Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.

Закрыть выпадающее окно

  • Моногорода, с которыми
    Фонд
    заключил генеральное соглашение
  • Моногорода, с которыми
    заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ
  • Моногорода, в которых
    заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
    (предполагается,
    что инфраструктура уже софинансируется).

Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.

В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.

Читайте также:  Росстат оценил показатели фгиса росстата

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

Зоны территориального развития

В соответствии с этим законом зона территориального развития — это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о зонах территориального развития).

Для того чтобы создать такую зону, необходимо несколько условий:

  • — указание в стратегии социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу ряда положений: 1) о создании зоны территориального развития; 2) о муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; 3) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах), которые субъект Российской Федерации планирует предоставлять резидентам зоны территориального развития; 4) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в зоне территориального развития; 5) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития;
  • — наличие документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования на территориях, на которых предполагается создание такой зоны.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением (ст. 8 Закона о зонах территориального развития). После принятия решения о создании зоны территориального развития заключается соглашение о функционировании зоны между Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. В этом соглашении необходимо отразить: этапы функционирования зон территориального развития, показатели оценки эффективности функционирования зоны на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов, меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам, и т.

Зона территориального развития создается на срок двенадцать лет, и ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа функционирования устанавливается соглашением.

В то же время, несмотря на выявленные различия, представляется целесообразным рассматривать эти зоны в качестве однородных явлений, поскольку они, по сути, представляют собой территорию с определенным правовым режимом осуществления инвестиционной деятельности. Кроме того, цель создания этих зон — это привлечение инвестиций в определенные сферы экономической деятельности.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 30. 2011 N 365-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.

(часть 1. 2 введен Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального, местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30. 2007 N 240-ФЗ, от 23. 2008 N 160-ФЗ, от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение (далее – соглашение о создании особой экономической зоны), которым устанавливаются:

1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

2) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или обязательства исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

3) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

4) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

5) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны.

5 введен Федеральным законом от 13. 2015 N 213-ФЗ)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

В сроки, предусмотренные указанным в части 4 настоящей статьи соглашением о создании особой экономической зоны, также устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;

2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;

3) прилегающая к особой экономической зоне территория, общая площадь которой не может превышать указанную в частях 2 и 2. 3 статьи 4 настоящего Федерального закона площадь;

4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом условия.

(часть 4. 1 введена Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Описание местоположения границ особой экономической зоны осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” для описания местоположения границ объекта землеустройства.

(часть 4. 2 введена Федеральным законом от 29. 2015 N 184-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

О продлении срока существования особых экономических зон, созданных до 01. 2012, см. Федеральный закон от 03. 2018 N 176-ФЗ.

Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

(в ред. Федерального закона от 30. 2007 N 240-ФЗ)

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 03. 2006 N 76-ФЗ)

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

Зоны территориального и опережающего развития

Зона территориального развития (ЗТР) — часть территории субъекта Российской Федерации, резидентам которой предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику.

Перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР устанавливается исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня:

  • • доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
  • • уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
  • • среднегодовые показатели развития промышленного производства;
  • • среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;
  • • величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму;
  • • показатель миграционного прироста;
  • • уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;
  • • доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
  • • доля длительной (более одного года) безработицы.

Муниципальное образование, на территориях которого предполагается

создание ЗТР, должно соответствовать установленным для субъекта РФ предельным значениям следующих показателей:

  • • среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
  • • среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;
  • • среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;
  • • иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Создание ЗТР и ОЭЗ на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера не допускается. Зона территориального развития создается на срок 12 лет.

Ключевыми мерами государственной поддержки резидентов ЗТР являются:

  • • предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов;
  • • создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • • предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • • предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам;
  • • иные меры государственной поддержки в соответствии с действующими или принимаемыми нормативными правовыми актами.

Стоит отметить, что на сегодняшний день применение такого механизма повышения инвестиционной привлекательности территорий регионов как создание зон территориального развития не получило широкого распространения в России. Во многом, это выступает результатом еще не понятных как для инвесторов, так и органов региональной и местной власти правил их создания и значительной схожести с механизмом ОЭЗ.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Правовые основания для создания территорий опережающего развития заложены утвержденным Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Согласно закону ТОР создается на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органами МСУ. Территория опережающего социально-экономического развития может быть создана на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. Однако ТОР не может быть создана в границах ОЭЗ или ЗТР, и наоборот — данные территориальные образования не могут входить в ее состав.

Для целей управления ТОР создаются специальные управляющие компании, осуществляющие следующие функции:

  • • застройка объектов инфраструктуры и обеспечение их функционирования;
  • • ведение реестра резидентов и предоставления им услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг по таможенному оформлению);
  • • осуществление функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;

• получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.

Финансирование создания объектов инфраструктуры ТОР должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Предполагается, что ТОР станут главными точками регионального роста, привлечения инвестиций в организуемые индустриальные (промышленные) или технологические парки.

Аналогично с ОЭЗ и ЗТР на территориях опережающего развития устанавливается особый правовой и таможенный режимы осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:

  • • установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды;
  • • приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
  • • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • • освобождение от уплаты налогов па имущество организаций и земельного налога и др.

Кроме того, указанным законом предусматривается создание подобных территориальных образований в монопрофильиых муниципальных образованиях, характеризующихся наиболее сложным социально-экономическим положением.

Первые три ТОР на Дальнем Востоке созданы на основании постановлений Правительства РФ, подписанных премьер-министром Д. Медведевым. Так, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 630 создается ТОР «Хабаровск» на территориях города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и Ракитиенского сельского поселения Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. — ТОР «Комсомольск» на территориях городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 629 — ТОР «Надеждинская» на территории Надеждинского муниципального района Приморского края.

Ожидается, что общий объем инвестиций в создаваемые ТОР составит около 50 млрд руб. , а число рабочих мест — более 6 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в 2015—2017 гг. будет финансироваться за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников в размере не менее 3,4 млрд руб. В рамках ТОР будут созданы предприятия металлургии, авиастроения, транспорта и логистики, а также пищевой промышленности.

(ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Согласно закону ТОР создается на 70 лет но решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органами МСУ. Территория опережающего социально-экономического развития может быть создана на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. Однако ТОР не может быть создана в границах ОЭЗ или ЗТР, и наоборот — данные территориальные образования не могут входить в ее состав.

  • • застройка объектов инфраструктуры и обеспечение их функционирования;
  • • ведение реестра резидентов и предоставления им услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг но таможенному оформлению);
  • • осуществление функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • • получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.
  • • установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды;
  • • приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
  • • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • • освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и др.

Кроме того, указанным законом предусматривается создание подобных территориальных образований в монопрофильных муниципальных образованиях, характеризующихся наиболее сложным социально-экономическим положением.

Первые три ТОР на Дальнем Востоке созданы на основании постановлений Правительства РФ, подписанных премьер-министром Д. Медведевым. Так, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 630 создается ТОР «Хабаровск» на территориях города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и Ракитненского сельского поселения Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. — ТОР «Комсомольск» на территориях городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 629 — ТОР «Надеждинская» на территории Надеждинского муниципального района Приморского края.

Соколова ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – НОВЫЙ

ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В последнее десятилетие экономического развития Российской Федерации наблюдаются существенные диспропорции в социально-экономическом росте отдельных регионов страны. С целью сокращения подобных различий в стране принимаются различные меры экономического стимулирования, в том числе путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. В статье проведен анализ понятия и особенностей формирования зон территориального развития, а также мер государственной поддержки муниципальных образований. Рассмотрены критерии выбора конкретных муниципальных образований, которые могут претендовать на создание на своей территории подобных зон.

Ключевые слова: зона территориального развития, особая экономическая зона, привлечение инвестиций, муниципальные образования, субъекты РФ.

Svetiana Sokoiova ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT – THE

NEW INSTRUMENT OF THE STATE SUPPORT OF MUNICIPALITIES

Abstract. In the last decade of economic development of the Russian Federation are observed essential disproportions in the social and economic growth of certain regions of the country. For the purpose of reduction of similar distinctions in the country are taken various measures of economic incentives, including by formation offavorable conditions for attraction of investments.

In article is carried out the analysis of concept and features of formation of zones of territorial development, and also measures of the state support of municipalities. Criteria of a choice are considered of concrete municipalities which can apply for creation in the territory of similar zones.

Keywords: Territorial development zone, special economic zone, attracting investment, municipalities, the subjects of the Russian Federation.

Зона территориального развития представляет собой особый правовой статус, получаемый частью территории субъекта РФ на определенный период времени. Такой период определен Федеральным законом сроком на 12 лет. В течение действия такого особого правового статуса для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на территории зоны территориального развития, предоставляется ряд льгот, а также возможны другие меры государственной поддержки различного уровня.

Меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом, не ориентированы на конкретные отрасли экономики страны, поэтому речь может идти о финансировании инвестиционных проектов, касающиеся различных сфер экономической деятельности.

Меры государственной поддержки могут быть представлены в виде бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ, налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, субсидий для поддержки предпринимательства, гарантий по кредитам. Помимо

этого речь идет о создании объектов энергетики, транспорта, находящихся в федеральной собственности и необходимых для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов.

Кроме того, исполнительные и законодательные органы власти субъекта Федерации, в котором предполагается создание зоны территориального развития, могут предусматривать и иные дополнительные программы финансирования хозяйствующих субъектов за счет собственных средств.

Для предпринимателей-резидентов зоны территориального развития вводится специальный упрощенный правовой режим, предусматривающий два вида мер: безусловные, которые резидент получает при обретении своего статуса, и условные – право на них резидент получает после подачи заявки и при условии получения денег из федерального бюджета.

Вне зависимости от бюджетных возможностей резидентам зоны территориального развития предоставляются инвестиционный налоговый кредит, упрощенный порядок предоставления аренды с минимальной арендной платой, налоговые льготы и пониженные налоговые ставки на уровне субъекта.

Госгарантии, субсидии, создание объектов капитального строительства связаны с формированием бюджета, поэтому набор этих мер поддержки будет формироваться в зависимости от того, что предполагается к реализации в бюджете.

Виды мер поддержки будут определяться губернатором по согласованию с уполномоченным федеральным органом, исходя из возможностей формируемого бюджета. При приеме заявок резидентов сразу же публикуются ключевые критерии отбора, такие как количество создаваемых рабочих мест, объем инвестиций по инвестиционной декларации и др. Если данные заявки будут учтены при формировании бюджета и зона территориального развития получает средства, они распределяются резидентам в соответствии с проведенным отбором.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. При этом Правительство РФ утверждает перечень субъектов, на территориях которых допускается создание зон территориального развития. Если субъект РФ входит в этот перечень, то высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может подать в Правительство страны заявку на создание зоны территориального развития. К такой заявке обязательно прилагается решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития.

Таким образом, предполагается создавать зоны территориального развития, как в Европейской, так и в Азиатской частях России. В Европейской части – преимущественно в южных регионах: на территории семи субъектов Северо-Кавказского и двух субъектов Южного федеральных округов. В Азиатской части – в пяти субъектах Дальневосточного и четырех – Сибирского федеральных округов. В Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах выделены по одному субъекту РФ. По видам субъектов РФ – на первом месте республики (их одиннадцать), а также четыре области, два края и одна автономная область.

Правительства перечисленных субъектов РФ могут подавать в Правительство страны заявки на создание зон территориального развития в муниципальных образованиях, расположенных на их территории, при этом в стратегии социально-экономического развития субъекта на долгосрочную перспективу обязательно должны быть указаны конкретные меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы), которые субъект РФ планирует предоставить резидентам зоны территориального развития, а также объемы инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в предполагаемой зоне. Кроме того, в стратегии развития необходимо отразить значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития и которые должны

отражать рост значений таких показателей, как доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям; уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, среднегодовые показатели развития промышленного и сельскохозяйственного производства, среднедушевой доход и прожиточный минимум. Обязательным условием является уменьшение показателей миграционного прироста, уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, доли длительной (более одного года) безработицы и доли ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда.

Регионы РФ, на территории которых допускается создание зон территориального

Субъект РФ, на территории которого допускается создание зон территориального развития Федеральный округ, в состав которого входит субъект РФ

Республика Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский

Еврейская автономная область Дальневосточный

Кроме того, на территории одного муниципального образования не допускается создание зоны территориального развития и особой экономической зоны, поскольку особые экономические зоны также дают определенные преференции при осуществлении предпринимательской деятельности. Также нельзя создавать зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока страны.

В субъектах РФ, попавших в перечень, утвержденный Правительством страны, начались работы по разработке предложений о муниципальных образованиях, на территории которых возможно создание зон территориального развития. Например, правительством Амурской области в декабре 2013 г. было принято решение включить в список территорий

– среднегодовыой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на ду1у населения – не более 166 тыс. руб

– среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения – не более 110,2 тыс. руб

– среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы – не более 26 тыс.

Кроме того, обязательным условием является наличие не менее пяти инвестиционных проектов частных инвесторов, реализуемых или планируемых к реализации на территории муниципалитета.

В перечень включаются муниципалитеты, имеющие значение интегрального показателя 5 баллов (по 1 баллу за соответствие каждому из вышеперечисленных условий), к которым относятся города Благовещенск, Райчихинск и Благовещенский район. Окончательное решение будет принимать Правительство Российской Федерации.

Таким образом, создание зон территориального развития, на территории которых будут предоставлены меры государственной поддержки путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику и создан специальный правовой режим для предпринимательской и другой экономической деятельности резидентов этой зоны, может стать существенным толчком в социально-экономическом развитии муниципальных образований и поднять уровень жизни их населения.

ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Федеральный закон. Выпуск 23. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 20 с.

Постановление Правительства РФ №326 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» от 10. 2013 // Российская газета. – 16. 2013.

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Всего создано 23 ТОР Трутнева и при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *