Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

органов по поправкам, инициируемым в ходе рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» в Парламенте Республики Казахстан

1.     Описательная часть поправок

В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» (далее – Законопроект) инициированы Поправки касательно:

1)     расширения действия и предмета законопроекта, направленного на формирование и комплексную реализацию Национальной системы квалификаций. Данное изменение предусмотрено для систематизация всех элементов Национальной системы квалификаций, с охватом полной цепочки, начиная от разработки профессиональных стандартов и подготовки на их основе образовательных программ, заканчивая процессом признания профессиональных квалификаций;

2)      передачи функции по разработке, актуализации и утверждению профессиональных стандартов центральным государственным органам. Это позволит обеспечить охват всех профессий профессиональными стандартами и повысить ответственность отраслевых государственных органов за подготовку квалифицированных кадров в курируемых отраслях;

3)     усиления критериев при аккредитации центров признания профессиональных квалификаций Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен»).

Дополнительно, учтены положения Указа Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата».

Поправки не регламентируют правоотношения, которые уже урегулированы действующим законодательством, не противоречат основополагающим принципам права и соответствуют концепции Законопроекта.

2.     Сведения о предложениях и замечаниях к поправкам Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, экспертных советов субъектов предпринимательства:

29 сентября текущего года в результате обсуждения под председательством Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Дуйсеновой Т.Б. Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» и ассоциациями работодателей единогласно поддержаны Поправки.

Дополнительно, Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» даны новые предложения по: введению понятия «регулируемые профессии»; определению компетенций государственных органов и отраслевых советов по профессиональным квалификациям в части организации системы признания профессиональных квалификаций на обязательной основе; критериев по включению профессий в реестр профессий; ответственности государственных органов по аккредитации центров признания.

Вышеуказанные предложения не соответствуют концепции Законопроекта, в этой связи, не были поддержаны.

3. Сведения о нормах, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов:

Поправками не предусмотрено сокращение или увеличение государственных доходов.

4. Разногласия между государственными органами, входящими в состав Правительства, и центральными государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан или не входящими в структуру Правительства (при наличии):

Разногласия между заинтересованными государственными органами по Поправкам отсутствуют.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 31.08.22 г. № 621

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с порядком признания профессиональных квалификаций физического лица, претендующего на осуществление определенного рода занятий.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;

квалификационная программа – комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;

навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

кандидат, претендующий на признание профессиональной квалификации, (далее – кандидат) – физическое лицо, обратившееся добровольно, самостоятельно или по направлению работодателя для признания его профессиональной квалификации в целях осуществления определенного рода занятий;

информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

документ о признании профессиональной квалификации — документ, удостоверяющий соответствие профессиональной квалификации кандидата для выполнения трудовых функций по определенной профессии;

единоразовый ваучер на признание профессиональной квалификации (далее – единоразовый ваучер) – электронный документ, предоставляемый зарегистрированным безработным лицам и удостоверяющий его право на прохождение процедуры признания профессиональной квалификации по профессии, включенной в реестр профессий, на бесплатной основе;

профессия – основной род занятий, осуществляемый физическим лицом в рамках трудовой деятельности и требующий определенной квалификации для его выполнения;

реестр профессий – систематизированный в электронной форме свод информации по профессиям, по которым осуществляется признание профессиональных квалификаций;

профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при отсутствии – квалификационным требованиям;

центр признания профессиональных квалификаций (далее – центр признания) – юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном настоящим Законом, и осуществляющее признание профессиональных квалификаций;

национальный классификатор занятий Республики Казахстан — документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;

компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;

умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;

заявитель – юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию для осуществления деятельности по признанию профессиональной квалификации;

отраслевые государственные органы – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;

уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию по признанию профессиональных квалификаций;

национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов регулирования спроса и предложения на квалификации со стороны рынка труда и их признанию;

неформальное образование – вид образования, запланированный и организованный, осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере признания профессиональных квалификаций

1. Законодательство Республики Казахстан в сфере признания профессиональных квалификаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

3. Действие настоящего Закона не распространяется:

1) на государственных служащих, в том числе проходящих правоохранительную службу, службу в специальных государственных органах, военнослужащих;

3) служащих Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств, уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

5) депутатов Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов.

Статья 3. Национальная система квалификаций

Национальная система квалификаций состоит из следующих компонентов:

1) национальная и отраслевые рамки квалификаций;

2) профессиональные стандарты;

3) реестр профессий;

4) квалификационные программы;

5) центры признания.

1. Национальная рамка квалификаций представляет единую шкалу уровней квалификаций и описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.

2. Отраслевая рамка квалификаций классифицирует в отрасли требования по уровням профессиональных квалификаций в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений, навыков и компетенции.

3. Профессиональный стандарт определяет общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда для определенного рода занятий.

Разработка и (или) актуализация профессиональных стандартов производятся объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на основе отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом, и утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, за исключением профессий, по которым компетенции по разработке и утверждению профессиональных стандартов предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.

Финансирование разработки профессиональных стандартов по профессиям, включенным в реестр профессий, по которым признание профессиональных квалификаций проводится в порядке, установленном настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

4. Реестр профессий предусматривает:

1) наименование профессии согласно национальному классификатору занятий;

2) наименование и уровень профессиональной квалификации согласно национальному и отраслевым рамкам квалификаций;

3) условия признания профессиональных квалификаций;

4) наименование и реквизиты профессионального стандарта, а при их отсутствии указываются квалификационные требования;

5) перечень документов, необходимых для прохождения процедуры признания профессиональной квалификации;

7) срок действия документа о признании профессиональной квалификации;

8) наименование отраслевого государственного органа.

Ведение реестра профессий осуществляется уполномоченным органом на цифровой платформе Национальной системы квалификаций.

Статья 5. Цифровая платформа Национальной системы квалификаций

1. Цифровая платформа Национальной системы квалификаций – информационная система, содержащая:

1) базу данных, шаблоны и макеты по вопросам Национальной системы квалификаций;

2) национальную и отраслевые рамки квалификаций;

3) национальный классификатор занятий;

4) утвержденные профессиональные стандарты;

5) реестр профессий;

6) перечень отраслевых советов по профессиональным квалификациям;

7) перечень центров признания;

8) базу данных о физических лицах, прошедших процедуру признания профессиональных квалификаций, сформированных в соответствии с Законом Республики Казахстан «О персональных данных и их защите»;

9) реестр выданных документов о признании профессиональных квалификаций;

10) инструменты для организации и проведения процедуры признания профессиональных квалификаций в режиме онлайн;

11) иную информацию, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

2. Формирование, сопровождение и системно-техническое обслуживание цифровой платформы Национальной системы квалификаций, интеграцию с иными информационными системами, а также анализ и обработку данных по вопросам Национальной системы квалификаций осуществляет уполномоченный орган.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

разрабатывает основные направления государственной политики в сфере признания профессиональных квалификаций;

выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

обеспечивает реализацию государственной политики в сфере признания профессиональных квалификаций;

координирует деятельность Национального органа по профессиональным квалификациям;

осуществляет разработку и (или) актуализацию национальной рамки квалификаций совместно с уполномоченным органом в области образования;

разрабатывает и утверждает правила по формированию, актуализации и ведению реестра профессий;

разрабатывает и утверждает правила разработки, актуализации и методологической экспертизы профессиональных стандартов и порядка их финансирования;

выносит вопрос по разработке профессиональных стандартов за счет средств республиканского бюджета на рассмотрение Национального совета по профессиональным квалификациям;

разрабатывает и утверждает правила по признанию профессиональных квалификаций;

разрабатывает и утверждает требования к форме и содержанию квалификационной программы;

разрабатывает и утверждает правила выдачи, финансирования и распределения между регионами Республики Казахстан единоразовых ваучеров;

разрабатывает и утверждает типовое положение о деятельности отраслевых советов по профессиональным квалификациям;

разрабатывает и утверждает правила аккредитации центров признания;

разрабатывает и утверждает правила функционирования цифровой платформы Национальной системы квалификаций;

разрабатывает и утверждает правила определения потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах за счет средств республиканского бюджета;

разрабатывает и утверждает методические рекомендации по разработке и оформлению отраслевых рамок квалификаций;

одобряет реестр профессий на основании рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям.

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 8. Компетенция отраслевых государственных органов

Отраслевые государственные органы:

на ежегодной основе по согласованию с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям вносят предложения в уполномоченный орган по внесению изменений и дополнений в реестр профессий;

разрабатывают отраслевые рамки квалификаций;

разрабатывают и утверждают профессиональные стандарты, по которым компетенции предусмотрены в законодательных актах Республики Казахстан, и на услуги, оказываемые государственными юридическими лицами;

на ежегодной основе по согласованию с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям разрабатывают предложения по актуализации и (или) разработке профессиональных стандартов, в том числе предлагаемых к разработке за счет средств республиканского бюджета, и направляют в уполномоченный орган;

на ежегодной основе по согласованию с местными исполнительными органами формируют и направляют потребность рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах в уполномоченный орган;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 9. Деятельность и функции Национального совета по профессиональным квалификациям

1. В целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам развития Национальной системы квалификаций создается консультативно-совещательный орган – Национальный совет по профессиональным квалификациям.

Создание, организация и порядок работы Национального совета по профессиональным квалификациям определяются Правительством Республики Казахстан.

В состав Национального совета по профессиональным квалификациям входят депутаты Парламента Республики Казахстан, представители центральных и местных исполнительных органов, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, республиканских объединений по малому предпринимательству, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, Национального органа по профессиональным квалификациям, председатели отраслевых советов по профессиональным квалификациям и субъекты предпринимательства.

2. Национальный совет по профессиональным квалификациям осуществляет следующие функции:

вырабатывает предложения по определению приоритетов развития Национальной системы квалификаций;

вырабатывает рекомендации по формированию и (или) актуализации реестра профессий;

утверждает национальную рамку квалификаций;

4) вырабатывает предложения и рекомендации по актуализации и (или) разработке профессиональных стандартов, в том числе предлагаемых к разработке за счет средств республиканского бюджета;

5) вырабатывает предложения и рекомендации по отраслям (сферам) государственного управления для анализа потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах за счет средств республиканского бюджета.

3. Информация о деятельности Национального совета по профессиональным квалификациям размещается на цифровой платформе Национальной системы квалификаций и актуализируется не реже одного раза в полугодие.

Статья 10. Компетенция Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан:

1) утверждает профессиональные стандарты, за исключением профессий, по которым компетенции по разработке и утверждению профессиональных стандартов предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан;

2) осуществляет аккредитацию центров признания;

3) осуществляет мониторинг деятельности центров признания;

4) вносит в уполномоченный орган предложения по совершенствованию Национальной системы квалификаций;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 11. Деятельность и функции отраслевых советов по профессиональным квалификациям

1. В целях представления интересов отрасли (сферы) государственного управления при отраслевом государственном органе функционирует отраслевой совет по профессиональным квалификациям.

В состав отраслевых советов по профессиональным квалификациям входят представители работодателей, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, республиканских объединений по малому предпринимательству, представители организаций образования и независимые эксперты в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления.

2. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает и утверждает положение на основе типового положения о деятельности отраслевых советов по профессиональным квалификациям.

3. Отраслевые советы по профессиональным квалификациям:

согласовывают предложения по актуализации и (или) включению профессий в реестр профессий;

утверждают отраслевые рамки квалификаций;

согласовывают профессиональные стандарты;

при отсутствии профессиональных стандартов разрабатывают и (или) согласовывают квалификационные требования;

разрабатывают предложения по совершенствованию деятельности центров признания в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления и направляют в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан.

Статья 12. Национальный орган по профессиональным квалификациям

Национальный орган по профессиональным квалификациям, осуществляющий консультативную и методологическую деятельность по вопросам Национальной системы квалификаций в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, создается по решению Правительства Республики Казахстан в форме акционерного общества.

Глава 3. ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Статья 13. Основные принципы признания профессиональных квалификаций

Признание профессиональных квалификаций осуществляется на следующих принципах:

2) прозрачности и открытости;

3) независимости организаций, признающих профессиональные квалификации, от организаций образования.

Статья 14. Порядок и условия признания профессиональных квалификаций

1. Признание профессиональных квалификаций проводится центрами признания по профессиям, включенным в реестр профессий, в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Иной порядок признания профессиональных квалификаций может быть установлен законодательными актами Республики Казахстан в случае, если в отношении лиц, претендующих на осуществление определенного рода занятий, законодательными актами Республики Казахстан определены особенности регулирования труда, являющиеся обязательным условием для осуществления трудовой деятельности.

3. Кандидаты, претендующие на получение документа о признании профессиональной квалификации, проходят процедуру признания профессиональных квалификаций в центрах признания в порядке, определенном уполномоченным органом.

Признание профессиональных квалификаций проводится добровольно за счет средств кандидата или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, либо за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Казахстан.

4. Для обеспечения единых требований к процедуре проведения признания профессиональных квалификаций центрами признания утверждаются квалификационные программы.

Квалификационные программы учитывают требования соответствующих профессиональных стандартов, а при их отсутствии используются квалификационные требования, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.

5. Информация о порядке признания профессиональных квалификаций по профессиям, включенным в реестр профессий, размещается на интернет-ресурсах центров признания, цифровой платформе Национальной системы квалификаций.

Статья 15. Права кандидатов

Кандидаты имеют право:

1) получать в доступной форме от отраслевых государственных органов, центров признания полную и достоверную информацию о порядке признания профессиональных квалификаций;

2) проходить процедуру признания в соответствии с квалификационной программой;

3) обращаться в суд с иском о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере признания профессиональных квалификаций.

Статья 16. Обязанности центра признания

Центр признания обязан:

обеспечить предоставление кандидатам информации о порядке проведения признания профессиональных квалификаций, перечня документов, необходимых для признания профессиональных квалификаций, в том числе через размещение на своих интернет-ресурсах, включая сроки и условия проведения и (или) пересдачи экзамена или экзаменов;

соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан в области охраны труда и техники безопасности, пожарной и промышленной безопасности и санитарно-гигиенических норм в процессе признания профессиональных квалификаций, и незамедлительно реагировать при нарушении этих требований;

разработать и утвердить квалификационные программы;

направлять сведения о выданных документах о признании профессиональных квалификаций, по согласованию лиц, прошедших признание профессиональной квалификаций, согласно порядку ведения цифровой платформы Национальной системы квалификаций;

соблюдать порядок рассмотрения апелляций по вопросам признания профессиональных квалификаций;

устанавливать стоимость услуги по признанию профессиональных квалификаций.

Статья 17. Требования к кандидату для прохождения экзамена или экзаменов на признание профессиональной квалификации

Для прохождения экзамена или экзаменов на признание профессиональной квалификации кандидат должен:

1) соответствовать возрасту для выполнения трудовых функций, установленному исходя из характера рода занятий, специфики производства и условий безопасности труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) предоставить полный пакет документов, необходимый для признания профессиональной квалификации, согласно правилам по признанию профессиональных квалификаций;

3) соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан в области охраны труда и техники безопасности, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-гигиенических норм при прохождении процедуры признания профессиональных квалификаций.

Статья 18. Признание неформального и информального образования в рамках признания профессиональных квалификаций

Результаты обучения, полученные через неформальное и (или) информальное образование, признаются центрами признания при прохождении процедуры признания профессиональных квалификаций в случае, если требования по признанию результатов неформального и (или) информального образования установлены соответствующими профессиональными стандартами, а при их отсутствии – квалификационными требованиями.

Для принятия решения о признании неформального образования в рамках признания профессиональной квалификации кандидат предоставляет в центр признания сертификат или свидетельство о завершении обучения, выданный организацией.

Для принятия решения о признании информального образования в рамках признания профессиональной квалификации кандидат предоставляет в центр признания описание результатов полученного обучения.

Статья 19. Признание навыка или навыков

1. Допускается признание отдельного навыка или навыков в центрах признания в рамках одной профессии.

2. Признание отдельного навыка или навыков осуществляется в случае, если требование по признанию навыка или навыков установлены соответствующими профессиональными стандартами, а при их отсутствии квалификационными требованиями.

3. При признании отдельного навыка или навыков в документе о признании профессиональной квалификации указываются наименование навыка или навыков, наименование профессиональной квалификации и профессии.

Статья 20. Порядок получения документа о признании профессиональной квалификации

Кандидаты, сдавшие экзамен или экзамены, получают документ о признании профессиональной квалификации.

В случае, если кандидат не прошел экзамен или экзамены в период своей временной нетрудоспособности, центр признания назначает время для пересдачи экзамена или экзаменов.

В случае, если кандидат получил отрицательное решение по итогам прохождения экзамена или экзаменов, центр признания выдает рекомендации для кандидата и определяет сроки пересдачи экзамена или экзаменов в соответствии с правилами по признанию профессиональных квалификаций.

Форма документа о признании профессиональной квалификации определяется правилами по признанию профессиональных квалификаций.

Срок действия документа о признании профессиональной квалификации устанавливается согласно реестру профессий.

Статья 21. Особенности рассмотрения апелляций по вопросам признания профессиональных квалификаций

В случае несогласия с результатами решения центра признания по итогам прохождения процедуры признания профессиональных квалификаций кандидат в течение пяти рабочих дней с даты информирования его о результатах вправе подать в центр признания заявление на апелляцию.

Заявление на апелляцию кандидата подлежит рассмотрению центром признания в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.

Для рассмотрения заявления на апелляцию кандидата о несогласии с результатами решения по итогам прохождения процедуры признания центр признания обязан:

создать апелляционную комиссию;

информировать кандидата об итогах рассмотрения заявления на апелляцию.

Апелляционная комиссия создается в соответствии с правилами по признанию профессиональных квалификаций.

Глава 4. АККРЕДИТАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПРИЗНАНИЯ

Статья 22. Аккредитация центров признания

Аккредитация центров признания проводится Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан на добровольной и безвозмездной основах.

Аккредитация включает следующие основные этапы:

прием, рассмотрение заявки и представленных документов;

экспертизу представленных документов;

обследование заявителя по месту нахождения;

принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации;

выдачу аттестата аккредитации со сроком действия три года;

заключение постаккредитационного договора.

3. Порядок аккредитации центров признания, отзыва, приостановления и прекращения действия аттестата аккредитации определяется уполномоченным органом.

4. Повторная аккредитация центров признания проводится с соблюдением всех этапов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Заявка на повторную аккредитацию подается заявителем не позднее шести месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.

Статья 23. Критерии аккредитации

1. Заявитель должен отвечать следующим критериям:

1) иметь статус юридического лица;

2) наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основе договора о совместной деятельности или во временном владении и пользовании помещения, оборудования и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по признанию профессиональных квалификаций;

3) наличие представленных профессий в реестре профессий;

4) соответствие проектов квалификационных программ требованиям, установленным уполномоченным органом.

2. Создание центров признания при организациях образования, указанных в подпунктах 1-10) пункта 4 статьи 40 Закона Республики Казахстан «Об образовании», не допускается.

Статья 24. Принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации

1. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается на основании результатов экспертизы представленных документов и обследования по месту нахождения заявителя Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

2. В случае принятия положительного решения в течение десяти рабочих дней выдается аттестат аккредитации с серийным номером, с занесением сведений в перечень аккредитованных центров признания и заключается постаккредитационный договор.

Постаккредитационный договор заключается между Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и центром признания в целях осуществления мониторинга деятельности центров признания.

Типовая форма постаккредитационного договора утверждается уполномоченным органом.

3. Мониторинг деятельности центров признания осуществляется путем наблюдения Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан за результатами проведения процедуры признания профессиональных квалификаций центрами признания.

В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга деятельности центров признания принимаются меры в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Закона.

4. При отрицательном решении заявителю направляется в письменном виде мотивированный отказ в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения по почте или посредством факсимильной связи, который считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

5. Заявитель вправе обжаловать решение по отказу в аккредитации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Отзыв и прекращение действия аттестата аккредитации

Аттестат аккредитации отзывается Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в следующих случаях:

наличие письменного заявления центра признания об отзыве аттестата аккредитации;

нарушение порядка признания профессиональных квалификаций;

по итогам мониторинга деятельности центров признания при обнаружении нарушений критериев аккредитации и условий постаккредитационного договора;

выявление подтвержденных жалоб в отношении лиц, получивших документ о признании профессиональной квалификации, в центрах признания.

Решение об отзыве аттестата аккредитации принимается Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в течение 10 рабочих дней со дня наступления событий и (или) выявления нарушений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Копия решения об отзыве аттестата аккредитации направляется в центр признания электронным способом через цифровую платформу Национальной системы квалификаций в течение трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Действие аттестата аккредитации прекращается по следующим основаниям:

1) наличие решения об отзыве аттестата аккредитации;

2) прекращение срока действия аттестата аккредитации;

3) прекращение (ликвидация) деятельности, реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) центра признания;

4) наличие решения суда о запрете на занятие деятельностью по признанию профессиональных квалификаций.

Глава 5. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Статья 26. Компенсации, гарантии и льготы кандидатам, направляемым работодателями на признание профессиональных квалификаций

VIII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» – ключевое событие национального рынка труда и профессионального образования. Дискуссии и мероприятия Форума нацелены на построение эффективного взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в парадигме развития рынка занятости.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

На Форуме будут рассмотрены стратегические вопросы развития национальной системы квалификаций и рынка труда, представлены кейсы и лучшие практики внедрения новых форм профессионального образования, взаимодействия работодателей и образовательных учреждений, независимой оценки квалификаций.

В разные годы участниками Форума становились Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Шмаков, Министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин.

В 2022 году к участию в мероприятии приглашены руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, университетов, образовательных учреждений среднего профессионального образования, ведущих промышленных предприятий страны, советов по профессиональным квалификациям, профессиональных союзов, эксперты рынка труда.

VIII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» пройдет в Санкт-Петербурге 28-30 ноября 2022 года в рамках Форума-выставки «Российский промышленник».

Участие в мероприятиях Форума – бесплатное. Чтобы стать участником, пройдите регистрацию на сайте.

Форум проводится под эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, при поддержке и участии Министерства труда и социальной защиты, Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России, советов по профессиональным квалификациям, средств массовой информации.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект 2012)

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации(далее – Российская рамка квалификаций) представляет собой краткое описание квалификации и путей ее достижения на территории Российской Федерации.

Российская рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации.

Российская рамка квалификаций применяется в целях:

  • международной и межотраслевой сопоставимости уровней квалификации и документов об образовании для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
  • планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста;
  • разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.

Российская рамка квалификаций представлена в таблицах 1 и 2, определяющих:

  • дескрипторы квалификационных уровней;
  • пути достижения квалификационного уровня.

Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое описание основных требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня, объединенных по показателям широты полномочий и ответственности работника, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы квалификационных уровней и пути достижения квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.

Читайте также:  Кондитерские изделия тр тс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *