Сопровождение деятельности по внедрению новых и актуализированных ФГОС СПО
Программа развития
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Календарный учебный график
Рабочая программа
Проверка
Проверяем ООП
Программа для директора школы
Программа для учителя НОО
Программа для учителя ООО
Пошаговая инструкция
Выявляем запросы родителей
Выявляем дефицит педагогов
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Справка о федеральных государственных образовательных стандартах
Федеральные государственные образовательные стандартысреднего профессионального образования
Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199:
Перечень профессий среднего профессионального образования
Перечень специальностей среднего профессионального образования
Согласно приказу Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, до завершения обучения лиц, ранее принятых на обучение по профессиям и специальностям, применяют следующие перечни:
Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 354
Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355
Федеральные государственные образовательные стандартывысшего профессионального образования
Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061:
Перечень направлений подготовки высшего образования – бакалавриата
Перечень направлений подготовки высшего образования – магистратуры
Перечень специальностей высшего образования – специалитета
Перечень направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре)
Перечень направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
Перечень специальностей высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Перечень специальностей высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (в редакции, действующей до 5 мая 2015 г.) до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе применять следующие перечни:
Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337:
Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “бакалавр”
Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “магистр”
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136:
Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”
– направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “бакалавр”, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337
– направлений подготовки высшего образования – магистратуры, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “магистр”, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337
– специальностей высшего образования – специалитета, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “специалист”, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Критика образовательных стандартовПравить
Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».
Критически относится к проблеме стандартизации образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июня 2021 года; проверки требуют 7 правок.
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Разработка ФГОСПравить
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).
Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:
- объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
- институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;
- Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.
По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.
Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.
Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.
История разработки образовательных стандартов в РоссииПравить
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:
- цели образования на каждой ступени обучения
- требования к базовому содержанию основных образовательных программ
- предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
- требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
- требования к условиям образовательного процесса
Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).
В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:
- из стандартов исчезал целевой блок;
- требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
- исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
Поколения государственных образовательных стандартовПравить
Стандарты общего образования:
Стандарты высшего профессионального образования:
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
- структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
- общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
- общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
- академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
- порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
СсылкиПравить
Укрупненные группы профессий и специальностей СПО
Структура ФГОСПравить
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Реализация ФГОС в образовательном процессеПравить
- Государственные образовательные стандарты
- Государственный стандарт общего образования (Россия)
- Учебно-методический комплекс
- Учебное пособие
- Универсальные учебные действия
- Компетенции и компетентностный подход — новая черта УМК (начиная с ФГОС 3-го поколения)
- Знания, умения, навыки — прежний подход к разработке УМК
- Профессиональный стандарт