Открытое акционерное общество РЖД
Эта статья о публичном акционерном обществе РЖД, вы могли искать информацию о железнодорожных путях России.
Общие сведения
- Тип: Открытое акционерное общество
- Основание: 18 сентября 2003 года
- Местоположение: Москва, Новая Басманная улица, 2/1 стр. 1
- Ключевые фигуры: Олег Белозёров (генеральный директор), Андрей Белоусов (председатель совета директоров)
Отрасль и продукция
- Отрасль: Железнодорожный транспорт
- Продукция: Услуги железнодорожной инфраструктуры
- Операционная прибыль: 202,4 млрд руб. (2017 год)
Дочерние компании
- Дочерние и зависимые общества
- Филиалы
Краткая статистика
- Эксплуатационная длина железных дорог: 85,3 тыс. км
- Протяженность электрифицированных линий: 43,4 тыс. км
Парк подвижного состава
Вид | Количество (тыс. единиц) |
---|---|
Грузовые магистральные локомотивы (электровозы и тепловозы) | 11,8 |
Грузовые вагоны всех типов* | 196,3 |
Маневровые локомотивы (тепловозы) | 5,9 |
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) | 3,1 |
Пассажирские вагоны дальнего следования | 21,0 |
Пассажирские вагоны пригородных поездов | 14,3 |
* – грузовые вагоны холдинга ОАО РЖД
Роль в транспортной системе
- Доля в грузообороте транспортной системы России: 45,3% (с учетом трубопроводного транспорта).
- Доля в общем пассажирообороте транспортной системы России: 26,4%
Реформа железнодорожной отрасли
- В течение деятельности произошла одна смена фирменного стиля.
Собственники и руководство
- Председатель совета директоров: Андрей Белоусов
Филиалы
- Список 57 филиалов ОАО РЖД по состоянию на 27 ноября 2022 года:
- Административно-хозяйственное управление — филиал ОАО РЖД (АХУ)
- Восточно-Сибирский центр инновационного развития
- Главный вычислительный центр — филиал ОАО РЖД (ГВЦ)
- Горьковский центр инновационного развития
- Дальневосточный центр инновационного развития
- и другие филиалы…
Филиалы — железные дороги
Принадлежащая ОАО РЖД железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Условная нумерация железных дорог осуществляется с запада на восток.
Расположение железных дорог РЖД
№ | Филиал | Субъекты Российской Федерации | Управление | Начальник дороги |
---|---|---|---|---|
19 | Московская дирекция моторвагонного подвижного состава | |||
20 | Московский центр инновационного развития | |||
21 | Научно-производственный центр по охране окружающей среды — филиал ОАО РЖД | |||
22 | Октябрьский центр инновационного развития | |||
23 | Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги | |||
24 | Приволжский центр инновационного развития | |||
25 | Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства — филиал ОАО РЖД (ПКБ ЦВ) | |||
26 | Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства — филиал ОАО РЖД (ПКБ ЦТ) | |||
27 | Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре — филиал ОАО РЖД (ПКБ И) | |||
28 | Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса (ПКТБ Л) | |||
29 | Проектно-конструкторско-технологическое бюро по нормированию — филиал ОАО РЖД (ПКТБ Н) | |||
30 | Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации — филиал ОАО РЖД (ПКТБ ЦКИ) (Барыбинский офис) | |||
31 | Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации — Центр цифровых технологий филиал ОАО РЖД (ПКТБ-ЦЦТ) | |||
32 | Свердловский центр инновационного развития | |||
33 | Северный региональный общий центр обслуживания (Сев ОЦОР) | |||
34 | Северный филиал акционерного общества Федеральная пассажирская компания | |||
35 | Северный центр инновационного развития | |||
36 | Северо-Кавказский центр инновационного развития | |||
37 | Трансинформ — филиал ОАО РЖД (ТИ) | |||
38 | Трансэнерго — филиал ОАО РЖД | |||
39 | Центральная дирекция закупок и снабжения — филиал ОАО РЖД (ЦДЗС) | |||
40 | Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО РЖД (ЦДЗ) | |||
41 | Центральная дирекция инфраструктуры — филиал ОАО РЖД (ЦДИ) | |||
42 | Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава — филиал ОАО РЖД (ЦДМВ) | |||
43 | Центральная дирекция пассажирских обустройств — филиал ОАО РЖД (ЦДПО) | |||
44 | Центральная дирекция по ремонту пути — филиал ОАО РЖД (ЦДРП) | |||
45 | Центральная дирекция по тепловодоснабжению — филиал ОАО РЖД (ЦДТВ) | |||
46 | Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) | |||
47 | Центральная дирекция управления движением — филиал ОАО РЖД (ЦД) | |||
48 | Центральная станция связи — филиал ОАО РЖД (ЦСС) | |||
49 | Центр инновационного развития — филиал ОАО РЖД (ЦИР) | |||
50 | Центр корпоративного учета и отчетности Желдоручет — филиал ОАО РЖД | |||
51 | Центр научно-технической информации и библиотек — филиал ОАО РЖД (ЦНТИБ) | |||
52 | Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) | |||
53 | Центр управления содержанием инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО РЖД (ЦУСИ) | |||
54 | Центр фирменного транспортного обслуживания — филиал ОАО РЖД (ЦФТО) | |||
55 | Юго-Восточная дирекция железнодорожных вокзалов | |||
56 | Юго-Восточный центр инновационного развития | |||
57 | Южно-Уральский центр инновационного развития |
Российские железные дороги и их дочерние предприятия
Компании с участием РЖД в России
АО Московский локомотиворемонтный завод (АО Московский ЛРЗ)
АО Московский механический завод Красный путь (АО Московский МЗ Красный путь)
АО Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО ВНИКТИ)
АО Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО ВНИИЖТ)
АО Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО НИИАС)
АО Негосударственный пенсионный фонд Благосостояние (АО НПФ Благосостояние)
АО Объединенная транспортно-логистическая компания (АО ОТЛК)
АО Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс (АО ОТЛК ЕРА)
АО Омск-пригород (ППК)
АО ОТЛК Логистика
АО ОТЛК Финансы
АО Пассажирская компания Сахалин (ППК)
АО Первая нерудная компания (АО ПНК)
АО Пермская пригородная компания (ППК)
АО Порт Усть-Луга транспортная компания (АО ПУЛ транс)
АО Пригородная пассажирская компания Черноземье (ППК)
АО РейлТрансАвто (АО РТА)
АО РЖД Логистика
АО РЖД Управление активами
АО Самарская пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Саратовская пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Свердловская пригородная компания (ППК)
АО Северная пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Северо-Западная пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания (ППК)
АО Скоростные магистрали
АО Содружество (ППК)
АО Торговый дом РЖД (АО ТД РЖД)
АО ТрансВудСервис (АО ТВС)
АО Транспортные технологии (АО ТрансТех)
АО Управляющая компания Мурманский транспортный узел (АО УК МТУ)
АО Федеральная грузовая компания (АО ФГК)
АО Федеральная пассажирская компания (АО ФПК)
АО Футбольный клуб Локомотив (АО ФК Локомотив)
АО Центр корпоративного учета и отчетности Желдоручет (АО Желдоручет)
АО Экспериментальный завод Металлист — Ремпутьмаш
АО Экспресс-пригород (ППК)
АО Экспресс Приморья (ППК)
АО Ямальская железнодорожная компания (АО ЯЖДК)
БЛЕК СИ ФЕРРИС ЛИМИТЕД
ЗАО Регио Телеком-ДВ (ЗАО РТ-ДВ)
ЗАО Южно-Кавказская железная дорога (ЗАО ЮКЖД)
КОО Развитие инфраструктуры (КОО РазвИн)
ОА Дорожный центр внедрения Октябрьской железной дороги (АО ДЦВ ОЖД)
ОАО Объединенные электротехнические заводы (ОАО ЭлТеЗа)
ООО 1520 Сигнал
ООО Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ООО ОЦРВ)
ООО Охранное предприятие РЖД-ОХРАНА (ООО ОП РЖД-ОХРАНА)
ООО РЖД Терминал
ООО Цифровая логистика
Oy Karelian Trains Ltd
Всего на сети РЖД 32 крупнейших сортировочных станций, наибольший объём вагонопотока имеет новая портовая станция Лужская-Сортировочная в Ленинградской области (более 30 тыс. вагонов среднесуточно), затем Инская в Новосибирске (более 27 тыс. вагонов среднесуточно), далее Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное в Мосузле (более 19 тыс. вагонов среднесуточно).
Для осуществления контроля, аудита и оценки имущества РЖД привлекает независимые аудиторские компании.
Начиная с 2010 года, когда в ходе реформы грузовой парк, в основном, был передан частным компаниям-операторам, в грузообороте РЖД наблюдается ухудшение структуры погрузки в плане её доходности. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обращал внимание на индивидуализированную коммерческую политику, которую в собственных интересах проводит операторское сообщество, оставляя для ОАО «РЖД» низкодоходные и малоэффективные грузы и направления перевозок. В результате этой политики, а также сокращения производства на нефтеперерабатывающих и металлургических комбинатах, возрастающей конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта происходит снижение доли перевозок РЖД высокодоходных грузов (нефти и чёрных металлов). Данная тенденция является также следствием действия главного тарифного документа РЖД, Прейскуранта 10-01, который в 2017 году уже не в полной мере отвечает меняющейся структуре грузооборота на железных дорогах России, в ряде случаев оказывает дестимулирующее влияние, приводит к снижению доходов компании.
В 2018 году РЖД разделило грузовые перевозки на 7 полигонов: Московский, Октябрьский, Южный , Волжский, Северный, Урало-Сибирский, Восточный.
Грузовые тарифы и тарифные классы
Дальнее пассажирское сообщение
Вагон, оформленный в новом фирменном стиле ОАО РЖД
С 2010 года перевозку пассажиров и грузобагажа в дальнем сообщении производят Федеральная пассажирская компания (100 % «дочка» РЖД), а также, в целях обеспечения конкуренции, не входящие в РЖД компания ТрансКлассСервис и ряд более мелких компаний.
Вокзал станции Тында в праздничном оформлении к 45-летию строительства БАМа со слоганом магистрали «Дорога, построенная с любовью», 2019 год
Тариф на пассажирские перевозки условно разделён на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру, локомотивную тягу и вокзальную составляющую) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона). С 2003 года применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) и система динамического ценообразования на проезд в поездах дальнего следования:
ГГР рассчитан так, чтобы стимулировать пассажира сместить поездку на дату с меньшим индексом. Согласно системе динамического ценообразования, чем раньше куплен билет — тем он дешевле, самые дорогие билеты — в день поездки.
По заявлениям ОАО «РЖД» в 2014 году, пассажирские перевозки, за исключением отдельных высокодоходных направлений, являются убыточными. Эти убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.
См. также Конкуренция и тарифное регулирование на рынке железнодорожных перевозок и железнодорожных активов в России.
Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов
Протяжённость линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и диспетчерской централизацией, составляет 62 055 км, или 72,9 %. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики.
Подвижной состав РЖД
Тяговый подвижной состав РЖД включает тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
12-часовая смена работы наиболее распространённого на сети РЖД маневрового тепловоза ЧМЭ3 с машинистом и помощником машиниста по нормативу обходится эксплуатанту в 87 тыс. рублей (2017).
Безопасность движения поездов
Безопасность движения поездов является приоритетом в деятельности РЖД, соблюдению этого требования подчинены все используемые на сети технологии.
Либерализация рынка тяги
Мировой железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи, 2017
Основные объекты, введённые по инвестпрограмме в строй в 2012—2017 гг.:
Основной производитель пассажирских вагонов (более 95 %) — Тверской вагоностроительный завод.
III Съезд железнодорожников РФ.29 ноября 2017 года, Москва
По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина в октябре 2022 года, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на предстоящую трёхлетку превысит 3 трлн рублей. В текущем году финансирование инсвестпрограмм составит более 800 млн рублей. По словам Мишустина, особое внимание будет уделено созданию новых транспортных коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг» — это обусловлено беспрецедентными санкциями. Дорожные карты по созданию высокотехнологичной инфраструктуры и формированию экспорт-импортной логистики рассчитаны до 2030 года и объёмом финансирования более 4,5 трлн рублей, включая 300 млрд из федерального бюджета, — сообщил премьер-министр.
Заимствования на финансовых рынках
Компания РЖД регулярно проводит займы на международном рынке капитала. В 2017 году чистый долг компании достиг 972 млрд рублей, средний срок кредитного портфеля РЖД — девять лет.
События, связанные с пандемией COVID-19 (весна 2020 года)
Международный транспортно-логистический форум в Сочи, 1-3 октября 2018
Международные проекты компании ведёт дочернее зависимое общество «РЖД Интернешнл».
Стратегия и тенденции развития РЖД
Скоростной электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» на линии Москва — Санкт-Петербург
ЭР-200 и ЭС-250 «Сокол» в парке отстоя
Поезд Маршрут курсирования Дата запуска
Москва — Санкт-Петербург 17 декабря 2009 года
Санкт-Петербург — Хельсинки 12 декабря 2010 года
Санкт-Петербург — Великий Новгород 23 января 2013 года
Санкт-Петербург — Бологое 23 января 2013 года
Москва — Нижний Новгород 28 апреля 2013 года
Санкт-Петербург — Петрозаводск 1 мая 2014 года
Москва — Курск 1 июня 2014 года
Москва — Смоленск 1 июля 2014 года
Краснодар — Адлер 2 августа 2014 года
Краснодар — Ростов-на-Дону 25 декабря 2014 года
Санкт-Петербург — Выборг 2 сентября 2015 года
Москва — Крюково 1 октября 2015 года
Москва — Тверь 1 октября 2015 года
Санкт-Петербург — Волховстрой 14 октября 2015 года
Санкт-Петербург — Тосно 14 октября 2015 года
Екатеринбург — Нижний Тагил 5 ноября 2015 года
Екатеринбург — Каменск-Уральский 5 ноября 2015 года
Санкт-Петербург — Луга 30 декабря 2015 года
Екатеринбург — Первоуральск — Кузино 11 января 2016 года
Москва — Иваново 13 марта 2018 года
Москва — Белгород 5 августа 2019 года
Ростов-на-Дону — Анапа 1 апреля 2020 года
Ростов-на-Дону — Новороссийск 1 апреля 2020 года
Адлер — Анапа 1 июля 2020 года
Челябинск-главный — Магнитогорс-пасс 5 ноября 2020 года
Москва — Нижний Новгород 1 июня 2015 года
Экологическая и промышленная безопасность
В ОАО «РЖД» ежегодно образуется 339 видов твёрдых коммунальных отходов, из них паспортизированы первые 4 класса опасности. Компания имеет лицензию на деятельность в сфере обращения с отходами на более чем 5 тыс. адресов. Из более чем 2 млн отходов разного класса опасности, образующихся каждый год на предприятиях холдинга, около 80 % включается во вторичный оборот. Из этого объёма 83 % передаётся на сформированный рынок переработки отходов, а 17 % после переработки используется повторно внутри железнодорожного холдинга. В 2020 году в компании работают 2 завода по термическому уничтожению отходов третьего-пятого классов опасности. Первый находится в Восточной Сибири на станции Тагул, второй в европейской части страны — в Ярославле. На заводах осуществляется когенерация электрической и тепловой энергии для подразделений РЖД. Суммарная мощность заводов достигает около 14 тыс. тонн отходов в год.
При обслуживании пассажиров на сети РЖД образуется около 300 тыс. тонн твёрдых отходов ежегодно, с тенденцией к увеличению. Для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО) вокзалы, станции, платформы, пассажирский подвижной состав оборудованы специальными контейнерами с селективным сбором отходов. На сети РЖД определены 95 узловых станций, на которых производится выгрузка отходов из подвижного состава в оборудованную тару для последующего вывоза подрядными организациями. Во многих случаях свалки ТКО в полосе землеотвода железной дороги устраивает население близлежащих городов и населённых пунктов, а ответственность за это перекладывается на РЖД. Для сокращения образования отходов по программам ресурсосбережения в компании осуществляется перевод котельных на возобновляемые источники энергии, переход на светодиодное освещение с отказом от опасных для окружающей среды ртутьсодержащих ламп, внедряются системы регенерации масел и аккумуляторных растворов, безбумажные технологии, в хозяйственной деятельности используется биоразлагаемая посуда и упаковка.
Разграничение прав России и Украины на железнодорожное имущество
В июле 2012 года ОАО «РЖД» сообщило о работе специальной российско-украинской рабочей комиссии на межправительственном уровне по разграничению прав России и Украины на имущество железнодорожных участков, проходящих по территории Украины, и оформлению прав компании на него.
Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД
Федеральная антимонопольная служба подвергала компанию ОАО «РЖД» критике и санкциям за злоупотребление доминирующим положением на рынке и нарушение законодательства о свободе конкуренции, что вызывало со стороны холдинга встречные претензии в чрезмерной зарегулированности и успешные судебные протесты.
Критика и проблемы
Благотворительное выступление Дмитрия Маликова на Казанском вокзале. Апрель 2013 года
Где уже разрешили усыплять животных
Собаки, у которых потенциально есть хозяева, будут помещаться в приюты на шесть месяцев, если за это время животное останется невостребованным, его переместят в пункт временного содержания — и через 30 дней усыпят.
Принятие закона объяснили безопасностью граждан и экономией бюджета, так как содержание одной бездомной собаки обходится в 54 тыс. рублей в год.
Неделей ранее аналогичное решение приняли власти Республики Алтай, но там закон более жесткий — срок пребывания отловленных бездомных животных в пунктах временного содержания не будет превышать 11 дней, после чего собаку уже можно умертвить. Предполагается, что усыпят только животных, которые проявляют агрессию или причинили вред здоровью людей.
Но первопроходцами стали власти Бурятии, где усыплять животных разрешили еще в ноябре. Здесь механизм похож на тот, что принят и забайкальскими властями: усыпление возможно в пунктах временного содержания спустя 30 дней после помещения. Если у отловленного животного есть жетон или чип, то его будут содержать 60 дней в приюте. Впрочем, сами приюты имеют право за свой счет держать собаку у себя максимально долго.
— В сентябре мы практически весь месяц опрашивали население Бурятии о разных методах решения проблемы, и большая часть населения, конечно, голосовала за умерщвление, — утверждает Калугин. — Также проводили общественные слушания, приглашались кинологи, все наши зоозащитные организации, волонтеры, люди, пострадавшие от безнадзорных собак. Большая часть собравшейся общественности законопроект поддержала.
Он подчеркивает, что закон направлен в большей степени на борьбу с самовыгулом — многие нерадивые хозяева выпускают собак, и именно такие животные нападали на людей в упомянутых случаях. Бродячих бездомных собак в регионе, не известных местным властям, практически не осталось, утверждает представитель управления ветеринарии.
На вопрос, почему было принято решение именно об эвтаназии животных, Дмитрий Калугин пояснил: бюджет региона просто не потянет пожизненное содержание животных в приюте.
Он добавил также, что в регионе с 2014 года действует обязательная регистрация домашних животных, но сейчас увеличены штрафы — вместо 500–1000 рублей теперь нерадивый хозяин заплатит до 5 тыс. рублей. За самовыгул наказание увеличили до такой же суммы.
В Бурятии закон уже работает: он вступил в силу еще в ноябре, сейчас разыграны контракты, поставщики услуг начали работу.
Где еще решат усыплять животных
Между тем в обществе продолжают ломать копья на тему эвтаназии бездомных животных. Так, в Астраханской области законопроект на этот счет появился, но был отозван. Всё это сопровождалось пикетами у здания областной администрации — сначала митинговали зоозащитники, затем вышли сторонники усыпления бездомных животных.
Непонятная пока ситуация сложилась и в Магаданской области: там СМИ сообщили о принятии законопроекта, но в пресс-службе губернатора опровергли возможность эвтаназии животных. Однако в облдуме пояснили, что порядок работы с бродячими животными меняется, но до отдельного постановления правительства не конкретизирован.
— Даже Московская область уже приняла региональный закон, согласно которому появляются некие новые пункты временного содержания, — рассказал он. — Появилась там и расплывчатая формулировка про животных, проявляющих немотивированную агрессию. Видимо, их тоже предполагается умерщвлять.
При этом Юрий Корецких полагает, что все регионы к усыплению животных присоединяться не будут — в той же Москве и ряде других субъектов РФ достаточно хорошо налажен процесс работы и хватает муниципальных приютов для сохранения гуманной концепции.
Почему регионы прибегают к эвтаназии
При этом другие регионы переориентировались с ОСВВ на безвозвратный вылов — как это сделано в Москве, где животных из приютов не выпускают — и на серые схемы, утверждает Комагина.
Юрий Корецких соглашается с тем, что проблема не в самой системе ОСВВ, а в том, как ее внедряли: многие регионы, по его мнению, просто не занимались организацией работы с безнадзорными животными должным образом. Сам по себе закон с точки зрения наличия необходимых для решения проблемы механизмов он называет нормальным, хотя и неполным с точки зрения отсутствия повышенной ответственности для недобросовестных владельцев домашних собак.
— Мы наблюдали, как происходит процесс исполнения закона: были массовые нарушения, подрядчики не выполняли должным образом контракты, администрации нередко закрывали на это глаза, а надзорные органы очень плохо реагировали на жалобы, — утверждает эксперт.
Как будут усыплять животных
— Однако странно, что решение об эвтаназии невостребованных в течение определенного срока — само по себе неизбежное, как я всегда и говорила, — сокращено по усмотрению регионов до 30 дней, а где-то и до 10 дней, — заявила зооюрист.
Она добавляет, что с животными не допускается жестокое обращение, противоречащее принципам гуманности, но регламент проведения гуманной эвтаназии до сих пор не прописан. В ветклиниках под этим подразумевается две инъекции: погружение в наркоз и только потом умерщвление. Но на практике часто применяются только миорелаксанты, которые оказывают удушающее действие безо всякого наркоза, говорит Анастасия Комагина.