Росреестр пояснил, на каких участках нельзя строить жилые и садовые дома

Загородный дом, расположенный возле водоема или реки, всегда пользовался популярностью у частных застройщиков. Причин несколько — отличная экология, красивые пейзажи и возможности для активного отдыха на воде. Стоит отметить, что строительство дома рядом с водоохранными зонами должно соответствовать требованиям законов РФ и местного самоуправления. Место не должно входить в перечень запрещенных для застройки территорий или земель с ограничениями частного использования.

В Росреестре рассказали, какие виды земельных участков бывают, как их можно использовать и в каком случае стоит сменить их назначение

Фото:  DifferR\shutterstock

Зачастую у собственников земельных участков возникает путаница, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нем можно вести, а какую нет, в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы серьезные, поскольку вид разрешенного использования — это главный фактор при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

Росреестр разъяснил, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных.

Что такое вид разрешенного использования

Все земельные участки и объекты недвижимости должны использоваться в соответствии с их категорией земли и видами разрешенного использования.

Вид разрешенного использования (ВРИ) — это характеристика земельного участка, определяющая деятельность и строительство на территории.

У земельного участка может быть несколько ВРИ, они делятся на:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные.

Основные ВРИ собственник выбирает по классификатору самостоятельно, исходя из категории земли. Чтобы использовать участок эффективнее, он может установить условно разрешенные ВРИ, но их придется согласовывать с местными органами власти. Вспомогательные ВРИ могут применяться только в совокупности с основными и условно разрешенными и должны занимать меньше четверти участка.

На землях населенных пунктов выбор ВРИ ограничен правилами землепользования и застройки, содержащими рекомендации к проектированию зданий и карту градостроительного зонирования.

Внутри каждой территориальной зоны свой градостроительный регламент — порядок использования и застройки земельных участков. Собственник может выбрать только ВРИ, разрешенные в его зоне. Например, в общественно-деловой зоне города нельзя выбрать ВРИ «жилая застройка».

Ведомство разъяснило1 на своем сайте, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков (далее – ВРИ), на каких землях можно возводить дом или содержать сельскохозяйственных животных и как поменять ВРИ при необходимости. Росреестр подчеркивает, что это важные вопросы: ВРИ влияет на кадастровую стоимость участка, а кроме того, за использование земель не по целевому назначению налагается штраф (для граждан его размер составляет от 0,5% до 1% кадастровой стоимости участка, но не менее 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ).

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос, как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. ВРИ устанавливаются муниципалитетами для каждой территориальной зоны, всего существует 13 ВРИ (приказ Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412 “Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков”):

  • сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
  • жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
  • общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
  • предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
  • отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
  • производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
  • транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
  • обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
  • деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
  • использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
  • водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
  • земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
  • земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

ВРИ могут быть основными, вспомогательными и условно разрешенными. Первые характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные ВРИ применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, планируется построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешенный ВРИ установлен ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка (например, если собственник захочет построить на участке забор, гараж или хозяйственную постройку).

Возможно ли в договоре купли-продажи земельного участка обязать продавца сменить вид разрешенного использования? Ответ на этот и другие практические вопросы – в Базе знаний службы Правового консалтинга системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Сведения о ВРИ земель содержатся в ЕГРН. Чтобы узнать ВРИ конкретного участка, нужно заказать выписку из реестра (в офисах МФЦ либо на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ “ФКП Росреестра”). Еще один вариант – воспользоваться сервисом “Публичная кадастровая карта” (https://pkk.rosreestr.ru). Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Росреестр отдельно разъяснил, какие ВРИ подходят для строительства на участке индивидуального жилого дома. К ним относятся ВРИ со следующими кодами: 2.1 – “Для индивидуального жилого строительства”. На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры; 2.2 – “Для ведения личного подсобного хозяйства”. Можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных; 13.2 – “Ведение садоводства”. Такие участки предназначены для отдыха и (или) выращивания овощей, фруктов, зелени и ягод для собственных нужд. Также здесь можно строить дома, жилые и садовые.

Если участок имеет основной ВРИ 13.1 “Ведение огородничества”, то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 “Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках”, где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Помимо этого Росреестр рассказал, на каких участках можно разводить домашнюю птицу и скот, а также как поменять ВРИ при необходимости.

_____________________________

1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rubrika-vopros-otvet-v-kakikh-sluchayakh-sleduet-menyat-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uch/).

Можно ли строить возле водоема или реки

Согласно Водному кодексу РФ, строить коттедж или дом возле воды допускается при соблюдении следующих норм:

  1. Владелец имеет право собственности на участок возле водоема, на котором планируется строить дом.
  2. Территория должна подходить для индивидуального жилищного строительства.
  3. Выполняются строительные и градостроительные нормы.

В соответствии с ВК РФ, любые прибрежные земли имеют особый статус. Прежде чем строить жильё, нужно ознакомиться с нормами Водного кодекса.

Водоохранная зона и ее границы

Природоохранная зона

Водоохранная зона — это расстояние в несколько метров от береговой линии реки, моря, озера или другого водоема. Территории охраняются и контролируются государством, даже если находятся в частном владении. Чтобы понять, сколько метров расстояния должно быть от дома до водоема, следует обратиться в федеральную службу и кадастровый учет.

Расстояние между домом и береговой линией определяется границей водоохранной зоны. Метраж защищенной территории зависит от протяженности реки и её ширины. В ВК РФ приняты следующие нормы расстояния построек от воды:

  1. 50 метров для водоемов и рек длиной менее 10 км.
  2. 100 метров — ширина водоема или его длина от 10 до 50 км.
  3. 200 метров — если берег реки имеет протяженность свыше 50 км.

Индивидуальное строительство в водоохранной зоне осуществляется с учетом положений ст. 65 Водного кодекса РФ. Строить коттедж на расстоянии ближе 50 метров от воды можно при условии соблюдения установленных норм — недвижимость и участки должны быть оснащены фильтрационной системой. Перед тем как строить коттедж, нужно согласовать проект с инстанциями и пройти экологическую экспертизу. Собственник дома обязуется соблюдать санитарные нормы.

Особенности строительства рядом с водой

При возведении постройки в водоохранной зоне следует соблюдать нормы расстояния от реки, чтобы не перекрывать доступ к воде. Если вы планируете строить дачу в населенном пункте находящемся на близком расстоянии с водой и собираетесь разбить собственный пляж, нужно иметь ввиду, что Водный кодекс РФ запрещает перегораживать заборами территорию 5-20 метров. В местном самоуправлении можно узнать, сколько метров можно отвести под пляж.

Виды разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.

Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра. На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор ВРИ

  1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
  2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
  3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
  4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
  5. Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
  6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
  7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
  8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
  9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
  10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
  11. Водные объекты (гидротехнические сооружения);
  12. Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
  13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Способы определения ВРИ земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка. Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра». В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования». Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Виды разрешенного использования для строительства дома

Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:

  • 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
  • 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
  • 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.

Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то на нем нельзя строить жилой или садовый дом. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается, пояснили в Росреестре.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает. Но если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, потребуется изменить ВРИ.

Виды разрешенного использования для разведения животных

Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство».

Многие садоводы и огородники интересуются, можно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

При желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные законы, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность. Поэтому необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

Смена ВРИ

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

Какие бывают виды разрешенного использования

Можно узнать ВРИ земельного участка на карте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале госуслуг или заказать справку из ЕГРН с основными характеристиками объекта недвижимости.

Оформить страховку ипотеки

В классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном приказом Росреестра, есть 13 основных ВРИ:

  • Сельскохозяйственное использование: растениеводство, животноводство, научное обеспечение сельского хозяйства и другие.
  • Жилая застройка: индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, высотная жилая застройка и другие.
  • Общественное использование объектов капитального строительства: здравоохранение, образование и просвещение, парки культуры и отдыха, социальное обслуживание и другие.
  • Предпринимательство: рынки, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, магазины и другие.
  • Отдых: спорт, спортивные базы, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и другие.
  • Производственная деятельность: недропользование, тяжелая, легкая и пищевая промышленность, энергетика, связь и другие.
  • Транспорт: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный и другие виды транспорта.
  • Обеспечение обороны и безопасности: обеспечение вооруженных сил, обеспечение внутреннего правопорядка, охрана государственной границы Российской Федерации и другие.
  • Деятельность по особой охране и изучению природы: охрана природных территорий, курортная, санаторная и историко-культурная деятельность и другие.
  • Использование лесов: заготовка древесины, резервные леса, лесные плантации и другие.
  • Водные объекты: гидротехнические сооружения, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами и другие.
  • Земельные участки: улично-дорожная сеть, ритуальная деятельность, благоустройство территории и другие.
  • Земельные участки общего назначения: ведение огородничества и садоводства.
вид разрещенного использования недвижимости

Как изменить вид разрешенного использования

Чтобы изменить ВРИ участка, нужно подать заявление на смену ВРИ в МФЦ по форме из приложения № 2 к приказу Росреестра. При смене ВРИ следует помнить, что может измениться кадастровая стоимость земельного участка, а за ней и налоговая ставка.

Однако строить без разрешения на строительство и подходящего ВРИ — точно плохая идея: могут признать постройку самовольной, выписать штраф и заставить собственника снести ее за свой счет. Такая угроза нависла над столичными апартаментами.

В черте населенного пункта собственник может выбрать подходящий ВРИ из правил землепользования и застройки. Если нужно добавить условно разрешенный ВРИ, которого нет в градостроительном регламенте, вопрос о возможности применения такого ВРИ администрация вынесет на публичное слушание. Решение может быть отрицательным, если, например, будущее строение помешает комфорту соседей или ухудшит экологическую ситуацию в районе.

Пример

Иннокентий купил землю в населенном пункте в жилой зоне, зарегистрировал в Росреестре ВРИ «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) и построил дом.

У Иннокентия хорошо получались поделки из дерева. Их накопилось очень много, настолько, что он решил открыть магазин на первом этаже своего дома.

Собственник земельного участка обратился в местную администрацию с необходимыми документами. Комиссия провела слушание и дала разрешение присвоить участку условно разрешенный ВРИ «предпринимательство».

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Приказываю:

1. Утвердить “Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос”.

2. Считать утратившими силу “Указания по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, рек, озер и водохранилищ в РСФСР”, утвержденные Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР 23.01.90.

3. Управлению делами (Фаррахов), Департаменту водного хозяйства (Казанцев) обеспечить размножение и рассылку “Методических указаний по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос” по организациям, подведомственным МПР России.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Н.Н.Михеева.

Министр В.Ю.НЕКРУТЕНКО

УТВЕРЖДЕНЫ Приказом МПР РФ от 21 августа 1998 г. N 198

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Настоящие методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос разработаны институтом “ВодНИИинформпроект” на основании Водного кодекса Российской Федерации, “Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 января 1997 года N 7.

Цель методических указаний – обеспечить единый методический подход к проектированию водоохранных зон, проведению комплекса водохозяйственных, агротехнических и природоохранных мероприятий на их территории.

Методические указания предназначены для организаций, занятых проектированием водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос и разработкой природоохранных мероприятий, а также территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 198.

Предисловие

1. Разработан АО”ВодНИИинформпроект”
  
2. ВнесенДепартаментом водного хозяйства МПР России
  
3. СогласованГоскомэкология России Минсельхозпрод России Госкомзем России Минздрав России
  
4. Утвержден и введен в действиеПриказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 198.
  
5. Введен вместоУказаний по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденных 23 января 1990 года Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР.

Введение

В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.

Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн.куб.м – 1937 и емкостью более 10 млн.куб.м – 363 водохранилища.

Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима.

Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.

Работы по проектированию водоохранных зон и закрепление на местности границ прибрежных защитных полос на территориях, прилегающих к водным объектам, проведение комплекса природоохранных мероприятий должны выполняться в соответствии с “Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 и настоящими методическими указаниями.

Указанным постановлением учитываются положения о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также о лесах других категорий защищенности, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Состав исходных данных по водному объекту

При подготовке проекта водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо изучение его состояния. В зависимости от вида водного объекта в качестве исходных данных должны быть приведены следующие характеристики:

1.1. По рекам:

– географическое и административное местоположение;

– площадь водосборного бассейна;

– протяженность основной реки;

– количество и протяженность притоков;

– характер формирования стока;

– характеристика расходов и уровней;

– наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;

– качественная характеристика вод по химическому составу;

– характеристика состояния руслообразующих процессов (абразия, оползни, основы, суффозия, аккумуляция, характер меандрирования, наличие стариц и т.п.);

– характеристика околоводной и водной флоры и фауны;

– наличие на реке зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

– использование водоема для целей рекреации.

1.2. По морям:

– географическое и административное местоположение побережья моря;

– тип берега;

– характеристика береговой зоны (зона современного постоянного взаимодействия суши и моря, берега и подводного берегового склона);

– характеристика волновых и ветровых течений, сгонно-нагонных явлений;

– характеристика приливов и отливов (максимальные, минимальные, средние);

– динамика изменения берега – абразионные и аккумулятивные процессы;

– характеристика морской флоры и фауны, в т.ч. биоценозов литорали;

– характеристика береговой флоры и фауны;

– характеристика использования прибрежной полосы моря в лечебных и рекреационных целях.

1.3. По озерам:

– географическое и административное местоположение;

– площадь зеркала в меженный и паводковый периоды;

– характеристика уровненного режима;

– водосборная площадь;

– хозяйственное использование озер, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

– качественная характеристика вод по химическому составу;

– динамика изменения берегов (абразия, оползневые и суффозионные процессы, аккумуляция);

– характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;

– площадь и интенсивность зарастания;

– зоны санитарной охраны, источники централизованного питьевого водоснабжения, наличие мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

– характеристика использования озера для целей рекреации.

1.4. По водохранилищам:

– географическое и административное местоположение;

– хозяйственное назначение водохранилища, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

– характеристика подпорного сооружения и его принадлежность;

– водосборная площадь;

– площадь акватории при нормальном подпорном уровне, форсированном уровне и уровне мертвого объема;

– общий и полезный объем водохранилища;

– наличие мелководий и их площадь;

– характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;

– площадь и интенсивность зарастания и евтрофирование;

– наличие нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

– динамика изменения берегов (абразионные, оползневые, суффозионные процессы, аккумуляция);

– качественная характеристика вод по химическому составу;

– зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения;

– использование в рекреационных целях.

1.5. По болотам:

– географическое и административное местоположение;

– тип болота: верховое, низинное, переходное; источник; водного питания;

– площадь болота по нулевой отметке торфяной залежи;

– хозяйственное использование болота.

1.6. По родникам (группам родников):

– географическое и административное местоположение родника (родников);

– характер истока (восходящий, нисходящий), дебит;

– качественная характеристика вод по химическому составу;

– использование как источника питьевого водоснабжения;

– наличие зон санитарной охраны;

– хозяйственное использование.

1.7. По магистральным и межхозяйственным каналам:

– географическое и административное местоположение;

– протяженность;

– источник питания;

– хозяйственное назначение;

– наличие плотин, шлюзов-регуляторов, насосных станций и других гидротехнических сооружений;

– наличие водозаборов, зон санитарной охраны при насосных станциях централизованного питьевого водоснабжения.

Материалы по обследованию территории, прилегающей к водному объекту

При подготовке исходных данных для проектирования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо обеспечить сбор следующих материалов по прилегающей к водному объекту территории и ее хозяйственному использованию.

2.1. По ландшафтной характеристике:

– геологическое строение (генезис, механический и минералогический состав подстилающих почвы горных пород);

– рельеф (поймы, террасы, прилегающие склоны и другие формы рельефа);

– почвы, грунты;

– растительный и животный мир;

– климатические особенности и микроклимат.

2.2. Основные рельефообразующие процессы, в т.ч. плоскостная и линейная эрозия:

– характеристика оврагов и балок (длина, ширина, глубина, густота) и динамика их развития;

– залесенность и закустаренность склонов оврагов и балок;

– интенсивность смыва почвы с прилегающих к водным объектам территорий.

2.3. Характеристика использования земель, распаханность территории по каждому землепользователю (приложения А и Б).

2.4. Выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников сосредоточенных и рассеянных загрязнений (приложение В).

2.5. Оценка влияния загрязняющих веществ, смываемых с прилегающих территорий, на качество вод и биоту водоемов, используемых для рыбного хозяйства.

Подробные данные по результатам обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий приводятся в пояснительной записке к проекту. Сводные данные по результатам обследования прилегающей к водному объекту территории приводятся в приложениях А, Б и В.

Методика проектирования

3.1. По водоохранной зоне

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекта природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

3.1.1. Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов, указанных в п.п.3.1.2-3.1.9.

Проектом должно предусматриваться установление и нанесение на планово-топографические материалы границ водоохранных зон, составление экспликации земель (приложения А и Б) и перечня хозяйственных и других объектов, расположенных на этой территории с описанием их влияния на водные объекты (приложение В), разработка рекомендаций по хозяйственному использованию земель, хозяйственных, бытовых, рекреационных и других объектов, составление по укрупненным показателям смет на реализацию проектных решений (приложение Г).

3.1.2. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

– для рек, стариц и озер – от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

– для водохранилищ – от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

– для морей – от максимального уровня прилива;

– для болот – от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);

– для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

3.1.3. Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается в зависимости от их протяженности с плавным увеличением ширины зоны от истока к устью. На участках:

до 10 км – 50 м,

от 10 до 50 км – 100 м,

от 50 до 100 км – 200 м,

от 100 до 200 км – 300 м,

от 200 до 500 км – 400 м,

от 500 км и более – 500 м.

3.1.4. Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.

3.1.5. Минимальная ширина водоохранных зон:

– для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв.км – 300 м, от 2 кв.км и более – 500 м;

– для болот площадью до 2 кв.км – 300 м, более 2 кв.км – 500 м.

– для морей – 500 м.

3.1.6. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос, но не менее параметров, указанных в п.п.3.1.3.-3.1.5.

3.1.7. Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных и мелкохозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.

3.1.8. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

3.1.9. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.1.10. При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.

В пределах водоохранных зон запрещается:

– проведение авиационно-химических работ;

– применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

– использование навозных стоков для удобрения почв;

– размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

– складирование навоза и мусора;

– заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;

– размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;

– размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

– проведение рубок главного пользования;

– проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции здании, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ;

– при совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения” СанПиН 2.1.4.027-95.

3.1.11. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных и садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

3.2. По прибрежной защитной полосе

Прибрежной защитной полосой является часть водоохранной зоны, территория которой непосредственно примыкает к водному объекту.

3.2.1. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в п.3.1.10., запрещается:

– систематическая распашка земель;

– применение удобрений;

– складирование отвалов размываемых грунтов;

– выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) устройство купочных ванн;

– установка и устройство сезонных стационарных палаточных городков;

– размещение дачных и садово-огородных участков;

– выделение участков под индивидуальное жилищное или дачное и другое строительство;

– прокладка проездов и дорог (кроме прогонов к традиционным местам водопоя скота);

– движение автомобилей, тракторов и механизмов, кроме техники специального назначения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены.

3.2.3. Минимальная ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий в следующих размерах:

Виды угодий, прилегающих к водному объекту Ширина прибрежной защитной полосы (в метрах) при крутизне склонов, прилегающих к водному объекту территорий
обратный и нулевой уклонуклон до 3-х градусовуклон более 3-х градусов
Пашня15-3035-5555-100
Луга и сенокосы15-2525-3535-50
Лес, кустарник3535-5055-100

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.

3.2.4. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а для водохранилищ, предоставленных в особое пользование – водопользователями.

3.2.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.2.6. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется учесть следующие положения:

– при истоке рек от группы родников размеры водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливаются по роднику, наиболее удаленному от места образования водотока;

– для водохранилищ – источников питьевого водоснабжения – ширина водоохранной зоны в местах водозабора устанавливается в соответствии с зонами санитарной охраны, но не менее 1000 м;

– на территории городов и поселений, не имеющих генплана застройки, размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливаются исходя из конкретных условий с учетом недопущения отрицательного влияния застройки на экологическое и санитарное состояние водных объектов;

– увеличение ширины водохозяйственной зоны возможно за счет включения в нее непригодных для сельскохозяйственного использования земель (песков, оползней, эродированных земель, болот, оврагов и т.п.);

– границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).

При этом ширина водоохранной зоны должна быть не менее указанной в п.3.1.2.

Запрещение по размещению стоянок транспортных средств относится к организации коллективных стоянок личных и государственных автомашин, не запрещая стоянку одиночных машин личного пользования.

3.3. По картографическим материалам

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос отражаются на картографических материалах.

В состав проекта включается обзорная карта водосборного бассейна в масштабе от 1:500000 до 1:50000; планы землепользования (по каждому землепользователю) в масштабе землеустройства (1:25000 или 1:10000), для садово-дачных и личных подсобных хозяйств в масштабе 1:5000-1:1000 с нанесением границ водоохранной зоны сплошной линией синего цвета, прибрежной защитной полосы сплошной линией красного цвета с указанием мест установки знаков.

На планово-топографических материалах землеустройства указывается размещение сельскохозяйственных культур, хозяйственных и других объектов, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Объекты, подлежащие выносу или ликвидации отмечаются крестом красного цвета. Указываются места, куда рекомендуется перенести тот или иной объект.

Указываются также места и контуры земель под облесение и залужение с нанесением установленных условных обозначений:

– ширина прибрежных защитных полос одного и того же водного объекта меняется в зависимости от уклона и угодий на участке и показывается на картографических материалах плавной линией;

– на планах землепользования указывается номер знака (в числителе) и расстояние от (уреза воды) водного объекта (в знаменателе), для рек – считая от устья;

– установка водоохранных знаков должна предусматриваться в характерных местах: возможных местах подъезда к водоему, моек машин, пастьбы скота, установки палаточных городков и т.д.;

– на слабообжитых территориях, занятых лесными и закустаренными массивами, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов

При проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос и при разработке комплекса водохозяйственных и природоохранных мероприятий по улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов следует учитывать:

– целевое назначение и специфику использования водного объекта и его водных ресурсов;

– возможные антропогенные воздействия на водные объекты в связи с развитием и интенсификацией сельского хозяйства или иной деятельности на водосборном бассейне;

– поступление загрязняющих веществ (особенно превышающих самоочищающую способность водного объекта);

– существующие нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

В каждом конкретном случае вопросы защиты водного объекта от загрязнения и засорения решаются по итогам обследования территорий, прилегающих к водному объекту и расположенных на ней объектов.

Особое внимание в проектных проработках должно быть уделено мероприятиям в прибрежной защитной полосе. В этом случае может быть рекомендовано:

– проведение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв и грунтов и для задержания твердого стока, содержащего загрязняющие вещества;

– проведение мероприятий по предупреждению попадания в водные объекты сосредоточенных и рассеянных загрязнений с водосборной площади;

– залужение прибрежной водоохранной полосы многолетними травами;

– проведение агролесомелиорации с посадкой кустарниковых и древесных пород в зависимости от климатических, топографических и почвенных условий. Лесополосы должны размещаться по внешней границе прибрежной защитной полосы с учетом дальнейшего расширения. Лесополосу рекомендуется делать шириной не менее 30 м;

– вынос с территории прибрежных защитных полос летних лагерей скота, ферм, навозонакопителей и других объектов-загрязнителей водных объектов (гаражей, складов горюче-смазочных материалов, мастерских и т.д.).

Рекомендации по проведению необходимых мероприятий с указанием сроков их реализации по каждому земле водопользователю даются в пояснительной записке к проекту и сводятся в таблицу (приложение Г).

На все мероприятия, предусмотренные проектом, составляются сметы по укрупненным стоимостным показателям в действующих ценах с определением источников финансирования.

В приложении к сводной смете указывается долевое участие землепользователей в финансировании для выполнения предусмотренных проектом мероприятий.

При этом учитывается, что установка водоохранных знаков на водных объектах, за исключением водохранилищ, переданных в особое пользование, возложена на бассейновые и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а на водохранилищах, переданных в особое пользование, на водопользователей.

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах

Проектом даются рекомендации по эксплуатации земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, исходя из конкретных условий. При этом могут быть даны рекомендации типового характера:

– в границах водоохранных зон не следует выращивать овощные и пропашные культуры, требующие внесения больших количеств азотных удобрений и применения пестицидов;

– планируя севообороты, земли в водоохранных зонах следует насыщать зерновыми и кормовыми культурами, не нуждающимися в интенсивной химической обработке;

– на склонах вспашку земель проводить поперек склона;

– проводить мероприятия по снегозадержанию;

– компостирование органических удобрений производить при соблюдении правил, исключающих их смыв в водные объекты;

– исключать внесение минеральных и органических удобрений по снегу или по замерзшей земле;

– обеспечивать равномерность распределения удобрений по полю с соблюдением допустимых нагрузок внесения на единицу площади, при этом (в случае смыва) содержание вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбного хозяйства, не должно превышать установленных предельно-допустимых концентраций;

– своевременно заделывать в почву внесенные удобрения;

– на территории водоохранных зон внесение удобрений должно выполняться с применением наземной техники;

– на территории прибрежной защитной полосы дискование почвы и подсев многолетних трав, для создания сенокосов с применением специальной техники, может производиться один раз в три года.

Допускается также первичная (разовая) вспашка для механизированной посадки леса и кустарника.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Рекомендации по согласованию и утверждению проектов водоохранных зон и их прибрежных защитных полос

4.1. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, зa исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По водохранилищам, предоставленным в особое пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

4.2. Проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовываются организацией – разработчиком проекта с землепользователями, местными органами исполнительной власти, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами рыбоохраны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и, после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, представляются администрации субъекта Российской Федерации на утверждение.

Организация контроля за установлением водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404, поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, а также соблюдение установленного режима их хозяйственного использования возлагается на водопользователей или землепользователей, земли которых примыкают к водным объектам.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выполнением водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления и охраной земель и специальные уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложение А

ЭКСПЛИКАЦИЯ земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе ______________________________________ (наименование водного объекта) на неурбанизированной территории ___________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)

га

Наименование административного района и землепользователя Площади, занимаемые в водоохранной зонеИз них в прибрежной защитной полосе
Всегов т.ч. по видам угодийВсегов т.ч. по видам угодий
пашнялуга и сенокосылес, кустарникиные виды угодийпашнялуга и сенокосылес, кустарникиные виды угодий
1234567891011

Примечание: в числителе указываются площади угодий на год составления проекта, в знаменателе – площади угодий с учетом осуществления водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом.

Приложение Б

ПЕРЕЧЕНЬ и краткая характеристика объектов, расположенных в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе _____________________________________ (наименование водного объекта) на территории ___________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района, землепользователя Наименование объектаКраткая характеристика технического состояния объекта и влияние его на водный объект
123

Примечание: объект, отмеченный звездочкой (*), расположен полностью или частично в прибрежной защитной полосе

Приложение Г

ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе ____________________________________, (наименование водного объекта) предусмотренные проектом на территории ____________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района и землепользователя Наименование объектаМероприятия, предусмотренные проектомСроки выполнения мероприятий, предусмотренные проектомСтоимость мероприятий, тыс.руб.Заказчик и финансирующая организация. Источник финансирования
123456

В ВК РФ приняты следующие нормы расстояния построек от воды : 50 метров для водоемов и рек длиной менее 10 км. 100 метров — ширина водоема или его длина от 10 до 50 км. 200 метров — если берег реки имеет протяженность свыше 50 км. 30 мая 2019 г

65 Водного Кодекса РФ рассказывает нам, что все зависит от размера водного объекта. Для речки или ручья длиной до 10 км водоохранная зона должна быть шириной 50 метров , и она совпадает по размерам с прибрежной защитной полосой. Если длина реки от 10 до 50 км — ширина охранной зоны устанавливается в 100 метров

Так, проектирование, строительство , реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в водоохранной зоне разрешаются при условии оборудования их сооружениями, которые могут обеспечить охрану водных объектов от загрязнения и истощения вод

Участок , находящийся в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, приобрести можно . Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.