от 7 дней
от 10 000 руб.
гарантия 6 месяцев
Особые экономические зоны (употребляется также термин – свободные экономические зоны) – отделенные от основной территории государства формы социализации и хозяйствования.
ОЭЗ или СЭЗ получают в юридическом отношении особый статус и большой перечень льгот и преимуществ, отсутствующих на остальной территории страны. Речь идет о специальных налоговых и таможенных послаблениях для отечественных или зарубежных предпринимателей.
Основная задача особой экономической зоны – создание пускового механизма для социального и экономического развития критически важных регионов, базовых отраслей и страны в целом.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей. Цель создания особых экономических зонЦели свободных экономических зон состоят в стимулировании экономического развития страны и налаживании внешнеэкономических связей. Особые экономические зоны создаются с целью:
- привлечения прямых иностранных инвестиций;
- создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
- развития экспортной базы;
- минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
- приближения производства к потребителю;
- использования более дешёвой рабочей силы;
Преимущества использования особых экономических зонИнвесторам предоставляется система льгот и преференций, а именно:
- особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
- готовая инфраструктура для развития бизнеса;
- большое количество рабочей силы;
- возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам;
- отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
- доступные рынки сбыта;
- возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости;
- льготная аренда зданий, офисов и участков земли;
- предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
- предоставление особого налогового режима (комплекс налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок либо полное отсутствие налоговых платежей);
- предоставление особого таможенного режима (процедура свободной таможенной зоны);
- возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
- более мягкие требования к защите окружающей среды;
- предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).
Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают следующие преимущества в виде:
- Льгот по налогообложению;
- Экономии на пошлинах и других видах платежей;
- Возможности привлекать персонал высокой квалификации;
- Возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.
Условия для полноценного функционирования особых экономических зонУсловия для полноценного функционирования особых экономических зон заключаются в следующем:
- Выгодное географическое положение;
- Наличие свободных площадей для развития;
- Высокая обеспеченность инфраструктурами;
- Возможность привлекать квалифицированные кадры;
- Возможность развивать внешнеэкономические связи;
- Наличие исторически сложившихся на данной территории видов деятельности.
Классификация действующих особых экономических зонКлассифицировать особые экономические зоны можно следующим образом:
- Территориальная особая экономическая зона. Создается для взаимодействия с другими регионами — ограниченного либо полного;
- Функциональная особая экономическая зона. Создается для выполнения определенных задач (для развития производства и так далее);
- Таможенная особая экономическая зона. В данном случае предоставляются существенные льготы по импорту и экспорту товаров;
- Налоговая особая экономическая зона. В этом случае предусмотрена частичная или полная отмена налогов и сборов;
- Финансово-инвестиционная особая экономическая зона. В этом случае предусмотрено применение пониженных ставок по налогам и сборам, пониженных процентов по полученным кредитам, а также льготного страхования;
- Административная особая экономическая зона – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, с упрощенными правилами выезда и въезда иностранных граждан.
Классификация действующих особых экономических зонВ зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот, особые экономические зоны делятся на:
- Логистические особые экономические зоны – территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.
- Промышленные особые экономические зоны – территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, а инвесторам предоставляются различные льготы.
- Технологические особые экономические зоны – территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (технопарки, технополисы).
- Туристические особые экономические зоны – территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, и оказываются услуги в сфере туризма.
ИтогиПо своей сути, особая экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. От других территорий страны особые экономические зоны отличаются следующим:
- Максимальными привилегиями по налогам, включая полное от них освобождение на определённый период времени;
- Действием льгот на ввоз продукции, необходимой для деятельности организаций;
- Сниженными тарифами на услуги ЖКХ;
- Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
На данных территориях ведётся совместное предпринимательство, и иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эти территории имеют и особый юридический статус. Особые экономические зоны в России позволяют решить ряд следующих задач:
- Создание новых мест работы для лиц, обладающих достаточной квалификацией;
- Стимулирование роста отечественных производителей, повышение объёмов инвестиций в производство;
- Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
- Привлечение в страну капитала из других стран.
Свободные экономические зоны в России
Особую роль ОЭЗ в экономике и социальной жизни РФ подтверждают сухие статистические данные.
В стране на сегодня функционируют:
- одна портовая;
- пятнадцать промышленных и производственных;
- семь технических (с целью внедрения);
- десять туристических/рекреационных зон.
Это больше трех десятков СЭЗ, 760 резидентов и 140 компаний с зарубежным капиталом из тридцати государств. За пятнадцать лет существования общая сумма инвестиций в свободные зоны превысила четыреста миллиардов рублей. Передовая форма хозяйствования позволила увеличить количество рабочих мест на сорок тысяч, а налоговых поступлений и таможенных сборов – на сто и пятьдесят миллиардов соответственно.
Правительством РФ утверждено создание еще трех ОЭЗ – в Нижегородской и Саратовской области, а также в Башкортостане.
Предполагается, что потенциальные инвестиционные вложения в новые зоны к концу десятилетия превысят 35 миллиардов рублей. Это снижение ресурсной нагрузки на бюджет страны и регионов.
Типы ОЭЗ
Обязательное условие для всех ОЭЗ в России – обеспечение инновационной инфраструктуры с совершенно новыми условиями взаимодействия. Но по ряду особых характеристик и признаков свободные зоны могут существенно различаться.
Каждая отдельная СЭЗ – это свой особый тип:
- хозяйствования;
- организации;
- интеграции в базовую экономику;
- вовлечения с учетом национальных особенностей;
- льгот и послаблений.
Развитие особых экономических зон в РФ входит в компетенцию специальной управляющей компании АО «Особые экономические зоны». Ее единственный и неизменный акционер – государство.
Льготы ОЭЗ
Свободные экономические зоны с разным целевым направлением – это благоприятные условия для определенных видов бизнеса, возможность пользоваться конкурентными преимуществами и реализация конкретных проектов.
Локализация производственных мощностей в РФ и выход на рынки Европы и Азии осуществляется за счет:
- Минимального администрирования.
- Льгот и преференций по налогообложению и таможенным сборам.
- Снижения стоимости аренды или выкупа земельных участков.
Инвестиционные проекты на начальной стадии реализации получают существенную и многогранную помощь от управляющей компании свободной зоны и подкрепляются юридическим сопровождением.
Создание ОЭЗ
Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.
Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.
Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.
ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.
Деятельность ОЭЗ
В нашей стране организация и деятельность свободных экономических зон (со сроком на сорок девять лет) осуществляется в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
В них действует льготный режим для предпринимательской деятельности и процедурные особенности свободной таможенной зоны.
Наиболее эффективными направлениями в РФ считаются:
- обрабатывающие и высокотехнологичные предприятия;
- курорты и объекты туризма и рекреации;
- портовая и транспортная инфраструктура;
- разработка и коммерциализация технологий;
- производство новой товарной продукции.
Указанные сферы деятельности в разных регионах России (особенно граничащих с соседними государствами) приносят стабильный доход и открывают перспективы для инновационного улучшения климата.
Сопровождение ОЭЗ
Большинству частных предпринимателей в свободных экономических зонах требуется серьезное сопровождение – при получении льгот и преференций, планировании с учетом инвестиций, развитии проектов и территорий.
Специализация и разделение целого ряда разнородных функций позволяют быстро и эффективно подготовить концепцию стратегии и развития бизнеса в ОЭЗ.
Все требования местных органов власти учитываются специалистами ГК “СЭНК” при сопровождении ОЭЗ.