Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Другие сферы деятельности

Имплантация Зубов Под КлючШтакетник металлический, купить евроштакетник для забораГлавная – Архиерейское подворье храма святых преподобных отцов Киево-ПечерскихРабота в Москве – вакансии и резюме, обзоры зарплат, поиск работыДизайн Студия Affetta. ru — создание и развитие E-commerce проектовМагазин готовых парок и пуховиков из Италии, купить в Москве доставка по РФMetallium Modern – производство автоматизированного оборудованияДрузья национального парка “Нижний хопер”Путешественник – Ещё один сайт на WordPress

Поделиться

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Материалы по теме

JLL добавила гибкости петербургскому офисуКомпания открыла свой офис после обновлений, в результате которых здесь появились новые зоны для коллаборации, проведения встреч и перезагрузки.

Новые назначения в JLLРуководителем отдела по работе с владельцами офисных помещений назначен Дмитрий Клапша, а директором по развитию бизнеса этого же отдела – Кирилл Бабиченко.

Алексей Лазутин, руководитель отдела инвестиционных продаж и корпоративных услуг IPG. Estate, о земельных участках в Петербурге

Спрос на земли под жилую застройку, действительно, остается чрезвычайно высоким на рынке Санкт-Петербурга. Земельных участков с видом разрешенного использования под жилую застройку практически не осталось в открытой продаже. Причина тому – акти. Далее

Количественные показатели риска

К числу показателей, позволяющих оценить состояние безопасности какой-либо системы, относятся индивидуальный, технический, социальный, экологический и экономический риск.

Индивидуальный риск (Ru) обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Он представляет собой отношение числа тех или иных реализовавшихся для человека опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель на производстве) к возможному числу за определенный период времени:

(4)

где P(t) — число пострадавших (погибших) в единицу времени / от определенного фактора f; L — число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t.

Например, риск гибели человека на производстве в течение года может быть определен, если известны статистические данные о занятых в производственной деятельности людей (L) и количестве несчастных случаев на производстве в течение года со смертельным исходом (Р). В России риск гибели на производстве находится на уровне 10-4. Источники и факторы индивидуального риска приведены в таблице.

Технический риск (Rm) — комплексный показатель надежности элементов техносферы. Он выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений:

(5)

где ΔT — число аварий за единицу времени t на идентичных системах и объектах; Т — число идентичных технических систем и объектов, подверженных общему фактору риска f.

Экологический риск (Rэ) выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:

Rэ=ΔО(t)/O (6)

где ΔО — число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; О — число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории.

Масштабы экологического риска Rтэ можно оценивать процентным соотношением площади кризисных или катастрофических территорий ΔS к общей площади рассматриваемого биогеоценоза S:

ΔM=G + F-U-V (9)

где G — численность родившихся за наблюдаемый период; F — численность прибывших в данную местность на постоянное местожительство; U — число умерших и погибших; V — число выехавших в другую местность (уволившихся).

В этой формуле G — U характеризует естественный, a F — V — миграционный прирост населения на территории (текучесть кадров).

Положительные значения уровней экологичности позволяют разделять территории по степени экологического благополучия, и наоборот, отрицательные значения уровней — по степени экологического бедствия. Кроме того, динамика уровня экологичности территории позволяет судить об изменении экологической ситуации на ней за длительные промежутки времени, определить зоны экологического бедствия (демографического кризиса) или благополучия.

Потенциальный территориальный риск — частота реализации поражающих факторов в рассматриваемой точке территории. Данный показатель характеризует пространственное распределение опасности по объекту и близлежащей территории.

Потенциальный риск не зависит и от того, находится ли опасный объект в многолюдном или пустынном месте и может меняться в широком интервале. Потенциальный риск выражает собой потенциал максимально возможной опасности для конкретных объектов воздействия (реципиентов), находящихся в данной точке пространства.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Распределение потенциального риска вблизи территории химически опасного объекта:1 — изолинии равного риска; 2, 3, 4, 5 — зоны соответственно чрезвычайно высокого, высокого, приемлемого и низкого риска

На рисунке показано распределение потенциального территориального риска химически опасного объекта, характеризующего максимальное значение частоты поражения человека от возможных аварий для каждой точки площадки объекта и прилегающей территории. Изолинии ограничивают зоны равного риска. Цифрами у изолиний указана частота смертельного поражения человека за один год, при условии его постоянного местонахождения в данной точке.

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

– Михайло Ломоносов говорил когда-то, что могущество России будет прирастать Сибирью. На сегодняшний день главный российский ресурс – это Арктика. Тридцать лет назад у нас здесь был ледокольный флот, круглосуточная навигация, полярная авиация, северный завоз, гидрометеорологические станции. И всё это не просто было, а работало в полную силу. С началом перестройки про Арктику просто забыли. Богдан Васильевич, как вы считаете, Россия вернёт былое влияние в регионе?

– Несмотря на то, что история освоения Ледовитого океана русскими берёт начало в XII веке, и она отмечена большими прорывами в исследовании Арктики в конце XIX и XX веках, хочу со всей ответственностью отметить, что в современной России активное возрождение научных исследований в Арктике только начинается.

Арктика, конечно, затратна, но она окупится сторицей. Там ведь есть не только нефть и газ, но также медь, никель, руды, много чего есть и неразведанного. Надо развивать транспортную систему, наше присутствие на Шпицбергене.

В первые десятилетия XXI века Арктика превратилась в новое глобальное игровое поле, на котором хотят развивать научный, экономический и политический диалог с арктическими государствами страны Азии и континентальные европейские государства. Довольно динамичные изменения в регионе создают не только дополнительные возможности, но и новые вызовы, риски.

И в этой связи нельзя переоценить выдающуюся роль науки и научных исследований в принятии политических решений относительно Арктики. Знания, основанные на рекомендациях экспертов и результаты научных исследований – основа политических решений в вопросах развития Арктической зоны и обеспечения безопасности экономических и национальных интересов. А также важное условие успешного международного сотрудничества.

– Богдан Васильевич, каковы, по вашему мнению, главные угрозы и риски для арктических территорий?

– В Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года, которую утвердил президент РФ, обозначены все возможные риски: природные, техногенные, биолого-социальные.

В Арктике существуют как климатические и природные, так и техногенные источники чрезвычайных ситуаций. К основным климатическим условиям и природным источникам чрезвычайных ситуаций относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; наводнения (весна, осень), ледяные заторы, подвижка льдов; снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы) и гололедица; ландшафтные пожары (тундра, мелколесье).

На территории районов Крайнего Севера находится большое количество потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Это объекты нефти и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами, производственные предприятия. Таким источником служит и транспортная инфраструктура Арктики. Это в первую очередь Северный морской путь, а также местные и кроссполярные авиатрассы.

Силы и средства, находящиеся в Арктической зоне, относятся к различным федеральным органам исполнительной власти (МЧС, Минтранс, Пограничная служба ФСБ, Минобороны, Росгидромет, ФГУП «Росатом» и другие), субъектов и муниципалитетов.

Кроме этого, в соответствии с требованиями российского законодательства, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, имеют либо собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, либо привлекают профессиональные аварийно-спасательные формирования на договорной основе.

Анализ деятельности РСЧС в материковой части АЗ РФ показывает, что система в целом имеет достаточно сил и средств для решения задач, стоящих перед ней.

12 мая 2011 года государства-члены Арктического совета подписали соглашение о морском сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. В этом документе установлены чёткие границы поисково-спасательных районов и определены координирующие структуры и поисково-спасательные ведомства приарктических государств. В России это Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ), Главный авиационный координационный центр поиска и спасения (ГАКЧПС), Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Структуры МЧС России в этом перечне отсутствуют, Министерство внесено в документы лишь как компетентное ведомство страны.

Стратегическое значение для России в обеспечении реализации международных обязательств по заключённому соглашению трудно переоценить. Уже сегодня со стороны соседних государств начинает продвигаться тезис о невозможности обеспечения безопасности Россией в своей зоне реагирования и необходимости помощи размещения своих спасательных сил и средств.

Есть, чему удивляться, и есть, чем удивить

– К сожалению, в настоящее время имеются предпосылки для таких заявлений наших зарубежных партнёров. Объективный анализ сил и средств подразделений Федерального агентства воздушного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта, определённых международным соглашением как поисково-спасательные ведомства России в Арктике, показывает, что их возможности по реагированию в закреплённой зоне ограничены.

Один из примеров – это поисково-спасательные работы, связанные с аварией теплохода «Виктор Корякин» в районе полуострова Рыбачий. На борту судна находилось 12 членов экипажа. Российские суда подойти к месту аварии не могли, поскольку там продолжался шторм с высотой волн до 6 метров. Использовать вертолёты для спасения людей сочли невозможным, так как в районе происшествия дул очень сильный ветер до 37 метров в секунду. Команду теплохода снял норвежский вертолёт-спасатель береговой охраны Норвегии. Ураган не помешал норвежским спасателям выполнить задачу и спасти весь экипаж судна.

Анализ аварийности на море и опыта проведения спасательных работ показывает, что суда в основном гибнут или терпят бедствие в прибрежных водах. При этом наиболее эффективными средствами спасения являются специальные спасательные вертолёты и специальные спасательные небольшие суда с профессионально подготовленными экипажами.

Кроме этого, нужны ещё и обученные пловцы-спасатели, которые спускаются с вертолётов на гибнущее судно или прямо в воду. Госморспасслужба недостаточно укомплектована такими специальными средствами и людскими ресурсами.

Справедливости ради надо отметить, что, к сожалению, и структуры МЧС России, находящиеся в данном регионе, не до конца оснащены необходимыми силами и средствами.

– Скажите, а интеграция АКСЦ МЧС России в систему поиска и спасения в Арктическом регионе способна решить указанные проблемы?

– Деятельность и вектор развития АКСЦ МЧС, на наш взгляд, должны базироваться как на основе отечественного опыта, например, организации Борнео, деятельности полярных станций Росгидромета и т. , так и на передовом зарубежном опыте в области поиска и спасения.

Так, при обобщении зарубежного опыта можно сделать несколько основополагающих выводов.

Первое. Основным условием успешно проведённой спасательной операции является незамедлительно принятое решение о применении спасательных средств, и это необходимо учитывать при организации связи и взаимодействия АКАСЦ с координирующими структурами, категорически исключая дублирования функций и полномочий.

Второе. Главными спасательными средствами в операциях в прибрежных водах являются специальные спасательные вертолёты, спасательные всепогодные боты и лишь на третьем месте – большие спасательные суда.

И третье. Дополнительно снижают эффективность поисково-спасательных операций тактико-технические показатели привлекаемых авиационных средств. Так, отечественные вертолёты «Ка-32» способны работать при скорости ветра до 20 м/с, «Ми-8» – до 15 м/с. Имеются у них и ограничения по работе в ночное время. А, к примеру, Швеция имеет в постоянной готовности до восьми вертолётов Super Puma, которые могут применяться в ночное время и при скорости ветра до 45 м/с.

– А есть что-то, чем мы можем удивить наших коллег из арктических государств?

– Возвращаясь к отечественному опыту, хотелось бы отметить многолетнюю успешную организацию российскими специалистами ледового лагеря Борнео. Особое место, с точки зрения развития спасательных технологий в Арктике, занимает уникальный опыт по разворачиванию ВПП с использованием вертолётных групп при поддержке транспортных самолётов. Имеется у нас в стране и опыт подготовки пловцов-спасателей, например, в Архангельской областной службе спасения разработаны и методики подготовки. У Российского института мощного радиостроения в Санкт-Петербурге есть успешный опыт в одной из основных проблемных областей – организации связи в условиях Арктики. Там созданы две сети радиосвязи пограничных войск ФСБ, на базе одной из которых организован основной канал связи между островом Александры Земли Франца-Иосифа (РУ ЦР «Нагурское» и материком город Архангельск – РЦ УС ФСБ). Организованный канал связи успешно функционирует в настоящее время.

Обобщение, внедрение и использование этого опыта в деятельности ААСЦ позволило бы реализовать, к примеру, следующую систему реагирования. Десять спасательных вертолётов базируются в АКАСЦ.

Для увеличения зоны их реагирования предлагается разместить НЗ топлива на вертолётных площадках расположенных на материковой части и на островах. В Арктическом регионе имеется большое количество таких мест, в том числе в расположении постоянно действующих объектов Росгидромета, газовиков, нефтяников и подобных. На западе и востоке располагаются транспортные самолёты, находящиеся на постоянном дежурстве. Там же склады с дополнительным спасательным оборудованием и ГСМ на случай поддержки вертолётных групп или ликвидации крупномасштабного ЧС. При такой организации АКАСЦ МЧС России будут способны реагировать в любой точке зоны ответственности России в Арктике.

«Арктика без опасности»

– Какие научные тематики, связанные с Арктикой, вы бы назвали приоритетными для университета?

– Согласно плану НИОКР МЧС России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов коллектив университета совместно с ВНИИ ГОЧС выполняет научно-исследовательскую работу на тему: «Анализ оснащения пожарно-техническим вооружением, спасательным оборудованием, специальной защитной экипировкой, подразделений всех видов пожарной охраны, работающих в условиях Крайнего Севера и в Арктической зоне, а также технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации».

В инициативном порядке мы продолжаем проведение научно-исследовательских работ, посвящённых обеспечению комплексной безопасности Арктического региона РФ.

Университетом, совместно с Департаментом образовательной и научно-технической деятельности, разработано положение о Центре компетенции по обеспечению безопасности Арктической зоны Российской Федерации. Основной целью деятельности Центра является повышение эффективности реализации полномочий органов управления, сил и средств МЧС России по обеспечению безопасности Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевую роль в подготовке кадров к действиям в условиях арктической зоны играют арктические комплексные аварийно-спасательные центры. Они должны укомплектовываться сотрудниками, прошедшими специальную арктическую подготовку или переподготовку в учебной системе МЧС России. Следует отметить опыт университета по созданию системы дистанционного обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона».

В масштабе университета проект реализован в классе подготовки спасателей к действиям в условиях арктической зоны, где используется разработанный информационно-обучающий веб-портал «Арктика без опасности». На базе представительства университета в учебно-научном центре «Вытегра» обучающиеся получают практические навыки проведения поисково-спасательных работ, приёмов оказания первой медицинской помощи в Арктике, применения технических и транспортных средств в условиях пониженных температур.

И в заключение нашей беседы хочу сказать, что гарантированное спасение и сохранение жизни человека при его нахождении в Арктике – одна из приоритетных задач МЧС России в Арктическом регионе. Мы сейчас выполняем эту задачу на профессиональном уровне, а с новыми подходами, новыми мыслями, новыми идеями пропишемся в Арктической зоне постоянно.

Ключевые изменения законодательства в 2021 году

  • Обязанность работодателя провести оценку профессиональных рисков в рамках управления рисками организации прописаны и в новых узкоотраслевых Правилах по охране труда, утверждённых Приказами Минтурда России в 2020 году.
  • Новые Правила начали действовать с 1 января 2021 года.

Ответственность за отсутствие оценки проф. рисков

Отказ от проведения или неадекватное проведение оценки профессиональных рисков является нарушением государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных Законах и приведённых выше нормативных правовых актах РФ и, согласно части 1 статьи 5. КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • От 2 000 до 5 000 рублей — для должностных лиц
  • От 50 000 до 80 000 рублей — для юридических лиц

Согласно части 5 статьи 5. КоАП РФ, повторное аналогичное нарушение российского законодательства влечёт наложение административного штрафа в размере:

  • От 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет — для должностных лиц
  • От 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для ИП
  • От 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для юридических лиц

Кто должен проводить оценку проф. рисков?

Организовывать своевременное проведение оценки профессиональных рисков должен каждый работодатель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в статусе юридического лица или ИП, вне зависимости от числа наёмных работников и количества предоставляемых рабочих мест.

Оценка рисков может осуществляться:

  • Силами обученных сотрудников собственной организации (аттестованных специалистов по охране труда)
  • Силами привлечённых специализированных организаций, аккредитованных в данной области деятельности

Заказать экспертную услугу по оценке профессиональных рисков можно в нашей аккредитованной Компании ООО «Диагностика» (рег. номер в Реестре Минтруда: № 225; аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории: № RA RU. 21OT02).

  • Мы работаем — без посредников, — быстро,
  • — по оптимальной цене.

Как часто надо проводить оценку профессиональных рисков?

Первичная обязательная оценка проф. рисков проводится если:

  • эта процедура ранее не проводилась;
  • на производстве и/или рабочем месте произошли изменения, влияющие на условия труда.

Периодичность повторной оценки (переоценки) проф. рисков вытекает из целесообразности и/или необходимости её проведения и устанавливается работодателем самостоятельно.

Рекомендованные сроки переоценки проф. рисков:

  • Для рисков низкого и среднего уровня – 1 раз в 3 года
  • Для рисков высокого уровня – 1 раз в 6-12 месяцев

Сроки и стоимость проведения оценки проф. рисков

Стоимость оценки профессиональных рисков в нашей Компании — от 600 рублей за 1 рабочее место.

Срок проведения работ – от 3-х до 30 рабочих дней, в зависимости от числа заявленных на оценку рабочих мест (должностей), специфики профессиональной деятельности предприятия (организации), его территориального расположения.

Этапы процедуры оценки профессиональных рисков

  • Создание Приказом по предприятию внутренней Комиссии по оценке рисков — команды сотрудников, обученных той или иной технологии (методологии) по оценке и управлению рисками, включающих специалистов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, руководителей структурных подразделений
  • Разработка и утверждение процедуры управления профессиональными рисками
  • Внесение утверждённого Положения об оценке и управлении рисками в документацию по СУОТ
  • Информирование всех работников (под роспись) об этом Положении
  • Обследование рабочих мест с целью уточнения фактической информации по условиям труда
  • Опрос работников и руководителей о существующих с их точки зрения проф. опасностях
  • Идентификация (выявление и распознавание) опасностей на рабочих местах, по должностям
  • Создание Реестра опасностей для данного предприятия (на основе типового Перечня опасностей, приведённого в статье 35 приказа № 438н)
  • Оценка уровня риска: — Оценка вероятностных характеристик опасностей — Оценка тяжести последствий при наступлении (реализации) выявленной опасности — Расчёт величины (уровня) риска
  • Составление индивидуальных Карт оценки проф. рисков по должностям (по рабочим местам)
  • Ознакомление работников и кандидатов в работники с их Картами оценки рисков (под роспись в Листе ознакомления)
  • Разработка Плана мероприятий по исключению/снижению уровней профессиональных рисков (в рамках управления рисками организации)
  • Повторная оценка (сравнительная переоценка) уровней рисков «до» и «после» осуществления мероприятий по их снижению
  • Оценка остаточных рисков
  • Разработка дополнительных мер по дальнейшему снижению уровней рисков

Следует понимать, что управление рисками – процесс постоянный, требующий регулярной переоценки проф. рисков для оптимизации мер по снижению их уровней

Методы оценки

На текущий момент единой методики оценки проф. рисков не существует. Нет и регламентирующего документа, утверждающего порядок этой процедуры.

Поэтому для оценки профессиональных рисков работодатель вправе использовать любую (на своё усмотрение) методику, приведённую в национальных или международных стандартах, а также авторскую.

Для выбора лучших методологий по оценке профессиональных рисков наша Компания применяет действующий национальный стандарт ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент рисков. Технологии оценки рисков», описывающий более 35 таких методов.

Как рассчитываются профессиональные риски для работника?

Практика текущего момента показывает, что надзорные инспекции по охране труда стали требовать от работодателя не только качественную (матричную), но и количественную оценку проф. рисков.

Одним из самых доступных и проверенных техник количественного расчёта рисков остаётся метод Файна-Кинни (в модификациях).

Суть метода заключается в расчёте величины уровня риска как произведения трёх показателей (оцененных в баллах): 1. вероятность наступления опасности (В) 2. частота (подверженность) реализации этой опасности (Ч)

последствие реализации этой опасности (П)

Величина риска (R) = Вероятность * Частота * Последствие

ПоказательОценка величины показателя в баллахПояснение
ВероятностьОт 0 до 10От «абсолютно невозможно» до «это точно случится»
ЧастотаОт 0 до 10От «никогда не происходит» до «постоянно случается»
ПоследствияОт 0 до 10От «минимальные, незначимые» до «катастрофические»

Пример оценки уровня риска в рамках управления рисками:

Уровень рискаВеличина риска (R) в баллахДействия по снижению уровня риска
Низкий, малозначимый0-20Предупредить работника об условно существующей опасности, возможности её реализации (риске). Провести устный инструктаж о мерах предотвращения реализации данного риска
Средний, умеренный21-60Проинформировать работника и руководство о наличии такого риска. Запланировать перспективные меры по устранению возможностей реализации этого риска. Значительный61-100Немедленно проинформировать руководство. Составить чёткий План мероприятий по снижению уровня/устранению этого риска. Назначить конкретные сроки выполнения мероприятий, в соответствии с разработанным Планом
Высокий201-400Немедленно проинформировать руководство и принять экстренные меры по снижению риска
НедопустимыйБольше 400Приостановить/прекратить трудовую деятельность до момента устранения опасности или снижения уровня риска. Разработать и принять безотлагательные меры по снижению уровня риска. Все действия проводить под строгим контролем высшего руководства предприятия

Пример оформления результатов оценки профессионального риска для офисного работника:

Выявленная опасностьВероятность, балл. Частота, балл. Последствия, балл. Уровень риска (R)*, балл. Мероприятие по снижению R
Скольжение и/или падение при ходьбе по мокрому полу в офисе35345Оповещение сотрудников о влажной уборке офиса. Установка таблички «Мокрый пол»

Какие документы получает организация по итогам проведения оценки

  • Общий Реестр (Перечень) опасностей для данной организации
  • Реестр (Перечень) профессиональных рисков для каждой должности
  • Карты рисков на каждое рабочее место (на каждую должность)
  • Сводный отчёт по оценке рисков
  • Описание используемых технологий (метода/методов) оценки уровня риска (для внесения в Положение СУОТ работодателя)
  • Дополнительные документы (при необходимости)

Преимущества проведения оценки проф. рисков в ООО «Диагностика»

Законодательство разрешает работодателю проводить оценку профессиональных рисков самостоятельно.

При этом государственные надзорные органы обладают полномочием штрафовать работодателя за малейшее неадекватное или недостаточное (с их точки зрения) проведение этой процедуры, за неполное оформление документации по оценке рисков и т.

  • Поэтому и руководители крупных промышленных предприятий, и владельцы небольших частных коммерческих структур (ИП) предпочитают проводить оценку профессиональных рисков силами специализированных организаций.
  • Наш Центр сертификации ООО «Диагностика» аккредитован как на проведение Специальной оценки условий труда (СОУТ), так и на экспертную оценку профессиональных рисков.
  • Компания ООО «Диагностика» — это:
  • Собственный аккредитованный лабораторный испытательный Центр
  • Широкий штат аттестованных специалистов во всех областях охраны труда, владеющих современными технологиями оценки и менеджмента профессиональных рисков в соответствии с принятыми в РФ стандартами ГОСТ Р, ИСО/МЭК

Наши полномочия закреплены действующим Аттестатом аккредитации (№ RA RU. 21OT02).

  • Работаем по всей территории России: быстро, качественно,
  • по умеренной цене (потому что без посредников).

Обращайтесь. Рады сотрудничеству.

Все консультации — бесплатно.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Важно: абзац 15 ст. 212 ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.

2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда прямо нам говорят о том, что работодателям необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Если посмотреть на раздел I «Общие требования» то в большинстве новых правилах мы увидим:

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г. ) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

4 ПОТ при работе на высоте:

«Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил».

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10. 2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Как провести оценку профриска самостоятельно

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

  • Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
  • Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
    Пример карты оценки риска:
  • Разработка плана мероприятий по оценки рисков. Реализуемые мероприятия должны быть направлены на снижения выявленных профрисков. После его реализации необходимо повторно провести процедуру оценки рисков.
    Пример плана мероприятий:
  • Внедрить процедуру оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда (утвердить формы документов, назначить ответственных исполнителей, разработать положение, приказы).

Какие нормативные документы использовать

Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

  • Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска». Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.
  • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 1 КоАП РФ, в виде штрафа:

  • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • На индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 5000 рублей;
  • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

Оценка профессиональных рисков сторонней организацией

Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

Специалисты нашей компании:

  • Совершат выезд в Вашу организацию;
  • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
  • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
  • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
  • Проведут консультации по применению результатов оценки;
  • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

Новые правила оценки профессиональных рисков в 2021 году | Наукадеми

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Длительность прочтения: 3 мин.

Нет времени читать? Отправьте статью себе на почту!

В начале 2021 года вышло 40 новых Правил, касающихся охраны труда. Они заменили около 100 нормативно-правовых актов, однако нисколько не уменьшили требования, которые предъявляются к работнику и работодателю.

Изменения в нормативной базе

Практически в 95% новых правил указано на необходимость обязательной оценки профессиональных рисков (ПР), а также прописано, как применять ее результаты. Под ПР понимается возможность причинения вреда здоровью сотрудника из-за влияния вредных и опасных факторов производства. Их необходимо оценивать не в теории, а на практике.

Работодатель обязан оформить итоги проверки в виде специальной карты и донести информацию до всех сотрудников, а также разработчиков ППР и тех, кто выдает наряды. Если в штате очень много сотрудников, нужно составить сводную карту по всем рабочим местам.

В ней должно быть указано, какие меры необходимо принимать, чтобы снизить воздействие вредных факторов.

Работодатель, основываясь на результатах оценки ПР, имеет право:

  • устанавливать дополнительные требования к технике безопасности, не противоречащие правилам. Их необходимо закрепить в соответствующих приказах, распоряжениях, указаниях;
  • использовать видео- и аудиооборудование для фиксации технологического процесса в целях контроля безопасности сотрудников;
  • проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда.

Работник не должен выполнять трудовые обязанности, если на его рабочем месте выявлены критические риски для здоровья. Он должен приступить к своим функциям только после того, как все эти риски будут устранены.

Работодатель имеет право самостоятельно выбрать специалистов, которым можно доверить работы на наиболее опасных участках.

Как правило, ими становятся самые подготовленные и опытные сотрудники, имеющие соответствующую подготовку.

Оценка рисков работодателем

В ТК РФ ст. 212 прописаны требования к проведению оценки ПР, и сделать это работодатель может своими силами. Для этого необходимо:

  • составить список опасностей;
  • просчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода, возможный урон здоровью сотрудника;
  • сформировать план работ по снижению и устранению рисков.

Многие путают оценку рисков со специальной оценкой условий труда. Последняя направлена на выявление неблагоприятных факторов. При оценке рисков «вычисляется», какова вероятность, что воздействие этих факторов станет причиной, например, травмы, болезни или даже смерти.

Специалисты предприятий, занимающиеся вопросами охраны труда (ОТ), обязаны:

  • организовывать и проводить регулярное обучение по от (инструктажи, внеплановая проверка знаний);
  • лично проводить первичное присвоение группы работ на высоте;
  • постоянно следить за изменениями нормативно-правовой базы и актуализировать локальные акты (инструкции по от, программы обучения).

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Для проведения оценки можно использовать любую методику, которая указана в ГОСТ или международных стандартах. Допускается применение любой другой методики отечественных или зарубежных авторов. Работодатель вправе сам выбирать способ оценки ПР, исходя из специфики производственной деятельности.

Для оценки можно взять:

  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Его официальное действие закончилось в марте 2020 года, но отмена документа не означает, что работодатель не может использовать одну из 31 описанных методик;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

При оценке ПР нужно соблюдать ряд обязательных условий:

  • учитывать прошлую, актуальную и планируемую деятельность предприятия;
  • учитывать степень потенциального ущерба, которая пропорционально возрастает с увеличением работников, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку в тесном взаимодействии с сотрудниками, занятыми на «опасных» местах, потому что они лучше других владеют информацией о потенциальной опасности;
  • учитывать все возможные отклонения от штатной ситуации.

Как оценивать профессиональные риски?

Процедура состоит из нескольких последовательных этапов:

  • Формирование комиссии из специалиста по ОТ, специалистов технических служб, экспертов.
  • Выявление рисков. Для этого используют такие источники информации, как нормативные, правовые и технические документы, локальные нормативы, данные производственного контроля, СОУТ, опросов сотрудников, статистические отчеты.
  • Расчет вероятности и частоты причинения ущерба. Он проводится силами членов специальной комиссии или привлеченным независимым экспертом. Вероятность может быть низкой, средней или высокой.
  • Оценка расчетов рисков. Здесь необходимо установить степень риска по каждой опасности и провести их ранжирование в порядке убывания.
  • Анализ данных для разработки мероприятий по минимизации ПР. Результаты оформляются в виде реестра опасностей, отчета и программы мероприятий – они должны быть донесены до каждого работника.
  • Финальный этап – управление рисками.

Какую ответственность несет работодатель

Оценка профессиональных рисков – обязанность каждого работодателя. Если на предприятии не выполняются эти мероприятия, то компании грозит административное наказание, которое выражается в виде штрафа. Его размер достигает 80 000 рублей. Штраф для ИП и должностных лиц организации составляет 5 000 рублей.

Перечень профессиональных рисков на производстве

Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.

Термины «профессиональный риск» и «управление профрисками» введены в статью 209 ТК РФ в 2011 году (ФЗ №238 от 18. 2011). Система оценки и управления представляет собой комплекс действий, которые регламентируются законами и подзаконными актами.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24. 2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:

  • выявить опасность;
  • оценить уровень профриска;
  • снизить уровень профриска.

В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:

Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса

1

Физические факторы

1. 1

Микроклимат

1. 1

Температура воздуха

1. 2

Относительная влажность воздуха

1. 3

Скорость движения воздуха

1. 4

Тепловое излучение

1. 2

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

1. 3

Виброакустические факторы

1. 1

Шум

1. 2

Инфразвук

1. 3

Ультразвук воздушный

1. 4

Общая и локальная вибрация

1. 4

Световая среда

1. 1

Освещенность рабочей поверхности

1. 2

Прямая блескость

1. 3

Отраженная блескость

1. 5

Неионизирующие излучения

1. 1

Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)

1. 2

Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона

1. 3

Электростатическое поле

1. 4

Постоянное магнитное поле

1. 5

Ультрафиолетовое излучение

1. 6

Лазерное излучение

1. 6

Ионизирующие излучения

1. 1

Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение

1. 2

Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника

2

Химический фактор

2. 1

Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа

3

Биологический фактор

3. Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах

3. Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний

3. Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека

3. Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы

3. Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)

4. Тяжесть трудового процесса

4. 1

Физическая динамическая нагрузка

4. 2

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную

4. 3

Стереотипные рабочие движения

4. 4

Статическая нагрузка

4. 5

Рабочая поза

4. 6

Наклоны корпуса тела работника

4. 7

Перемещение в пространстве

5. Напряженность трудового процесса

5. 1

Длительность сосредоточенного наблюдения

5. 2

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени

5. 3

Число производственных объектов одновременного наблюдения

5. 4

Нагрузка на слуховой анализатор

5. 5

Активное наблюдение за ходом производственного процесса

5. 6

Работа с оптическими приборами

5

Оценка профессиональных рисков, управление профрисками организации

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Новыми правилами по ОТ регламентируется не просто обязательность применения мер безопасности, а на основании результатов проведенной оценки профессиональных рисков. С принятием новых правил в 2021 году забот у кадровиков и инженеров по ОТ только прибавилось. Рассмотрим, что надо сделать в первую очередь.

Обзор изменений в охране труда за 2021 год — что теперь надо учитывать при приеме на работу? О новом порядке обучения охране труда узнайте на вебинаре 19 октября.

Несмотря на то, что в законодательстве прямо не предусматривается оценка профрисков работодателем, Минтруд в письме от 16 февраля 2021 г. № 15-1/ООГ-357 предупреждает об обязанности ее проведения в соответствии с требованиями Типового положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19 августа 2016 г. N 438н).

Также Минтруд в этом письме напоминает, что данный вопрос будет урегулирован в будет в рамках изменений ТК в области охраны труда. Таким образом, обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков не вызывает сомнений.

Важно Работодатель не просто должен оценивать профриски, но и принимать конкретные действия на основании результатов оценки.

Дополните Положение о системе управления охраной труда (СУОТ):

  • разделом о том, как проводится процедура оценки и управления проф рисками;
  • каким образом работник получает информацию о степени профриска на его рабочем месте — п. 8 Типового положения.

Проведите оценку профессиональных рисков. Уведомите работников об уровне рисков на его месте работы. Это можно сделать несколькими способами, на основании п. 41 и 42 Типового положения — любым удобным:

  • вписать уровень профессиональных рисков в трудовой договор или допсоглашение;
  • вручить работнику под роспись уведомление об уровне профрисков на рабочем месте;
  • ознакомить работника с картой оценки профрисков, которая должна быть разработана по каждой должности.

Гарантии и компенсации, если требуются при повышенном уровне рисков, пропишите в ЛНА. Ознакомьте работников под подпись — ст. 22 ТК.

Система управления профессиональными рисками — значимая часть СУОТ, управлять профрисками, значит обеспечивать безопасность и улучшение условий труда в компании.

Каким образом выявить и дать оценку профрискам, законодательно не обусловлено.

36 Положения N 438н говорит, что работодатель самостоятельно выбирает методики оценки, также вправе разработать собственную методику.

Частично определить уровни рисков на рабочих местах помогут результаты СОУТ — п. 15 ч. 1 ст. 7 № 426-ФЗ от 28. 2013. В ней вы найдете перечень факторов, негативно влияющих на жизнь и здоровье работников. Но спецоценка не заменит процедуру оценки, в законе также нет алгоритма ее проведения.

Примерный комплекс мероприятий при проведении оценки риска опасностей:

Выявить профриски поможет обход рабочих мест — то есть в прямом смысле отследить, где работник ходит в течение дня, чем занимается, какие неприятности с ним могут случиться и все это записать.

Совет Хорошая идея — провести анкетирование, в котором сотрудники сами укажут возможные опасные ситуации на своем рабочем месте. Оценке риска труда поможет изучение статистики несчастных случаев на производстве и возникновения профзаболеваний.

Результатом подобного исследования состояния рабочих мест станет Реестр потенциальных рисков — смотрите образец.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Каждый выявленный риск оцените, определив вероятность его возникновения и потенциальные последствия по шкале от меньшего к большему. Для оценки уровня профрисков обычно применяют методики из ГОСТов или разрабатывают свои. Проводите оценку факторов риска комиссионно, включив в комиссию инженера по ТБ и специалистов производственных отделов.

Здесь продумываются и записываются решения, которыми риски минимизируются или совсем исключаются.

Оформить оценку рисков безопасности целесообразно в виде карты — как правило в ней описывается потенциальный риск для конкретной должности, его оценка и меры по снижению. Обычно карту рисков составляют в форме таблицы. В нее вносят следующую информацию:

  • должность;
  • рабочее место, на котором есть потенциальные опасности;
  • опасные факторы, источники опасности на данном рабочем месте;
  • уровень опасности (оценка риска) выявленных факторов;
  • какие меры предлагаются для уменьшения (управление) данных рисков.

Важно Нигде не написано об необходимости готовить еще и карту оценки рисков. Однако, есть обязанность работодателя разработать систему управления охраной труда (СУОТ) и выполнять запланированные мероприятия. Подп. «г» п. 8, п. 41 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19. 2016 № 438н требует, чтобы в Положении о СУОТ было указано, как работодатель информирует работников о профессиональных рисках на их рабочих местах.

Доказательством ознакомления сотрудника будет его подпись на этом документе. Поэтому удобнее разработать типовую карту проф рисков, заполнить ее по каждому рабочему месту отдельно и ознакомить работника с опасностями конкретно его рабочего места. Можно также разместить карты на рабочих местах. Это и будет система оценки рисков на предприятии.

На основании ст. 209 ТК порядок оценивания уровней профрисков определяется федеральным органом власти в сфере труда, то есть Минтрудом. Однако, в пп. «б» п. 33 Типового положения говорится, что работодатель сам определяет порядок реализации оценки профрисков.

Можно посоветовать Госты:

Оценка профессиональных рисков — длительный и довольно сложный процесс. Здесь надо учитывать не только охрану труда, но и пожарную и промышленную безопасность, необходимо разбираться в разных технологических процессах и знать методологию оценки рисков. Поэтому целесообразно привлечь внешних экспертов или отправить членов комиссии на обучение.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 1 КоАП РФ и оштрафован:

  • должностные лица – от 2000 до 5000 руб;
  • ИП — от 2000 до 5000;
  • юрлица – от 50000 до 80000 руб.
  • Карта рисков
  • Реестр опасностей

Что такое риск-ориентированный подход и чем он поможет при анализе ключевых рисков в области трудового законодательства? Наш дистанционный курс научит вас выявлять и оперативно исправлять ошибки, применяя проверочные листы (метод самообследования), до того, как их обнаружат проверяющие.

Читайте также:  Хоменко андрей викторович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *