Международно-правовой режим морских пространств

2016-10-17T12:00:42+03:002016-11-24T01:19:19+03:00application/pdfuuid:47ecbae7-3f27-430d-b203-6f82cb59117buuid:b5250451-2834-44dc-abdd-a9bc5cf26237Icecream PDF Split&MergeIcecream PDF Split&MergeIcecream PDF Split&Merge2021-10-05T10:15:55+03:00

Под прилежащей зоной понимается морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.

Согласно Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. режим прилежащей зоны сводится к следующим основным положениям.

Во-первых, прибрежное государство в прилежащей зоне, обозначенной как часть открытого моря, может осуществлять контроль, необходимый для недопущения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, а также для наказания за нарушения таких правил, совершенных в пределах его территории или территориального моря.

Во-вторых, прилежащая зона не может распространяться за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.

И в третьих, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряются территориальные моря этих двух государств.

Конвенция 1982 г. подтвердила правовой режим прилежащей зоны, установленной Конвенцией 1958 г. , однако внесла существенное изменение по поводу ширины, увеличив ее в два раза и таким образом установив максимально допустимый предел в 24 морские мили.

В отличив от территориального моря в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять лишь ограниченный перечень видов контроля. Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил.

Читайте также:  Кодекс трудовой функции аудитора и профессиональный стандарт «аудитор»

В соответствии с Законом “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” 1998 г. прилежащая зона РФ – морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:

предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, включая территориальное море;

наказания за нарушение данных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

Таким образом, как видим, положения российского закона не расходятся с Конвенцией 1982 г.

Международной практике известны санитарные зоны. Установление такого рода зон характерно для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией.

Различные виды прилежащих зон – таможенные, санитарные, иммиграционные, фискальные – устанавливаются путем издания внутренними законодательными актами и международными договорами.

Помимо названных зон, ряд государств установил другие их виды, в частности, зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.

Например, Бирма, Вьетнам, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан установили прибрежные зоны безопасности.

Если до вступления в силу Конвенции 1982 г. наличие таких зон, не обозначенных в конвенционных положениях, возражений не вызывало, то в настоящее время установление прибрежными государствами иных прилежащих зон, чем санитарная, фискальная, таможенная и иммиграционная, является, с точки зрения международного права, неправомерным.

В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять право преследования “по горячим следам”. Однако согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. такое преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона. Аналогичное положение содержит “Федеральный закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.

В настоящее время 55 государств установили прилежащую зону шириной 24 морских мили и менее. Только Сирия объявила прилежащую зону более 24 морских миль (41 морская миля).

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных законом областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый: 1) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; 2) наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам» (т. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерб правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Международные проливы

Международными считаются проливы, соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства.

В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) государств и других государств, пользующихся ими.

До принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. судоходство через проливы в основном регулировалось сложившимися в результате длительной практики обычными международно-правовыми нормами.

Согласно названной Конвенции вид правового режима международного пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет.

Можно выделить следующие виды международных проливов.

  • 1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Тиранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода, осуществляемое в соответствии с правилами, присущими мирному проходу через территориальное море.
  • 2. Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб- эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой осуществление свободы судоходства и полетов в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом.

Суда и летательные аппараты при осуществлении транзитного прохода соблюдают общепризнанные международные правила. Они обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой несвойственной обычному порядку непрерывного транзита деятельности.

Суда, осуществляющие право транзитного прохода, обязаны уважать правила и законы граничащего с проливом государства, относящиеся к транзитному проходу через проливы.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

  • 3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский). Здесь действует свобода судоходства, принятая в открытом море и в исключительной экономической зоне.
  • 4. Проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями (Балтийские, Магелланов, Черноморские).

Балтийские проливы (Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд) соединяют Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном. Воды Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, Зунда — территориальными водами Дании и Швеции. Их правовой режим определяется Копенгагенским трактатом 1857 г. и Королевским постановлением 1976 г. (Дания). Этими актами предусмотрена свобода судоходства торговых судов. В отношении военных судов могут применяться определенные ограничения (например, требование предварительного уведомления о проходе).

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Берега пролива принадлежат Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятственный проход всех судов.

Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мраморное море) соединяют Черное и Средиземное моря.

В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В отношении военных судов предусмотрены ограничения. Черноморские государства могут проводить любые корабли (без ограничения тоннажа и класса) по предварительному уведомлению Правительства Турции не менее чем за восемь суток. Черноморские державы могут проводить через проливы свои подводные лодки, если они построены в других морских бассейнах и направляются к месту базирования или следуют на ремонт на верфи, расположенные вне бассейна Черного моря, причем они проходят в надводном состоянии, в одиночку и в дневное время с условием заблаговременного уведомления турецких властей.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распро­страняется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примы­кающий морской пояс, называемый территориальным морем (равно­значный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

В своей основе аналогичное определение, но без указания архипе­лажных вод, содержится в Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне 1958 г. Но как уже отмечалось, на Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг. не было достигнуто согласия о ширине территориального моря. Поэтому важным достижением конференции, принявшей Конвенцию ООН 1982 г. , явилось достижение консенсуса по этому вопросу.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции.

Таким образом, был установлен юридический статус территори­ального моря как интегральной части территории прибрежного госу­дарства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

Однако установление юридического статуса того или иного про­странства предполагает определение его границ, о чем специально го­ворилось в гл.

В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г. , озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр». Оно простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства и его внутренних вод на расстояние, не пре­вышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна гра­ница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.

Следовательно, когда ширина территориального моря отмеряется от его внутренних вод, действительно вышесказанное применительно к таким водам, а также то, что установлено в соответствующей части Конвенции применительно к архипелажным водам.

Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных госу­дарств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И про­ведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.

Прежде всего ее ст. 5 гласит, что такой «нормальной исходной ли­нией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Однако при определенных природных и иных условиях прибреж­ное государство для проведения исходной линии может использовать метод «прямых исходных линий», соединяющих соответствующие точки, чему посвящена специальная ст. Это, в частности, касается мест, где береговая линия глубоко врезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости от него цепь островов, а также где из-за наличия дельты или других природных условий линия является крайне непостоянной. Наиболее выдающиеся в море порто­вые сооружения при предусмотренных условиях рассматриваются как часть берега.

Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному госу­дарству острова имеют собственное территориальное море. Для островов ,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.

Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исход­ной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, раз­грузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включают­ся в территориальное море.

Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каж­дого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15).

Правовой режим территориальных вод, находящихся под сувере­нитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издрев­ле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, – через территориальное море данного госу­дарства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не стано­вясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у такого портового сооружения.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, доб­рый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в террито­риальном море оно осуществляет любой из видов деятельности, обо­значенных в подпунктах «а»—«е» п. 2 ст.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, от­носящиеся к мирному проходу, а также установить морские коридоры и схемы разделения движения судов с учетом обеспечения безопаснос­ти судоходства.

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Кон­венция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некомерческих целях, которые пользуются в соответствии с международ­ным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немед­ленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу не­соблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через терри­ториальное море.

Прибрежное государство может принимать в своем территориаль­ном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являюще­гося мирным. Оно может также приостанавливать в определенных рай­онах своего территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это существенно важно для охраны его безопасности (ст. 25).

Прилежащая зона.

Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибреж­ное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой при­лежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:

a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, им­миграционных или санитарных законов и правил в пределах его тер­ритории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 мор­ских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина тер­риториального моря.

Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне поль­зуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющего­ся в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся ино­странных судов, и правом преследования покинувших территориаль­ное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от ино­странной юрисдикции.

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен­ним морским (и/или архипелажным) водам государст­ва, на который распространяется его суверенитет. Су­веренитет осуществляется с учетом норм международ­ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер­мином “территориальное море”, который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин “террито­риальные воды”. В некоторых государствах территори­альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина “терри­ториальное море” предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по­ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ­ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ­ствами. Так, о признании этой ширины территориаль­ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози­циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво­дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере­га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую­щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су­веренитет прибрежного государства, который распро­страняется и на воздушное пространство над террито­риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право­вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го­сударства в отношении территориального моря, кото­рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир­ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до­пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре­одолимой силы или бедствия или когда требуется ока­зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир­ного прохода в тех или иных районах своего территори­ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша­ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж­ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про­паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по­садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им­миграционных, фискальных законов и правил при­брежного государства, рыболовство, серьезное загряз­нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб­лей и государственных судов, эксплуатируемых в не­коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу­дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю­дает законов и правил прибрежного государства в от­ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо­вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде­лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу­дарству, международную ответственность несет госу­дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри­ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль­ное море, или в территориальном море во время осу­ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника­ких действий по осуществлению уголовной юрисдик­ции, если преступление совершено на борту иностран­ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при­брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста­навливает два исключения. Они относятся к наруше­нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа­ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль­ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини­мать любые меры для ареста этого судна и расследова­ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро­страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори­альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы­хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер­риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен­ности, возникших во время или в целях такого прохо­да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис­дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

Прилежащая зона — морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, ширина которого, установленная в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, не превышает

24 морские мили, отсчитанные от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море и в котором прибрежное государство осуществляет некоторые виды контроля. Контроль, осуществляемый прибрежным государством, ограничен; его цель — предотвращение нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и наказание за совершенные нарушения указанных правил. Существует четыре вида прилежащих зон — таможенные, санитарные, иммиграционные, фискальные. Они закреплены в Конвенции (ст. 33), а установление прибрежными государствами иных прилежащих зон является неправомерным.

Открытое море

Открытое море — морское пространство, не подчиненное суверенитету какого-либо государства и находящееся в общем и равноправном пользовании всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Конвенция об открытом море 1958 г. определяла его как части моря, не входящие ни в территориальное море, ни во внутренние воды государства. В отличие от этого в Конвенции ООН по морскому праву открытое море понимается как части моря, «которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага».

Принцип свободы открытого моря — один из общепризнанных принципов современного международного права: никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету; открытое море открыто для всех государств. В XVII в. Гроций, выражавший интересы молодой голландской буржуазии, обосновал доктрину свободы морей в труде «Свободное море, или О праве голландцев вести торговлю с Индией» («Маге Liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia») 1609 r.

Юридическим основанием свободы открытого моря служит концепция общего и равноправного пользования, иными словами, концепция res omnium communes. Открытое море не является чьей-либо собственностью, оно находится в общем пользовании всех государств и «резервируется для мирных целей». Свобода открытого моря осуществляется всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Принцип свободы открытого моря обобщенный и включает принципы свободы судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов и других установок, рыболовства и проведения научных исследований.

Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства флага: ни одно государство не имеет права вмешиваться в его законную деятельность, кроме изъятий, предусмотренных международными договорами, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву. Данная Конвенция устанавливает обязанность каждого государства эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (п. 1 ст. 94).

Военный корабль вправе вмешаться в плавание иностранного торгового судна в открытом море, если у него есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием; не имеет национальности; имеет ту же государственную принадлежность, что и данный военный корабль, даже если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг (ст. 110 названной Конвенции).

Борьба с пиратством. Пиратство — преступление международного характера. Еще в древние времена пираты были объявлены «врагами рода человеческого» (hostis humani generis). Пиратство совершается в открытом море; если же акты, по своему содержанию сходные с пиратством, осуществляются во внутренних морских водах, территориальном море или архипелажных водах, подобные действия именуются вооруженным разбоем на море.

Согласно ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву пиратскими могут быть только акты, совершаемые в личных, прежде всего корыстных, целях. Конвенция закрепляет обязанность государств сотрудничать в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100). В качестве конкретных международно-правовых мер по борьбе с пиратством Конвенция предусматривает захват пиратского судна и находящегося на нем имущества, арест находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц (ст. 105). Речь идет об универсальной юрисдикции в отношении пиратского судна.

В России наказание за пиратство предусмотрено ст. 227 «Пиратство» УК РФ, в которой данное преступление определяется как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет и штрафов — в зависимости от отягчающих обстоятельств.

Право преследования. В соответствии со ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, может подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и передано под юрисдикцию потерпевшего государства. Преследование должно проводиться по горячим следам (hot pursuit), т. начинаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся в указанных районах преследующего государства. Преследование «по горячим следам» в прилежащей зоне, согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву, можно начинать только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Борьба с незаконным вещанием. Как правило, радиовещание в пределах территории государства осуществляется с его разрешения, поэтому бесконтрольное вещание противоречит установленному порядку и создает помехи принятому распределению частот, что запрещено Регламентом радиосвязи.

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает обязательство государств сотрудничать в целях пресечения несанкционированного вещания на территории государства с судов или установок, находящихся за пределами его территориального моря («радиопиратство»). Несанкционированное вещание означает «передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия» (п. 2 ст. 109 Конвенции ООН по морскому праву). Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде государства флага судна, государства регистрации установки, государства, чьим гражданином является это лицо, государства, где могут приниматься передачи, государства, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи (п. 3 ст. 109). Государство, обладающее юрисдикцией в отношении лиц, занимающихся несанкционированным вещанием, используя свои военные корабли, может арестовать лицо или судно, осуществляющее такую противоправную деятельность, и конфисковать передающую аппаратуру.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. В части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство в национальном законодательстве определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон о внутренних морских водах РФ подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др. Отсчет ширины территориального моря производится:

  • • от линии наибольшего отлива;
  • • условной линии внутренних вод;
  • • прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др. ) вправе избрать и иной способ разграничения.

Правовой режим территориального моря определяется внутригосударственными правовыми актами и нормами международного права, исходя из того, что оно, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, а следовательно, как проход, который не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Оно вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. К судам, нарушающим режим территориального моря, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ пограничные органы в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • • последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • • преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • • капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • • такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Закон о внутренних морских водах РФ включает в этот перечень также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

  • • предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Законом о внутренних морских водах РФ.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к берегу или к внешнему пределу внутренних морских вод государства.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Согласно ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. суверенитет прибрежного государства распространяется не только на территориальное море, но и на воздушное пространство над ним, а также на его дно и недра. Суверенитет над территориальным морем должен осуществляться с соблюдением Конвенции 1982 г. и других норм международного права.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. В зависимости от структуры береговой линии прибрежное государство может применять два метода отсчета ширины территориального моря: метод линий наибольшего отлива (нормальная исходная линия) и метод прямых исходных линий.

Метод линий наибольшего отлива применяется в случае, если береговая линия низменная, ровная и пологая. Метод прямых исходных линий прибрежные государства используют тогда, когда береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов. В таком случае отсчет ширины территориального моря производится от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки на побережье. Однако при проведении прямых исходных линий не допускаются заметные отклонения от общего направления берега. Участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних морских вод. Прямые исходные линии проводятся к отсыхающим при отливе возвышениям. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

В территориальном море суда иностранных государств имеют право мирного прохода. Согласно ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Проход иностранных судов через территориальное море прибрежного государства должен быть мирным. Он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

  • а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
  • б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
  • г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
  • д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  • ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
  • з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
  • и) любую рыболовную деятельность;
  • к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  • л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
  • м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Подводные лодки и другие подводные транспортные средства в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море и должно надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. В то же время прибрежное государство может по соображениям безопасности, включая проведение учений с использованием оружия, без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами за их проход через территориальное море. С них могут взиматься лишь сборы в оплату за конкретные услуги, оказанные этому судну.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. В случае необходимости и с учетом безопасности судоходства оно может потребовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода через его территориальное море пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения. Оно должно ясно указать такие морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах и должным образом опубликовывать их.

При нахождении иностранных судов в территориальном море прибрежного государства возникает вопрос о юрисдикции в отношении них. Он решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. Как правило, власти прибрежного государства не обладают правом ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода через территориальное море. Если иностранное судно находится в территориальном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе принимать любые меры для ареста этого судна и расследования на его борту.

Прибрежное государство вправе осуществить свою уголовную юрисдикцию в отношении иностранного судна во время его пребывания в территориальном море в том случае, если последствия преступления, совершенного на его борту, распространяются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Однако данное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

В отношении военных кораблей и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, при проходе через территориальное море прибрежного государства действует принцип иммунитета, т. их изъятия из-под юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребовать, чтобы такой корабль немедленно покинул пределы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, международную ответственность несет государство флага этого корабля.

Прилежащая зона — это пространство открытого моря, расположенное за внешним пределом территориального моря, в котором прибрежное государство осуществляет контроль в отдельных, специально предусмотренных областях отношений и в ограниченном объеме.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, который необходим для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Ширина прилежащей зоны не может превышать 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Она не входит в состав территории прибрежного государства. На нее не распространяется его суверенитет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *