Статья 97 постоянный государственный контроль надзор

## Постоянный государственный контроль (надзор)

## Определение постоянного государственного контроля (надзора)

Под постоянным государственным контролем (надзором) в целях настоящего Федерального закона понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора), указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.

## Виды постоянного государственного контроля (надзора)

Постоянный государственный контроль (надзор) может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора, и федерального государственного пожарного надзора.

## Определение объектов постоянного государственного контроля

Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля исходя из наличия на таких объектах повышенных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.

## Действия инспекторов в ходе постоянного государственного контроля

В ходе постоянного государственного контроля (надзора) инспекторы могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование.

## Права контролируемых лиц

Контролируемые лица обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного государственного контроля (надзора), документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

## Порядок осуществления контроля

Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора), включая порядок взаимодействия контрольных (надзорных) органов, устанавливается положением о виде контроля.

Дата публикации: 10.04.2023

## Формы и методы государственного контроля (надзора)

Контроль и надзор со стороны органов публичной власти за осуществлением предпринимательской деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, необходим для предотвращения катастроф экологического характера, борьбы с криминализацией предпринимательских отношений в сфере экологии и природопользования. Эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности напрямую зависит от правильного выбора форм и методов государственного контроля (надзора).

Государственное регулирование в специальной литературе

Государственное регулирование в специальной литературе рассматривается как установление общепризнанных и общеобязательных правил поведения для участников общественных отношений. В связи с этим государственное регулирование в сфере окружающей природной среды возможно рассматривать как деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, связанную с организацией и образованием единого управленческого механизма по выработке решений, влияющих на деятельность предпринимателей, осуществляющих природопользование.

Читайте также:  Публичная кадастровая карта Тульская область, город Тула, проезд Песчаный 8-й, дом №14 2022 года

Регулирование в сфере окружающей природной среды

В данной сфере регулирование осуществляется через управление объектами окружающей природной среды и установление обязательных требований, а также осуществление контроля и надзора за деятельностью природопользователей.

Список статей по государственному регулированию

  1. Абрамкина Д.А. Экологические налоги и сборы / Д.А. Абрамкина, Л.М. Зайдуллина, В.А. Лапина, Д.Р. Равилова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 13–17.

  2. Зубарев С.М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? / С.М. Зубарев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 43. С. 72–93. DOI: 10.17072/1995-41902019-43-72-93. EDN: QQGFAL.

  3. Кичигин Н.В. Законодательное обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды / Н.В. Кичигин // Журнал российского права. 2008. № 10. С. 45–51.

  4. Колычев А.М. Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для академического бакалавриата / А.М. Колычев, И.М. Рассолов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2019. 403 с.

  5. Нагорных Р.В. О совершенствовании административно-правового регулирования в условиях цифровизации экономики / Р.В. Нагорных // Юридическое образование и наука. 2021. № 3. С. 39–44. DOI: 10.18572/1813-1190-2021-3-39-44. EDN: WFOFCL.

  6. Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) / Ю.Ш. Никонова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 202–210.

  7. Осипов М.Ю. Понятие и особенности целей и способов правового регулирования / М.Ю. Осипов // Современное право. 2008. № 11. С. 14–17.

  8. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды : монография / Т.В. Петрова. Москва : Зерцало, 2000. 185 с.

  9. Румянцев Н.В. Экологическое право России : учебное пособие / Н.В. Румянцев, Н.Д. Эриашвили, С.Я. Казанцев. 5-е изд., перераб и доп. Москва : Юнити-Дана, 2020. 367 с.

  10. Тихомиров Ю.А. О теории правового регулирования: Сравнительный анализ / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2009. № 12 (156). С. 5–13.

Остальные статьи

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляют специалисты отдела государственного надзора и контроля Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства.

Государственный контроль в России

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов.

Эта деятельность включает в себя профилактику нарушений обязательных требований, оценку соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявление нарушений, принятие мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, а также устранение и восстановление правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Консультирование и сотрудничество

В соответствии с законодательством России, организации и индивидуальные предприниматели могут получить консультации от должностных лиц Министерства образования и науки Челябинской области по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Порядок взаимодействия

Правительство России отменило плановые проверки до 2030 года, что привело к сокращению количества проверок по сравнению с 2019 годом. Однако, внеочередные проверки в 2023 году все равно будут проводиться, но только на основании рисков нарушения обязательных требований.

Хотя профилактические мероприятия стали более приоритетными – количество профилактических визитов за 2022 год увеличилось в 1,7 раза, по сравнению с проверками.

Руководителям организаций в образовании

Для улучшения сотрудничества с контролирующими органами при осуществлении государственного контроля в сфере образования, предлагаем ответить на анкету оценки удовлетворенности реализацией мероприятий федерального государственного контроля в этой сфере.

Помощь предпринимателям

Минэкономразвития России создало видеоролик, который поможет предпринимателям быть готовыми к проверкам и знать свои права.

Один из основных трендов 2022 года – увеличение использования профилактических мероприятий после введения моратория на плановые проверки.

Профилактические визиты против проверок

По итогам 2022 года впервые количество профилактических визитов превысило количество проверок: в среднем профилактических визитов проведено в 1,7 раза больше, чем проверок. Наряду с профилактическими визитами контрольные органы используют еще один профилактический инструмент— объявление предостережения.

Объявление предостережения

Предостережение— это вид профилактического мероприятия по информированию предпринимателя о возможных или незначительных нарушениях обязательных требований, один из методов реагирования контрольного органа.

Профилактические визиты и предостережения как инструменты профилактики использовались в 2022 году в большинстве регионов страны. При этом на предостережения пришлось 72% от всех профилактических мероприятий за 2022 год. На практике у предпринимателей больше шансов получить предостережение, чем столкнуться с проверкой, стоит знать свои права при объявлении предостережения.

Закон о контроле

1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Закон о контроле), ключевой особенностью которого является реформа контрольной (надзорной) деятельности и смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений.

Введение Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусматривает:

  • риск-ориентированный подход (частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта);
  • приоритет профилактики (вводится 7 видов профилактических мероприятий, например, обобщение правоприменительной практики и меры стимулирования добросовестности);
  • уход от палочной системы (контроль оценивается по предотвращениям);
  • отказ от проверки как единственного мероприятия (вводятся контактные и бесконтактные способы осуществления контроля (надзора).

Важное изменение

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ вносит значительные изменения в контрольную деятельность, сдвигая акцент с проверок на профилактику и предотвращение нарушений.новые подходы к контрольной деятельности ставят свои задачи по минимизации административного давления на бизнес и содействию развитию предпринимательства.

Статья 97 постоянный государственный контроль надзор

– информатизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде);

– учет видов контроля (создается реестр видов контроля).

Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Сокращение сроков проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (примечание: ранее срок составлял максимум 20 рабочих дней).

Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.

Выездная проверка – не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено – не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

Инспекционный визит – не более 1 рабочего дня на одном объекте.

Рейдовый осмотр – не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).

Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия

Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

В Законе о контроле перечислены 12 грубых нарушений (статья 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Распоряжением Правительства Ростовской области от 09.04.2021 № 261 создана рабочая группа по вопросам реализации мероприятий органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, необходимых для реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В связи с проведенной реформой контрольно-надзорной деятельности актуализирован перечень видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области. На территории региона проводится 28 видов контроля (надзора), реализуемых 15 контрольными (надзорными) органами:

– региональный государственный жилищный контроль (надзор);

– региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

– региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области;

– региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле;

– региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия;

– региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

– региональный государственный экологический контроль (надзор);

– региональный государственный геологический контроль (надзор);

– региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными;

– региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

– региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области;

– региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области;

– региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;

– региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

– региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

– региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

– региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

– региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;

– региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

– региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;

– региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения в Ростовской области;

– региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

– региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;

– региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

– региональный государственный строительный надзор;

– региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Ростовской области.

Список региональных органов контроля

1. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;

2. Министерство транспорта Ростовской области;

3. Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области;

4. Министерство труда и социального развития Ростовской области;

5. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

6. Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области;

7. Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;

8. Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области:

9. Государственная жилищная инспекция Ростовской области;

10. Региональная служба по тарифам Ростовской области;

11. Управление ветеринарии Ростовской области;

12. Департамент потребительского рынка Ростовской области;

13. Комитет по управлению архивным делом Ростовской области;

14. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области;

15. Министерство культуры Ростовской области.

Список региональных органов контроля, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля в части переданных полномочий

2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

3 Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Список территориальных подразделений федеральных органов контроля

1. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

2. Главное управление МЧС России по Ростовской области;

3. Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия;

5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;

6. Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области;

7. Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

8. Южное таможенное управление;

9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области;

10. Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

11. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу;

12. Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

13. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области;

14. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области;

15. Государственная инспекция труда в Ростовской области;

16. Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Механизмы досудебного обжалования

С 1 июля 2021 года процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзор) доступна для наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора), используя по возможности различные формы публичной коммуникации, включая официальные аккаунты органов власти в социальных сетях, центры «Мой бизнес», МФЦ, региональные сообщества и общественные организации, печатные и интернет СМИ, телеканалы и радиостанции.

Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности, в которую входят:

  1. ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;

  2. индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Мораторий на проверки

В рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий до конца 2022 года на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, установленного постановлением, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С 09.04.2022 на портале государственных услуг Российской Федерации предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает мораторий, установленный постановлением. Процедура рассмотрения такой жалобы составляет 1 рабочий день. В случае выявления нарушения моратория проверка будет отменена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *