что и другие действия с декларациями также осуществляются через сервис. Например, приостановление, прекращение действия.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЮ) СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА С ВЫДАЧЕЙ ЕДИНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Уполномоченные органы государств – членов таможенного союза (далее – уполномоченные органы) осуществляют подготовку информации для формирования Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее – Единый перечень), и направляют в Секретариат Комиссии таможенного союза (далее – Секретариат Комиссии) указанную информацию с приложением копий официально изданных документов, послуживших основанием для включения продукции в Единый перечень.

Секретариат Комиссии в течение десяти дней со дня поступления указанной в пункте 1 настоящего Положения информации от уполномоченных органов формирует на ее основе проект Единого перечня и направляет его в уполномоченные органы государств – участников таможенного союза для согласования.

Уполномоченные органы в течение пятнадцати дней обеспечивают внутригосударственное согласование представленного проекта Единого перечня. Согласованный государствами – членами таможенного союза проект Единого перечня утверждается решением Комиссии таможенного союза.

Единый перечень в пятидневный срок со дня его утверждения опубликовывается на официальном сайте в сети Интернет таможенного союза, официальных сайтах в сети Интернет уполномоченных органов.

При необходимости внесения в Единый перечень изменений уполномоченные органы направляют в Секретариат Комиссии предложения о внесении изменений в Единый перечень с обоснованием необходимости таких изменений.

Секретариат Комиссии организует работу по согласованию с уполномоченными органами проекта изменений в Единый перечень.

Согласованный уполномоченными органами проект изменений утверждается решением Комиссии таможенного союза, в пятидневный срок со дня утверждения Комиссией таможенного союза опубликовывается на официальном сайте в сети Интернет таможенного союза, официальных сайтах в сети Интернет уполномоченных органов.

Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу единого(ых) технического(их) регламента(ов) для государств – членов таможенного союза на продукцию, которая включена в Единый перечень.

Декларация о соответствии

Декларация о соответствии – это документ, который оформляется на ввозимый товар для его законного выпуска в обращение.

В нашей стране различают следующие типы деклараций:

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона. В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями. Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ. Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание. Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118.  В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара. Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара. Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Документы для регистрации декларации о соответствии

Для того, чтобы зарегистрировать декларацию, заявителю необходимо внести в электронный сервис следующие сведения и материалы (определены в п. 7 нового порядка регистрации деклараций):

Заявитель подписывает декларацию только своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Теперь не допускается личная подача заявления в Росаккредитацию или по почте.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

Помощь в регистрации декларации о соответствии

В электронном сервисе ФГИС Росаккредитация имеется возможность создания проекта – черновика декларации, который может быть заполнен любым юридическим лицом, включая органы по сертификации.

Продукция подлежащая подтверждению соответствия по единой форме

Во избежание отказа в регистрации декларации, мы советуем очень тщательно отнестись к новым требованиям по декларированию товаров. Особенно это касается формирования пакета доказательственных материалов.

Новым порядком регистрации деклараций (п. 13) установлены основания для отказа в регистрации. К ним относятся:

С целью недопущения таких ошибок компания «Новотест» предлагает свою помощь: в электронном сервисе ФГИС Росаккредитация мы создадим черновик, в котором грамотно заполним все поля и прикрепим необходимые скан-копии документов. Вам останется только добавить подпись и отправить готовый макет на регистрацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *