Профессиональный стандарт бизнес-анализа

Введение

Ниже приведено развернутое сопоставление положений Стандарта БА с требованиями ПС БА, как с формальной, так и с содержательной точки зрения. Изучается вопрос, насколько квалификация бизнес-аналитика по ПС БА позволяет пользоваться Стандартом БА.

Следует отметить, что ПС БА предъявляет требования к бизнес-аналитику, как к структурной единице (в организации, коллективе). Стандарт БА трактует бизнес-аналитика (в тексте используется термин «профессионал бизнес-анализа») более широко, как роль на проекте. В том числе, собирательную, функции которой реализует не один человек (профессиональный бизнес-аналитик), а несколько специалистов в иных областях (возможно, в разном составе в зависимости от обстоятельств). Это не должно быть препятствием, если требовать от специалистов, играющих собирательную роль бизнес-аналитика, соответствия ПС БА в части отдельных трудовых действий, а не всего ПС БА в целом.

Среди тех, кто выбрал для себя одну из самых распространенных в России профессий – профессию экономиста, есть и те, кто не пожалел об этом впоследствии и очень хорошо чувствует себя в условиях современных реалий. Мы не говорим сейчас о тех, кто работает в крупных корпорациях по своей профессии, мы говорим о тех, кто постоянно увеличивает количество своих компетенций и применяет свои познания в области экономики, работая бизнес-аналитиком.

Кто такой бизнес-аналитик?

Часть интернет-ресурсов относит эту специальность к сфере экономики, давая определение бизнес-аналитику как экономисту, хорошо ориентирующемуся на рынке, понимающему его законы и помогающему фирме не только удержать здесь свои позиции, но и активно развиваться.

Другие считают, что бизнес-аналитик – это специалист самой динамично развивающейся в наши дни IT-сферы, специалист, который занимается проведением анализа структуры компании, изучением автоматизируемых бизнес-процессов, выявлением «узких мест» и поиском их устранения, выбора программного обеспечения.

Но все Интернет-ресурсы, включая порталы вакансий, сходятся на том, что бизнес-аналитик – это востребованный и высокооплачиваемый специалист.

Читайте также:  Коренные жители численность населения в современном мире

Перечень профессиональных компетенций бизнес-аналитика очень широк, и каждый автор статьи на данную тему добавляет еще что-то по своему собственному опыту. Но основополагающими документами по определению профессиональной деятельности бизнес-аналитика, его базовым компетенциям, методам и практикам работы следует считать Профессиональный стандарт бизнес-аналитика, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 сентября 2018 года N 592н и руководство к своду знаний по бизнес-анализу от Международного института IIBA (International Institute of Business Analysis) под названием BABOK (Business Analysis Body of Knowledge). Безусловно, основные знания и навыки бизнес-аналитик приобретает не в процессе учебе, а во время выполнения рабочих задач, поэтому начинающий бизнес-аналитик получает зарплату от 90 тысяч, а опытный профессионал – от 250 тысяч.

Основные компетенции бизнес-аналитика в соответствии с руководством BABOK включают в себя профессиональное поведение, характеристики, знания и личностные качества, которые помогают выполнять задачи бизнес-анализа. При этом в BABOK уточняется, что данные базовые компетенции (Underlying Competencies) не являются обязательными именно для бизнес-аналитика, однако это все – базис для успешной профессиональной деятельности в области бизнес-анализа. В соответствии с BABOK все личностные характеристики, необходимые для успешной деятельности бизнес-аналитика можно разделить на следующие категории:

· Аналитическое мышление и решение проблем (Analytical Thinking and Problem Solving), которые представляют собой восприятие отношений между взаимосвязанными объектами и процессами в бизнесе в системе, а также это способности определять проблемы и находить наиболее эффективное для них решение.

· Поведенческие характеристики (Behavioral Characteristics), которые позволяют бизнес-аналитику выглядеть профессионалом в глазах клиента.

· Знание бизнеса (Business Knowledge), точнее знание особенностей той сферы деятельности, в которой ведет свой бизнес клиент.

· Коммуникативные навыки (Communication Skills) необходимы для получения информации от клиента и его сотрудников для успешного анализа проблем бизнеса.

· Навыки взаимодействия (Interaction Skills) коррелируют с предыдущей категорией, но включают в себя и знание теории конфликтов.

· Инструменты и технологии (Tools and Technology) – методы и подходы к решению задач профессиональной деятельности, а также знание программного обеспечения, установленного у клиента, с помощью которого необходимо оптимизировать бизнес-процессы.

В соответствии же с профстандартом бизнес-аналитика, его профессиональная деятельность определяется как деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации

В качестве обобщенных трудовых функций бизнес-аналитика разработчики профстандарта выделяют:

· работу с заинтересованными сторонами;

· обеспечение изменений в организации;

· выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей;

· управление бизнес-анализом;

· аналитическое обеспечение разработки стратегии организации.

Из этих функций можно вывести список непосредственных обязанностей бизнес-аналитика:

1. Проведение анализа, к которому относится:

· составление календарного плана проекта по совершенствованию и оптимизации бизнес-процессов, утверждение требований и сроков с клиентом или топ-менеджером клиента по стратегическому развитию;

· составление и утверждение плана проведения сбора информации для выявления «узких мест» бизнес-процессов на предприятии клиента.

2. Проведение сбора и обработка информации, состоящие из:

· организации работы с сотрудниками компании или отдела, (проведение опроса, анкетирования, получение документации, с которой работает каждый опрошенный сотрудник, уточнение пожеланий для эффективной работы системы в целом);

· обработки собранной информации и массива данных посредством методологий и нотаций, одобренных клиентом;

· формирования отчета деятельности организации или конкретного отдела, который предоставляется для ознакомления и подтверждения топ-менеджеру клиента и служит для дальнейшего исследования внешней среды;

· составления на основании отчетов о внешней и внутренней средах рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов; решению выявленных проблем; выбору программного продукта;

· написанию технического задания для IT-программистов либо передача собранной информации соответствующему специалисту команды разработчиков.

3. Сопровождение проекта на этапе разработки и внедрении ПО по этапам:

· представление проекта сотрудникам компании-заказчика;

· разработка регламентов и должностных инструкций;

· обучение сотрудников работе в новой или доработанной конфигурации системы;

· участие в тестировании ПО;

· сбор выявленных недостатков системы и передача требований разработчику.

4. Улучшение методологии исследования процессов системы, заключающееся в:

· исследовании новых методик и нотаций для осуществления оптимизации автоматизированной информационной системы предприятия;

· предоставлении информации о новых, более эффективных, технологиях ведения бизнеса и обоснования его применения для компании.

Для выполнения всех вышеперечисленных обязанностей профстандарт бизнес-аналитика к необходимым знаниям для этого специалиста относит: знание методов и техник определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации; знание теории управления рисками; понимание особенностей сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа; знание программного обеспечения, применяемого в организации клиента; понимание теории систем; осведомленность о специфике деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

Характерной отличительной чертой бизнес-анализа от других видов деятельности является его универсальность, так, например, исследование производственных процессов с целью их оптимизации для сокращения издержек, актуально для любого предприятия во всех отраслях экономики. Таким образом, в своей профессиональной деятельности аналитик сталкивается с разными предметными областями, погружаясь в их особенности в той мере, которая позволит удовлетворить нужды бизнеса заказчика.

Раньше в бизнес-аналитиках нуждались, в основном, предприятия финансового сектора, сейчас же вакансий становится все больше в предприятиях разной сферы деятельности. И, казалось бы, если у вас есть экономическое образование, вы разбираетесь в бизнес-процессах, то можете чувствовать себя востребованным на долгие годы вперед. Но нужно обратить внимание на повсеместно встречающееся требование к знаниям бизнес-аналитика – это знание программного обеспечения, установленного в организации клиента.

По статистике, самым распространенным ПО в российских организациях являются программные продукты фирмы 1С. Так, например, 1C:Бухгалтерия – это не просто самая популярная бухгалтерская программа, это вообще общепринятый стандарт бухгалтерской отчетности, поэтому при проведении анализа практически любой организации вы столкнетесь именно с этим ПО, установленным в бухгалтерии.

Кроме того, в рамках импортозамещения отечественные предприятия для автоматизации бизнес-процессов сейчас активно переходят на отечественный софт, и предприятия крупного и среднего бизнеса нанимают бизнес-аналитиков именно в связи с переходом на отечественные ERP-системы, самой эффективной из которых по праву считается «1С:ERP Управление предприятием» на современной платформе «1С:Предприятие 8».

1С:ERP – это инновационное решение от фирмы 1С, которое позволяет построить комплексную информационную систему для управления деятельностью любого предприятия. Линейка решений «1С:ERP» охватывает все основные отрасли, имеет обширный функционал, подходящий для автоматизации бизнес-процессов предприятия с любой численностью сотрудников.

Какова вероятность того, что при работе на предприятии клиента Вам нужно будет использовать именно 1С:ERP для оптимизации бизнеса клиента? Судите сами, по статистике, уже более 6000 предприятий и более 1 000 000 рабочих мест автоматизировано на ERP-решениях «1С», а общая численность работников, использующих систему в своей профессиональной деятельности превышает 20 миллионов человек.

Именно поэтому если Вы уже работаете бизнес-аналитиком, и Вам необходимо конкурентное преимущество перед другими, самый верный способ стать круче других в своей профессиональной области – это расширить список своих компетенций и выучить особенности платформы 1С:Предприятие.

Если Вы знаете самый популярный отечественный софт, значит Вы:

– во-первых, Вы подходите под требования 90% вакансий, опубликованных на специализированных порталах;

– во-вторых, сможете обходиться без системных аналитиков в проектах по внедрению 1С на предприятиях Ваших клиентов;

– в-третьих, увеличите себе зарплату за счет отсутствия в Ваших проектах лишних единиц (системных аналитиков, к примеру);

– в-четвертых, сможете составить программистам грамотное техзадание.

О структуре и содержании Стандарта БА

Стандарт БА имеет разделы: Preface, About IIBA, Understanding Business Analysis, Mindset for Effective Business Analysis, Performing Business Analysis, Tasks and Knowledge Areas, Summary, Glossary and Key Terms, Contributors. Объем – 64 страницы.

В Preface приведена краткая информация о возникновении и развитии Стандарта БА. Он вводится взамен стандарта “Global Business Analysis Core Standard” (перечислены изменения). Приведены рекомендации для получения максимальной пользы от применения Стандарта БА.

About IIBA содержит краткую справку об International Institute of Business Analysis™ (IIBA®), ссылку на веб-сайт, адрес электронной почты для связи.

В Understanding Business Analysis приведено определение бизнес-анализа, обоснована важность бизнес-анализа. Введена модель хорошего анализа “Business Analysis Core Concept Model™ (BACCM™)”, как модель мышления и модель организации (процесса) для эффективного бизнес-анализа.

В Mindset for Effective Business Analysis охарактеризован правильный образ мышления для эффективного бизнес-анализа (в частности, принципы), перечислены необходимые условия для него и возможности, которые он дает.

В Performing Business Analysis охарактеризован процесс бизнес-анализа (роли участников, основные методологии и методики, ценности, ключевые аспекты, виды контекста, основные компетенции, работа с требованиями и решениями).

Tasks and Knowledge Areas подробно описывает методику бизнес-анализа на основе карточек задач в областях знаний (модели, задачи, связи со входами и выходами и т.п.).

Summary содержит общие сведения о Стандарте БА, как основе для эффективного бизнес-анализа. Перечислены основные черты бизнес-анализа как дисциплины и как практики.

В Glossary and Key Terms приведены определения ключевых терминов, используемых в Стандарте БА.

В Contributors приведены выходные данные документов, на которые ссылается Стандарт БА.

Специалист по организационному развитию

Бизнес-аналитик как специалист по организационному развитию (чаще через автоматизацию).

Отдельный российский профстандарт, свод знаний BABOK (Business AnalYSIS BOK), cертификация CCBA/CBAP.

Этот ближе всего по роду деятельности к системному аналитику.

Наиболее яркие представители в рунете:

Ещё есть бизнес-аналитики в управленческом консалтинге, обычно это смесь всех 4-х + аналитик рынка.

Отдельно напишу, как я обожаю, когда представители каждого из классов 2–4 упорно делают вид, что никаких других классов не существует 🙂 Или типа всё это бизнес-анализ-литика, но наша функция — ведущая 🙂

Специалист в области инновационных финансовых технологий

Настоящий профстандарт действует с 01.03.2023 по 01.03.2029

от 13.07.2022 № 413н

Профессиональный стандарт “Бизнес-аналитик”. Регламент разработки

В соответствии с п.25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (в ред. от 23.09.2014) профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» (далее – Профессиональный стандарт, ПС) разрабатывается для применения в Российской Федерации:

“а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.”

Цель, задачи и критерий успешности проекта

Цель проекта по разработке ПС: Системное и структурированное описание трудовых функций, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам сотрудников, работающих в области бизнес-анализа.

  • Учесть Российский и мировой опыт развития профессии;
  • Описать набор обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий, которые могут быть применены бизнес-аналитиком в своей профессии независимо от отрасли, в которой применяются знания и навыки бизнес-аналитика, независимо от типа организации, выбранных подходов, процессов и инструментов;
  • Гармонизировать разрабатываемый стандарт с существующими сводами знаний и стандартами, разработанными в смежных областях.

Критерием успешности проекта является достижение целей проекта в запланированное время и в рамках запланированных ресурсов (См. раздел «Участие в проекте»). Сроки прохождения этапов проекта и полного его завершения будут определены после принятия заявки в профильный Комитет при Минтруда.

Необходимость в Профессиональном стандарте

  • профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
  • работникам предоставляется возможность определять свой профессиональный уровень и развивать профессиональные компетенции, повышать квалификационный уровень и подтверждать его сертификатом;
  • работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, определять направления необходимого развития компетенции сотрудников;
  • система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.

Координация разработки

Инициаторами проекта являются:

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
  • Российское отделение Международного института бизнес-анализа – IIBA Russia Chapter.

Координаторами проекта являются:

В сферу ответственности Координаторов входят:

  • обеспечение эффективных коммуникаций между заинтересованными сторонами с точки зрения достижения целей проекта;
  • учёт при разработке профессионального стандарта потребностей заинтересованных сторон;
  • обеспечение прозрачности процесса разработки профессионального стандарта;
  • ведение и публикация реестра участников проекта и рабочих групп;
  • ведение мастер-копии проекта профессионального стандарта, пояснительной записки к профессиональному стандарту и других связанных документов.
  • оформление необходимых документов для утверждения Профессионального стандарта в профильном комитете при Минтруда Российской Федерации.
  • коммуникация по всем вопросам разработки и утверждения Профессионального стандарта с профильным Комитетом при Минтруда Российской Федерации.

Организация совместной работы

Для совместной работы участников проекта используются следующие инструменты:

  • обсуждения хода проекта и результатов выполненных работ;
  • Общий ресурс в Документах Google для размещения и совместной работы с документами: https://goo.gl/isUHzr;
  • Система управления требованиями и проектированием 3SL Cradle для:
    коллективной разработки информационного содержания стандарта на основе правил разграничения зон ответственности рабочих групп и участников проекта; подготовки для участников проекта, не имеющих доступа к 3SL Cradle, документов (отчётов) на основе единой модели профессионального стандарта;
  • коллективной разработки информационного содержания стандарта на основе правил разграничения зон ответственности рабочих групп и участников проекта;
  • подготовки для участников проекта, не имеющих доступа к 3SL Cradle, документов (отчётов) на основе единой модели профессионального стандарта;
  • Интернет-сайты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Российского отделения IIBA для размещения материалов, разработанных в рамках проекта и прошедших важные вехи разработки или утверждения.

Участие в проекте

Для того чтобы принять участие в проекте, потенциальный участник должен сообщить о своём желании участвовать Координаторам, предоставив:

  • краткое резюме, подтверждающее наличие профессионального опыта, связанного с бизнес-анализом;
  • информацию о способах коммуникаций, удобных кандидату, для обмена информацией в рамках проекта;
  • в какой роли (участник Рабочей группы или рецензент) он/а планирует принять участие в работе проекта;
  • в случае если кандидат уже определился с группой или группами, в которых хочет принять участие, то кандидат обсуждает вопросы участия в проекте непосредственно с руководителем выбранной группы (см. Рабочие группы).

С целью организации эффективной разработки профессионального стандарта выделяются три типа ролей участников проекта:

  • Разработчик, выполняющий непосредственную работу по разработке материалов проекта в рамках рабочей группы. Данный участник работает в составе одной, или нескольких групп и выполняет задачи, определенные для данной группы;
  • Руководитель рабочей группы, координирующий выполнение задач в рамках рабочей группы. На данную роль выбирается член группы путем внутреннего голосования, проводимого членами данной группы. Предполагается, что данный участник проекта имеет значительный профессиональный опыт, связанный с бизнес-анализом и готов взять на себя ответственность за организацию эффективной деятельности рабочей группы;
  • Рецензент, выполняющий рецензирование подготовленных Разработчиками документов, внесение конструктивных предложений и замечаний по сути стандарта или организации работ. Данная роль предполагает, что участник, в силу каких-либо ограничений, не имеет возможности принимать активное участие в разработке контента стандарта, но в силу значительного опыта в области Бизнес-анализ готов вносить посильный вклад в развитие Стандарта высказывая свои замечания и предложения к уже выполненной работе. Рецензент может работать как в группе рецензентов, так и самостоятельно;
  • Член Совета руководителей, руководитель группы, принимающий участие в планировании и распределении задач между рабочими группами, в обсуждении результатов работы Рабочих групп, в принятии путем внутреннего голосования окончательного решения о включении результатов работы Рабочих групп в проект Стандарта.

Рабочие группы

Стать членом уже созданной рабочей группы может любой желающий, имеющий подтвержденные профессиональные опыт и знания, связанные с бизнес-анализом. Для этого:

  • Участник сообщает о своём желании стать членом рабочей группы Руководителю рабочей группы;
  • Руководитель рабочей группы принимает решение о включении кандидата в группу;
  • В случае принятия положительного решения по кандидату Руководитель рабочей группы сообщает об этом Координаторам;
  • Координаторы вносят информацию о новом члене рабочей группы в Реестр участников проекта.

Рабочая группа считается созданной после включения в неё трёх участников (включая Руководителя рабочей группы). Участник считается включённым в рабочую группу после внесения информации о нём в Реестр участников проекта. Реестр участников проекта публикуется Координаторами на интернет-сайтах Финансового университета и Российского отделения IIBA.

Руководители рабочих групп формируют совещательный орган проекта “Совет Руководителей”.

В Совет Руководителей помимо Руководителей групп входят Координаторы проекта.

Член рабочей группы обязан:

  • принимать активное участие в работе группы;
  • выполнять задачи, поставленные Руководителем группы в срок и с уровнем качества, определенными Руководителем группы.

Член рабочей группы имеет право:

  • предлагать свою кандидатуру на выполнение задач, в рамках задач, выполняемых группой, в соответствии со своим уровнем подготовки, имеющимся временем и личным профессиональным интересом;
  • принимать участие в голосовании по всем вопросам, выносимым на голосование в Рабочей группе;
  • предлагать кандидатуру Руководителя Рабочей группы, в том числе и инициировать процедуру перевыборов Руководителя группы;
  • в любое время инициировать процедуру перехода в другую группу, так же, как и процедуру включения в новую группу без выхода из текущей группы;
  • запрашивать и получать информацию о состоянии проекта, о планах группы и проекта в целом, о задачах, находящихся в разработке в других группах.

Руководитель рабочей группы обязан:

  • сформировать и согласовать с участниками рабочей группы регламент организации работ внутри группы, который не должен противоречить настоящему регламенту;
  • принимать в работу задачи, поставленные Советом руководителей данной группе;
  • разрабатывать план выполнения поставленной группе задачи и обеспечивать его выполнение в установленные сроки и заданным уровнем качества;
  • распределять задачи между участниками рабочей группы;
  • оценивать качество работы членов группы и уровень их вклада в работу группы;
  • принимать результаты выполненных членами группы работ, организовывать и проводить их обсуждения внутри рабочей группы с целью выработки консолидированного решения;
  • выносить, согласованные внутри группы, результаты выполненных работ на Обсуждение Совета руководителей.
  • принимать участие в работе Совета руководителей.

Руководитель рабочей группы имеет право:

  • принимать решение о включении нового члена в группу;
  • отказывать кандидату в приеме в рабочую группу предоставив подробное обоснование кандидату и Координаторам;
  • исключать члена группы из состава группы предоставив подробное обоснование исключаемому члену и Координаторам. Причиной для принятия решения об исключении могут быть:
    низкие профессиональные знания в области Бизнес-анализа и нежелание развиваться в этом направлении; неприемлемо низкий уровень вклада участника в общую работу группы; низкое качество выполненных работ; отказ от выполнения задач; неучастие в работе группы в течение продолжительного времени;
  • низкие профессиональные знания в области Бизнес-анализа и нежелание развиваться в этом направлении;
  • неприемлемо низкий уровень вклада участника в общую работу группы;
  • низкое качество выполненных работ;
  • отказ от выполнения задач;
  • неучастие в работе группы в течение продолжительного времени;

Совет руководителей обязан:

  • осуществлять планирование выполнения работ в рамках проекта;
  • распределять задачи среди Рабочих групп и Рецензентов;
  • обсуждать и принимать решения о включении в проект Стандарта результатов работ Рабочих групп и Рецензентов проекта;
  • обсуждать и принимать решения по вопросам организации проведения проекта.

Совет руководителей имеет право:

Утверждение результатов работ

  • результаты работы группы, перед вынесением на окончательное обсуждение и утверждение должны пройти внутреннее согласование внутри группы. Ответственность Руководителя группы обеспечить достижение общего консолидированного решения внутри группы. Способ принятия консолидированного решения, как-то очное или заочное голосование, проходной порог голосования для принятия решения (60%, 90% или 100% голосов) обсуждается и принимается каждой отдельной группой самостоятельно;
  • Руководители групп выносят результаты работы групп на обсуждение в Совет Руководителей;
  • Результаты работ могут оформляться в любой форме, удобной для обсуждения: электронные документы, модели или элементы информационного содержания Профессионального стандарта, сформированные в 3SL Cradle.

Авторские права и вознаграждения

  • Данный проект является некоммерческой инициативой и не предполагает каких-либо материальных вознаграждений за участие в его работе;
  • Участие в данном проекте осуществляется исключительно на добровольной основе;
  • Поскольку цель данного проекта – разработка Государственного Профессионального стандарта, участники проекта не имеют права претендовать на авторские права на окончательный вариант как Стандарта целиком, так и любой его части;
  • Поскольку в данном проекте проводится коллективная разработка, то ни один из участников не имеет права предъявлять авторские права на любую часть рабочих материалов независимо от того, вошли они в окончательный вариант Стандарта или нет;
  • Каждый из участников имеет право использовать знания и навыки, полученные во время работы в проекте, по своему усмотрению;
  • Каждый из участников проекта имеет право упоминать в профессиональном резюме и на любых других ресурсах о своем участии в проекте;
  • Каждый из участников проекта имеет право запрашивать у организаций инициаторов и Координаторов проекта подтверждение своего участия в проекте;
  • Российское отделение IIBA, как инициатор проекта, обязуется хранить на своем web-сайте информацию об участниках проекта, и подтверждать участие по запросу участника, либо третьей стороны;
  • Вопросы дальнейшего сопровождения Стандарта и его доработки после официального принятия и опубликования на сайте Минтруда, а также вопросы организации центров компетенции и сертификации на основе разработанного Стандарта, выходят за рамки данного проекта и в данном проекте не рассматриваются.

Разделы Стандарта БА в сопоставлении с профессиональным стандартом бизнес-аналитика в России

Стандарт БА вводит модель хорошего анализа “Business Analysis Core Concept Model™ (далее – BACCM™)”, как образ мышления и модель организации (процесса) для эффективного бизнес-анализа. Ее использование не исключает применение ПС БА. Наоборот, можно достаточно однозначно соотнести обобщенные трудовые функции в ПС БА с шестью основными понятиями BAACM™:

  • изменение (Change) – «B.Обеспечение изменений в организации», «E.Управление бизнес-анализом»;
  • потребность (Need) – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части выявления бизнес-проблем);
  • решение (Solution) – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части бизнес-возможностей), «D.Обоснование решений», «F.Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений»;
  • ценность (Value) – «A.Работа с заинтересованными сторонами», «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части бизнес-возможностей);
  • заинтересованная сторона (Stakeholder) – «A.Работа с заинтересованными сторонами»;
  • контекст (Context) – отдельная соответствующая обобщенная трудовая функция в ПС БА отсутствует, но вполне можно связать с трудовыми действиями в составе A, C, отчасти F.

В тексте Стандарта БА приведена наглядная иллюстрация BAACM™ (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – BAACM™ (в переводе на русский)

Приведенное соотношение показывает, что для использования BAACM™ в полном объеме (Стандарт БА настаивает на полной модели) бизнес-аналитик должен иметь 7-й уровень квалификации согласно ПС БА. С одной стороны, это дает уверенность в высоком качестве процесса и результатов бизнес-анализа, низких рисках. С другой стороны, требует высшего уровня квалификации бизнес-аналитика.

Стандарт БА не предъявляет явным образом требований к уровню квалификации бизнес-аналитика. К процессу и результатам бизнес-анализа предъявляются вполне конкретные содержательные требования. Устанавливаются ориентиры, к которым нужно стремиться для обеспечения высокого качества бизнес-анализа. Такой подход позволяет регулировать уровень качества бизнес-анализа и его результатов в целом и в составляющих частях.

Образ мышления для эффективного бизнес-анализа

Стандарт БА отмечает сильную зависимость бизнес-анализа от человека, его качеств (креативности, коммуникативности, постоянного самосовершенствования и др.).

Стандарт БА выделяет и описывает важные составляющие эффективного мышления (см. рисунок 2): целостное представление, взгляд с точки зрения заказчика, выявление ценностей, реальные примеры, выявление возможностей, сотрудничество и постоянное улучшение, избегание лишнего.

Рисунок 2 – Важные составляющие эффективного мышления (в переводе на русский)

Стандарт БА перечисляет критерии образа мышления, необходимого для эффективного бизнес-анализа, и приводит рекомендации по его формированию (улучшению). При этом, оставляя возможность регулирования степени достижения критериев, исходя из соображений эффективного бизнес-анализа в каждой конкретной ситуации.

Что касается ПС БА, то формально образ мышления выходит за рамки данного профессионального стандарта, но находит отражение в виде требований к необходимым умениям и знаниям, требований к образованию и обучению в отношении трудовых функций. Предполагается, что образ мышления формируется в ходе профессионального обучения бизнес-аналитика. ПС БА ориентирован на обеспечение бизнес-аналитиком высокого качества работ.

Можно сделать вывод, что в данном аспекте Стандарт БА в большей степени ориентирован на эффективный бизнес-анализ в конкретной ситуации. Это достигается за счет экономии человеческих ресурсов (более точный подбор специалиста с необходимым уровнем квалификации, исполнение роли бизнес-аналитика несколькими членами команды и т.п). Однако есть риск недостаточной квалификации бизнес-аналитика (особенно в условиях изменения требований). ПС БА, наоборот, в большей степени ориентирован на надежность бизнес-анализа в различных ситуациях. Это достигается за счет более широкого набора навыков у бизнес-аналитика, чем требуется в конкретной ситуации. Риск заключается в снижении эффективности бизнес-анализа за счет более высокой стоимости такого специалиста, навыки которого задействованы не полностью.

Процесс бизнес-анализа

Стандарт БА вводит понятие «профессионала бизнес-анализа» и связывает его с рядом типовых ролей (бизнес-аналитик, системный аналитик, бизнес-архитектор, ИТ-директор, консультант, руководитель проекта, владелец продукта и др.). Но основной упор делается на содержание работ, а не на должностные обязанности. Используемые в ПС БА возможные наименования должности, профессии (бизнес-аналитик и др.), а также перечень и содержание трудовых функций отвечают Стандарту БА.

Рассмотрены три распространенных подхода к изменениям в организации:

  • предиктивный – планирование и поэтапное выполнение работ;
  • адаптивный (итеративный) – получение пользы путем небольших инкрементов в порядке приоритета;
  • гибридный – использование одного из двух перечисленных подходов для решения каждой конкретной задачи или ее части.

Стандарт БА отмечает, что подход может быть навязан команде. А также содержит рекомендации по самостоятельному выбору подхода (в случае такой возможности).

ПС БА не накладывает ограничений на выбор подхода и организацию работ в рамках бизнес-анализа. Стандарт БА отвечает на вопросы организации работ бизнес-анализа и взаимодействия бизнес-аналитиков с другими сотрудниками, находящиеся за рамками ПС БА, но имеющие важное прикладное значение.

Стандарт БА перечисляет базовые (наиболее востребованные) компетенции. Им могут быть прямо или косвенно поставлены в соответствие необходимые умения, знания в ПС БА в рамках обобщенных трудовых функций:

  • реинжиниринг бизнес-процессов – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (отдельные элементы), «D.Обоснование решений» (отдельные элементы), возможно в явном виде в рамках учебной программы подготовки бизнес-аналитика;
  • бизнес-проектирование – «D.Обоснование решений»;
  • внедрение технологических решений – «B.Обеспечение изменений в организации»;
  • цифровая трансформация – «B.Обеспечение изменений в организации», «F.Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений организации»;
  • хранение данных — в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;
  • кибер-безопасность – в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;
  • анализ данных — в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;
  • анализ владения продуктом – «A.Работа с заинтересованными сторонами», «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей».

Можно предположить, что, отсутствующие явным образом в ПС БА компетенции приобретаются бизнес-аналитиками в ходе обучения по профессиональным программам.

  • адаптивность (Adaptability) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами», «Подготовка к проведению изменений в организации» и др. в более или менее явном виде;
  • проведение (модерирование) совещаний (Facilitation) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами»;
  • лидерство и влияние (Leadership and Influencing) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами», «Руководство бизнес-анализом», в рамках обобщенной трудовой функции «B.Обеспечение изменений в организации»;
  • решение проблем (Problem Solving) – в рамках обобщенной трудовой функции «D.Обоснование решений»;
  • системное мышление (Systems Thinking) – в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика, поскольку является основополагающим навыком для бизнес-аналитика.

Стандарт БА перечисляет методики, выделенные глобальным сообществом, как применимые для разного типа проектов и служащих хорошей отправной точкой для начинающих бизнес-аналитиков:

  • управление бэклогом (Backlog Management);
  • карта пути клиента (Customer Journey Mapping);
  • рассказ о данных (Data Storytelling);
  • анализ процессов (Process Analysis);

ПС БА не содержит ссылки на перечисленные выше методики (что и не требуется от профессионального стандарта), но связь может быть вполне однозначно установлена на содержательном уровне.

Рисунок 3 – классификация требований (в переводе на русский)

Стандарт БА содержит соображения о том, как топ-менеджеры видят влияние их организации на окружающий мир, а именно: устойчивость, разнообразие, равенство, инклюзивность. Они полезны для многих трудовых функций в ПС БА.

Описано управление процессом бизнес-анализа. Упомянуты такие приемы, как центр компетенций (Centre of Excellence, CoE), практикующее сообщество (Community of Practice, CoP), бизнес-анализ как услуга (Business Analysis as a Service, BAaS), распределение между разными подразделениями (dispersed within different business units). Они полезны для обобщенной трудовой функции «E.Управление бизнес- анализом» в ПС БА.

Понятия, связанные с процессом бизнес-анализа в Стандарте БА (компетенции, методики и т.п.), в большинстве своем могут быть однозначно сопоставлены с составляющими ПС БА (трудовыми функциями, требованиями к умениям, знаниям, обучению и т.п.). В то же время, Стандарт БА содержит ряд понятий, которые, возможно, найдут (более полное) отражение в ПС БА (например, цифровая трансформация, центр компетенций и др.). Квалификации бизнес-аналитика согласно ПС БА должно быть достаточно для проведения бизнес-анализа (или участия в нем) по Стандарту БА.

Задачи и области знания

Согласно Стандарту БА, каждая задача описывается карточкой, содержащей: цель или потребность, ценность, решение (выходной результат или артефакт), заинтересованные стороны, описание изменения с диаграммой вход-задача-выход, часто используемые методики в контексте, примечание с информацией о контексте и ссылками на знания.

В Стандарте БА перечислены 6 областей знания (со способом навигации по ним):

  • Планирование и контроль бизнес-анализа.
  • Выявление и взаимодействие.
  • Управление требованиями и решениями.
  • Анализ требований и требования к решениям.

Эти области знания вполне однозначно соответствуют обобщенным трудовым функциям (или отдельным трудовым действиям), перечисленным в ПС БА.

Описание каждой такой области содержит специфичную для данной области BACCM™, состав задач (в виде диаграммы) и сопоставление с входами и выходами (в табличном представлении).

В Стандарте БА подробно описана каждая из 6 областей знаний:

  • название, суть, получаемые результаты;
  • описание действий (или ответственности) бизнес-аналитика в каждом компоненте BACCM™;
  • перечень задач бизнес-анализа;
  • связь входных и выходных артефактов с задачами бизнес-анализа.

В Стандарте БА каждая задача в рамках области знаний описана отдельно:

  • цель или потребность (описание);
  • заинтересованные стороны (описание);
  • описание изменения с диаграммой вход-задача-выход;

Описание областей знаний и задач в Стандарте БА подробное и конкретное. Занимает 35 страниц (по странице на каждую область знаний и каждую задачу).

Представляется рациональным следующее соотношение уровней квалификации в ПС БА с областями знаний и задачами в Стандарте БА:

  • уровень 5 – чтение описаний задач во всех областях. Выполнение задач, связанных с элементами BAACM™ «заинтересованная сторона», «потребность», «изменение» (в рамках трудовых функций);
  • уровень 6 – чтение описаний задач во всех областях, выполнение всех задач;
  • уровень 7 – работа с описаниями задач во всех областях (чтение, составление, изменение состава, содержания), выполнение всех задач.

Подавляющее большинство видов задач точно соответствует трудовым действиям (трудовым функциям) в ПС БА или им не сложно подобрать аналоги, поскольку ПС БА разработан с учетом передовых международных стандартов бизнес-анализа (в частности, документов IIBA®).

Где пройти обучение

Вы как раз успеваете подать заявку на обучение на курсе “Инструменты 1С для бизнес-аналитика” в CORS ACADEMY, который стартует 15 августа. Преподаватель курса Эмир Алмазбеков много лет успешно обучает бизнес-аналитиков и прекрасно знает, какие знания необходимы для профессионального успеха в данной сфере. Эмир участвовал в создании курса по обучению аналитика 1С, а его знание программных продуктов фирмы 1С подтверждаются соответствующими сертификатами.

Если Вы не работаете бизнес-аналитиком, но Ваша деятельность связана с ПО фирмы 1С, этот курс поможет Вам разобраться в особенностях платформы 1С:Предприятие и обходиться в дальнейшем во многих случаях без помощи программиста. Эмир Алмазбеков преподносит всю обучающую информацию настолько понятно, что все обучающиеся оставляют о нем только положительные отзывы.

В общем, для любого специалиста, чья деятельность так или иначе связана с ПО фирмы 1С обучение на курсе “Инструменты 1С для бизнес-аналитика” будет полезно и даст возможность в профессиональном плане стать на голову выше коллег.

Для начинающих программистов информация курса будет хорошим подспорьем для изучения программирования и конфигурирования 1С.

Зачем бизнес-аналитику знать 1С

Программные продукты фирмы 1С – самое популярное ПО, используемое в работе российских предприятий. Обучение на курсе “Инструменты 1С для бизнес-аналитика” в CORS ACADEMY не только познакомит Вас с особенностями платформы 1С:Предприятие, но и позволит Вам получить серьезное конкурентное преимущество на современном рынке труда.

Специалист по бизнес-аналитике

Бизнес-аналитик как специалист по бизнес-аналитике (более точно — Business Intelligence Analyst). Работает с данными, цифрами, проводит количественный анализ, строит прогнозы, тренды, разрабатывает системы метрик, строит дэшборды, отчёты.

У них есть смежный с аналитиками данных свод знаний DAMA DMBOK, сертификация CAP.

Ключевые слова Excel, KPI, BSC, Power BI, Business Objects, Tableau, Qlik, Pentaho. Именно эта сфера называется Бизнес-аналиТИКА (Business AnalYTICS), в отличие от других (business analysis).

Обзор документа

Минтруд предложил новый профстандарт системного аналитика. Предполагается, что он будет действовать с 1 марта 2023 г. до 1 марта 2029 г. Действующий профстандарт утратит силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Специалист по бизнес-процессам

Бизнес-аналитик как специалист по бизнес-процессам (более точно — Business Process Engineer).

У них есть свой свод знаний ВPM CBOK, российский профстандарт, идеология реинжиниринга процессов и т.д.

Ключевые слова TQM, BPM, BPMS, process management, kaizen, TOC.

Эксперт в предметной области

Бизнес-аналитик как эксперт предметной области, например, технолог в банке. Обычно он вырастает из специалиста и становится правой рукой руководителя отдела.

Он знает законодательство, особенности деятельности, в том числе конкретно на этом предприятии, знает тенденции, типовые проблемы и сложности.

Он помогает принимать операционные решения и решения по развитию, но обычно у него нет для этого специальных знаний и умений, как у специалистов 2, 3, 4 ниже.

Бизнес-аналитик? А какой именно из четырёх?

Из результатов сопоставления следует, что Стандарт БА практически не требует от бизнес-аналитика знаний, умений, трудовых функций (действий), выходящих за рамки ПС БА (в рамках своего уровня квалификации). Очевидно, такая достаточность квалификации по ПС БА обусловлена тем, что ПС БА разрабатывался с оглядкой на BABOK®, а Стандарт БА прямо опирается на BABOK®. Однако для внедрения Стандарта БА в полном объеме от бизнес-аналитика потребуется освоение моделей и методов, описанных в Стандарте БА. Знание BABOK®, по-видимому, не является блокирующим требованием к бизнес-аналитику, квалифицированному по ПС БА, но представляется весьма полезным, тем более что существует перевод BABOK® на русский язык.

И коротко о применении Стандарта БА в заказной разработке (информационных систем) нашей компании. Одна из ключевых целей Стандарта БА – служить эталоном при проведении бизнес-анализа – так или иначе преследовалась нами и ранее. Но теперь этот эталон описан максимально ясно и конкретно, он универсален, верифицирован экспертами. На него удобно сослаться. Полнота применения Стандарта БА в конкретных проектах будет регулироваться соображениями качества и эффективности бизнес-анализа (тоже одна из ключевых целей Стандарта БА). И, думаю, Стандарт БА уже прочно занял свое место в нашей заказной разработке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *